logo
История Казахстана шпора

30. Место в духовной жизни каз. Общества Кожа Ахмеда Ясауи. Суфизм.

С приходом ислама в Казахстан большое распространение получил суфизм - особое религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с божеством. Мистики-суфии и дервиши хорошо знали язык, обычаи, традиции и нравы своих народов и эффективно влияли на распространение ислама в регионе. В XII в. жил и творил глава тюркской ветви суфийского направления в исламе, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. В книге проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций: 1. Шариата - законы, традиции, обряды мусульманской религии; 2. Тарихата - идея Суфизма; 3. Хакихата - приближение, объединение с Богом; 4. Магрифата - познание религии. По некоторым версиям генеалогия Ахмета Ясауи возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Его жизнь и деятельность связана с г. Ясы (Туркестан). Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманисткими, зороастрийскими представлениями. Его проповеди справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Ясауи - основатель "тюркского" пути (тарикат) мистического познания Аллаха в исламе. Он признавал значимость идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания Бога самосознанием, о необходимости собственного духов. опыта на пути созерцания, общения, соединения с Богом. Ясауи вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе арабо-персидско-тюркского языкового взаимовлияния как мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Его произведение - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст "Хикметов" без перевода в оригинале. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман