38. Генезис каз.Народа, этнические корни, концепции, основные этапы.
Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. Существуют 2 концепции создания казахского народа: 1) Автохтонная концепция. Ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. К примеру: узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт. Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. 2) Миграционная концепция. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов). Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Однако нашествие монгольских войск замедлило этот процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Были разрушены сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Этногенез — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез или образование казахской народности имеет исторические предпосылки и определенные периоды. Можно выделить 3 основных периода генезиса казахского этноса: 1) индоевропейский (I тыс. до н.э.-1 половина I тыс. н.э.) - в этот период Казахстан был зоной обитания саков. В первой половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну. 2) тюркский период (сер. I тыс. н.э.-XIII в.) - этот период был связан с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В IX—XI вв. политическая гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В XI—XIII вв. территория Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В середине XII века в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в начале XIII века — найманы и кереиты. 3) монгольский период (XIII-XVвв.) - в этот период происходит монгольское завоевание и и вхождение территории Казахстана в состав монголо-татарских государств (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.). В конце XIV — начале XV вв. большинство тюркоязычных племён Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханств. С возникновением Казахского ханства во второй половине XV века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность.
39. Казахские жузы. Этническая тер-ия. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Особенностью Каз-на является то, что на ее территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV - XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетии вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климат. условиями Каз-на и образом жизни его населения - номадизмом. Кроме того, сказалось и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всею в монгольские улусы. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакгы, жалаиры. Средний жуз занимал район Центр-го и часть Сев.-Вост. Казахстана. В его составе - кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низмен-ти. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие. Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре. 40. Образование Казахского ханства. Борьба первых казахских ханов за землю и города в конце XV Образование Казахского ханства связано с политическими процессами 2-х государств: Ханством Абулхаира и Могулистаном. Во главе создания Казахского ханства стали султаны Жанибек и Керей. Они были недовольны политикой правления хана Абулхаира. Абулхаир хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный договор. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир хана Махмут султана в аманат. Таким образом, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. Поэтому порядок, который Абулхаир хан начинает устанавливать в своих владениях, были жесткими и очень суровыми. В связи с этим Жанибек и Керей откочевали в Могулистан, где их принял Есен-Буга. Есен Буга принял казахских султанов, т.к. он не мог противостоять против откочевавших племен во главе с Жанибеком и Кереем. Поэтому стремился опереться на Жанибека и Керея и обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом. Это внушают опасения Абулхаиру. Поэтому глава Узбекского ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. Однако в период этого похода он заболел и скончался. Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана на нескольких феодальных владений позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира. Конкретной их задачей была сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства. Цель первых казахских правителей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. Во-первых, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами. Города Отрар, Сыгнак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. Поэтому борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков – внука Абулхаир хана – Мухаммеда Шейбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в 80-90 гг. XV века. В их противостояния вмешались тимуриды и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе. Одним из видных предводителей казахских войск в период 70-90-х годов XV века был Бурундук хан - сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шли переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всем участникам этого противостояния. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана. У Мухаммед Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шейбани вынужден был удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном - сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр. Захватившие власть в Мавереннахре Шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в присырдарье. Для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами Средней Азии. Однако политика экономической блокады - запрет на торговлю – не имела желаемого успеха. После пребывания около двух лет в Бухаре, Мухаммед Шейбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступить на казахские земли. Походы нового правителя Мавереннахра на казахские земли в 1503-1504 гг., 1505-1506 гг., 1509-1510 гг. не принесли ему успеха. 1510 году Мухаммед Шейбани погиб в битве с Иранским шахом. Таким образом, конец XV и начало XVI веков стало для Казахского ханства периодом становления и укрепления с одной стороны, с другой - периодом защиты территории казахского ханства от претензий Мухаммеда Шейбани.
41. Касым хан. Возвышение ханства. Расширение тер-ии. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем, он положил начало правления потомков Джанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после того, как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Маверенахр. Касым-хан (1511-1521 г.), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Юж. Казахстане, в 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулисгана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию, в Вост.Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть Казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке включали обширные степные просторы и доходили до гор Улытау, оз. Балхаш, до отрогов Каркаралинских гор, на западе до реки Яик. Каз. ханство постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское гос-во при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В те годы казахи, как самост. этническая общность стали известны в Зап. Европе. По сведениям историка Хайдара число подданных хана Касыма определялось миллионом человек, он вошел в историю как «собиратель казахских земель». После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, который вскоре умер в сражении.
- 1. Трансформация социальных отношений и хоз. В каменном веке
- 2. Виды хоз.Деятельности и соц.Дифференциация на территории Каз. В бронзовом веке.
- 4. Политическая история саков.
- 5. Культура и искусство племён сакской эпохи.
- 6.Социально-политическая история древних усуней.
- 7.Политическая история гос-ва кангюев. Формы и особенности хоз-ва.
- 8.Образование кочевой империи гуннов. Общ. Строй. Система военной орг-ции.
- 9.Роль гуннов в отечественной и всемирной истории.
- 10. Этнополит. История и система управления Тюркского каганата
- 11. Западно-Тюркский каганат: политическая история, военно-адм. Система, этносоц. Стр-ра.
- 12. Тюргешский каганат: образование, борьба с династией Тан и арабами.
- 13. Политическая история и военно-адм. Управление Карлукского гос-ва.
- 14.Образование гос-ва и этнополит. Связи огузов. Общест. Строй. Причины ослабления.
- 15. Кимекский каганат: образование, племенной состав, причины падения.
- 19. Улусы найманов и кереитов: образование гос-ва, уровень соц.-полит. Развития.
- 20. Политическая история Кыпчакского ханства.
- 21. Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском гос-ве.
- 23. Древнетюркская письменность. Сод-е и знач. Рунических текстов, найд-х на Енисее и в Монголии.
- 24. Города Каз-на в VI-X вв.: экономический и соц.-полит. Анализ.
- 25. Городская культура Каз-на во второй пол. IX нач. Xш вв.
- 26. Вклад в развитие мир. Науки ученого среднев. Каз-на аль-Фараби.
- 27. Религиозные системы на терр.Ках-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христ-во, ислам.
- 28. Вшп на террит.Каз-на: направл., торговые и культур.Связи
- 29. Тюркская письменная лит-ра. Анализ основных произведений ю. Баласугуни и м.Кашгари.
- 30. Место в духовной жизни каз. Общества Кожа Ахмеда Ясауи. Суфизм.
- 31. Концепция, этапы и итоги татаро-монг.Нашествия
- 32. Образование Золотой Орды. Развитие улусной системы. Этнополит.Связи Зол.Орды
- 33. Система управления, факторы могущества и распада Золотой орды.
- 34.Полит история и гос.Устройство Ак-Орды.
- 35.Могулистан: образование, территория и этнический состав. Особенности и распад гос-ва.
- 36. Полит.История, этнич.Состав и система управления Ногайской Орды.
- 37. Политическая история гос-ва «кочевых узбеков».
- 38. Генезис каз.Народа, этнические корни, концепции, основные этапы.
- 42.Каз ханство во второй пол. XVI в. Правление Хак-Назара.
- 43.Вклад русских ученых в изучение Каз-на 17-19 вв.
- 44. Социал. Группы и категориив казахском обществе в 16-17вв.
- 45. Хозяйство и быт казахского народа в 16-17вв.
- 46. Устное народное творчество казахов в XVI- xvii1 вв.
- 47. Полит.Положение каз.Ханства при Тауекел хане.
- 48. Полит. Деят-сть хана Есима.
- 49. Причины и начало агрес. Полит. Джунг. Ханства в 40-е гг. XVII в. Обострение каз.-джунг.Отношений во вт.Пол. XVII в.
- 50. Полит. И дипломатическая деятельность Тауке хана.
- 51. «Жеты-Жаргы» Тауке хана.
- 52. Каз.-джунгар. Войны в xvii1 в. Борьба каз. Народа против джунгар. Агрессии.
- 53.Внутреннее и внешнеполит. Полож. Каз-на во вт.Пол. Xvii1 в. Ист.Роль Абылай хана.
- 54. Начало присоединения Каз-на к России. Хан Абулхаир как гос. И полит. Деятель.
- 55. Завершение присоединения Каз-на к России во второй пол. Xvii1- x1x вв.
- 57. Народно-освоб.Движение под рук. Сырыма Датова.
- 58. Устав 1822 г. «о сиб. Киргизах».
- 59. Устав 1824 г. «Об оренбургских киргизах».
- 60. Изменения в полит.Управлении и адм.Устр-ве Каз-на по реформам вт.Пол. X1Xв.
- 61. Переселенческая политика цар.России: этапы, итоги
- 62. Восстание Исатая Тайманова и м. Утемисова.
- 63. Нац.-освобод. Восстание 1837-1847 гг. Под рук. Хана Кенесары Касымова
- 64. Восстания под рук. Дж. Нурмухамедова и Есета Котибарова. Нар.-осв. Движ. На Мангышлаке
- 65. Переселение уйгуров и дунган в Каз-н во вт.Пол. XIX века. Причины, последствия.
- 66. Развитие в Каз-не промыш.Производства во вт.Пол. XIX в.
- 67. Развитие торговли и промыслов. Банковско-денежные отношения во 2-ой полов. 19в.
- 70.Абай Кунанбаев как основопол. Каз. Письм. Лит-ры.
- 71. Науч. И лит. Д-ть ш.Валиханова.
- 72. Культура Казахстана в конце XIX-начале хх вв.
- 73. Активизация политической жизни в Каз-не в нач. Хх в. Предпосылки формирования каз. Интеллигенции.
- 75. Национально-освободительное восстание 1916г. Причины, характер, основ. Очаги и лидеры дв.
- 76. Двоевластие в Каз-не и его особенности.
- 77. Образование и программа партии «Алаш».
- 78. Казахстан в Октябрьской революции 1917г. 2-й Всеказахский съезд и образ. Алаш-Орды.
- 80 Образование Каз.Сов.Государств-сти. Изменения в террит.-адм. Устройстве касср.
- 81. Политика «военного коммунизма».
- 82. Нэп и ее особ-сти в Каз-не.
- 83. Антикрестьянские репресссии сталинского режима. Политика раскулачивания.
- 84. Установление тоталит. Системы. Полит. Репрессии в Каз-не.
- 85. Индустриализация в Каз-не: задачи, особенности, итоги.
- 86. Коллективизация в Каз-не. Эконом и политич цели перевода кочевников на оседлость.
- 87. Массовый голод населения в период коллективизация и его демографические последствия.
- 89. Становление и развитие культуры Каз. В 20-30-е гг. Хх в.
- 91. Депортации народов в Кз в 1930-1940-х годов.
- 92. Кз. Военные соединения и воины на фронтах вов (1941-1945гг.)
- 97. Социально-экономические аспекты «хрущевской оттепели»
- 98. Развитие науки и культуры в 60-80 гг.Хх в.
- 100. Освоение целины в Кз: цели, итоги, последствия.
- 101. Социально-эконом развитие Каз-на в 1965-1985гг.
- 102. Негативные тенденции в социал. Положении каз. Общ-ва в 80-е гг. ХХв.
- 103. Тенденции эконом. Развития Кз в годы «перестройки»
- 104. Общественно-полит. Жизнь в Кз в годы «перестройки» (1985-1991гг.)
- 105. Исторические и соц.-экономич. Причины декабрьских событий 1986г. Значение
- 108. Конституция рк. Истор. Значен.
- 109. Приватизация-основа эконом. Реформ в рк
- 110. Внешнеполит. Приоритеты рк. Сотруднич. С междунар. Организац.
- 111.Социально-политическое развитие Казахстана на современном этапе.
- 112.Сотрудничество Казахстана с государствами-участниками снг
- 114. Духовное развитие в рк. Программа «Культурное наследие».
- 116.Демографическое развитие Республики Казахстан.
- 118. Работа н.А.Назарбаева «в потоке истории».
- 119. Работа н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие».
- 120. Послание Президента Назарбаева (2010 г.)