72. Культура Казахстана в конце XIX-начале хх вв.
Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов. Образование. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Каз-не), русско-казахские и русско-туземные школы. Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г. Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы. Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае. В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры. Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие. Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации.
В начале ХХ в. начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Казахские книги выпускались в Петербурге, Ташкенте и особенно в Казани. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры (Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов) впервые были изданы после революции 1905-1907 гг. В 1909 г. изданы избранные произведения Абая. Предисловие написал племянник Какитай Исхаков. Творчество С. Торайгырова, С. Донентаева, Т. Изтлеуова, Машхур-Жусуп Копеева было известно в кругах передовой российской общественности. Произведения С. Торайгырова отражали перемены в жизни казахского аула. Его стихи и поэмы: «Шакирт ойы» (Мысль ученика), «Алты Лик» (Шесть ног), «Бир адамга» (Одному другу), «Адаскан омир» (Заблудшая жизнь) создавали правдивую картину жизни казахов. Произведения «Шуганын белгiсi» (Знак Шуги) Б. Майлина, «Калын мал» (Калым) С. Кубеева, «Камар сулу» (Красавица Камар) С. Торайгырова затронули тяжелую судьбу народа. В развитии казахского языка и литературы особое место занимает наследие А. Байтурсынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произведений «Маса» (Комар) вышел в 1911 г. в Оренбурге. А. Байтурсынов был редактором еженедельной газеты «Казах», издававшейся с 1913 г. С июля 1917 г. газета «Казах» стала официальным печатным органом организации «Алаш», но была закрыта по решению Торгайского областного съезда Советов. Крупным представителем казахской литературы начала ХХ в. являлся Ш. Кудайбердиев (1858-1931 гг.). Кудайбердиев был наиболее талантливым учеником великого Абая. Взгляды Шакарима получили отражение в произведениях: «Летопись турецких, киргизских, казахских ханов», «Условия мусульманства», поэмах «Калкаман-мамыр», «Енлик-Кебек».
Закон о развитии просвещения 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая препятствия для мусульманских школ: мектебов и медресе. В пропаганде идей просвещения и образования сыграли роль органы печати: журнал «Айкап», «Киргизская степная газета», «Степной край», газета «Казах», «Семипалатинский листок». «Областные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, также затрагивали проблемы просвещения. Михаэлис, Обручев, Пантусов, Коншин, даже губернатор Туркестанского края Куропаткин и др. чиновники публиковали немало исследований по истории, экономике, культуре Казахстана. В учебных заведениях не хватало учителей. Из 254 выпускников Туркестанской учительской семинарии за1883-1904 гг. казахов всего 38 человек (и 1 узбек) -11,4%. В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов. С детства принимая участие в айтысах, Жамбыл Жабаев совершенствовал талант импровизатора. Выдающийся поэт Нурпеис Байганин - страстный пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.
Среди кюйши (виртуозов-домбристов) и народных композиторов особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский «соловей» Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Калия Байжанов, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале ХХ в. Песни народных композиторов Естая «Майдаконы», Укили Ыбрая «Гакку», кюй Дины Нурпеисовой «Конил ашар» - казахская музыкальная классика.
- 1. Трансформация социальных отношений и хоз. В каменном веке
- 2. Виды хоз.Деятельности и соц.Дифференциация на территории Каз. В бронзовом веке.
- 4. Политическая история саков.
- 5. Культура и искусство племён сакской эпохи.
- 6.Социально-политическая история древних усуней.
- 7.Политическая история гос-ва кангюев. Формы и особенности хоз-ва.
- 8.Образование кочевой империи гуннов. Общ. Строй. Система военной орг-ции.
- 9.Роль гуннов в отечественной и всемирной истории.
- 10. Этнополит. История и система управления Тюркского каганата
- 11. Западно-Тюркский каганат: политическая история, военно-адм. Система, этносоц. Стр-ра.
- 12. Тюргешский каганат: образование, борьба с династией Тан и арабами.
- 13. Политическая история и военно-адм. Управление Карлукского гос-ва.
- 14.Образование гос-ва и этнополит. Связи огузов. Общест. Строй. Причины ослабления.
- 15. Кимекский каганат: образование, племенной состав, причины падения.
- 19. Улусы найманов и кереитов: образование гос-ва, уровень соц.-полит. Развития.
- 20. Политическая история Кыпчакского ханства.
- 21. Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском гос-ве.
- 23. Древнетюркская письменность. Сод-е и знач. Рунических текстов, найд-х на Енисее и в Монголии.
- 24. Города Каз-на в VI-X вв.: экономический и соц.-полит. Анализ.
- 25. Городская культура Каз-на во второй пол. IX нач. Xш вв.
- 26. Вклад в развитие мир. Науки ученого среднев. Каз-на аль-Фараби.
- 27. Религиозные системы на терр.Ках-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христ-во, ислам.
- 28. Вшп на террит.Каз-на: направл., торговые и культур.Связи
- 29. Тюркская письменная лит-ра. Анализ основных произведений ю. Баласугуни и м.Кашгари.
- 30. Место в духовной жизни каз. Общества Кожа Ахмеда Ясауи. Суфизм.
- 31. Концепция, этапы и итоги татаро-монг.Нашествия
- 32. Образование Золотой Орды. Развитие улусной системы. Этнополит.Связи Зол.Орды
- 33. Система управления, факторы могущества и распада Золотой орды.
- 34.Полит история и гос.Устройство Ак-Орды.
- 35.Могулистан: образование, территория и этнический состав. Особенности и распад гос-ва.
- 36. Полит.История, этнич.Состав и система управления Ногайской Орды.
- 37. Политическая история гос-ва «кочевых узбеков».
- 38. Генезис каз.Народа, этнические корни, концепции, основные этапы.
- 42.Каз ханство во второй пол. XVI в. Правление Хак-Назара.
- 43.Вклад русских ученых в изучение Каз-на 17-19 вв.
- 44. Социал. Группы и категориив казахском обществе в 16-17вв.
- 45. Хозяйство и быт казахского народа в 16-17вв.
- 46. Устное народное творчество казахов в XVI- xvii1 вв.
- 47. Полит.Положение каз.Ханства при Тауекел хане.
- 48. Полит. Деят-сть хана Есима.
- 49. Причины и начало агрес. Полит. Джунг. Ханства в 40-е гг. XVII в. Обострение каз.-джунг.Отношений во вт.Пол. XVII в.
- 50. Полит. И дипломатическая деятельность Тауке хана.
- 51. «Жеты-Жаргы» Тауке хана.
- 52. Каз.-джунгар. Войны в xvii1 в. Борьба каз. Народа против джунгар. Агрессии.
- 53.Внутреннее и внешнеполит. Полож. Каз-на во вт.Пол. Xvii1 в. Ист.Роль Абылай хана.
- 54. Начало присоединения Каз-на к России. Хан Абулхаир как гос. И полит. Деятель.
- 55. Завершение присоединения Каз-на к России во второй пол. Xvii1- x1x вв.
- 57. Народно-освоб.Движение под рук. Сырыма Датова.
- 58. Устав 1822 г. «о сиб. Киргизах».
- 59. Устав 1824 г. «Об оренбургских киргизах».
- 60. Изменения в полит.Управлении и адм.Устр-ве Каз-на по реформам вт.Пол. X1Xв.
- 61. Переселенческая политика цар.России: этапы, итоги
- 62. Восстание Исатая Тайманова и м. Утемисова.
- 63. Нац.-освобод. Восстание 1837-1847 гг. Под рук. Хана Кенесары Касымова
- 64. Восстания под рук. Дж. Нурмухамедова и Есета Котибарова. Нар.-осв. Движ. На Мангышлаке
- 65. Переселение уйгуров и дунган в Каз-н во вт.Пол. XIX века. Причины, последствия.
- 66. Развитие в Каз-не промыш.Производства во вт.Пол. XIX в.
- 67. Развитие торговли и промыслов. Банковско-денежные отношения во 2-ой полов. 19в.
- 70.Абай Кунанбаев как основопол. Каз. Письм. Лит-ры.
- 71. Науч. И лит. Д-ть ш.Валиханова.
- 72. Культура Казахстана в конце XIX-начале хх вв.
- 73. Активизация политической жизни в Каз-не в нач. Хх в. Предпосылки формирования каз. Интеллигенции.
- 75. Национально-освободительное восстание 1916г. Причины, характер, основ. Очаги и лидеры дв.
- 76. Двоевластие в Каз-не и его особенности.
- 77. Образование и программа партии «Алаш».
- 78. Казахстан в Октябрьской революции 1917г. 2-й Всеказахский съезд и образ. Алаш-Орды.
- 80 Образование Каз.Сов.Государств-сти. Изменения в террит.-адм. Устройстве касср.
- 81. Политика «военного коммунизма».
- 82. Нэп и ее особ-сти в Каз-не.
- 83. Антикрестьянские репресссии сталинского режима. Политика раскулачивания.
- 84. Установление тоталит. Системы. Полит. Репрессии в Каз-не.
- 85. Индустриализация в Каз-не: задачи, особенности, итоги.
- 86. Коллективизация в Каз-не. Эконом и политич цели перевода кочевников на оседлость.
- 87. Массовый голод населения в период коллективизация и его демографические последствия.
- 89. Становление и развитие культуры Каз. В 20-30-е гг. Хх в.
- 91. Депортации народов в Кз в 1930-1940-х годов.
- 92. Кз. Военные соединения и воины на фронтах вов (1941-1945гг.)
- 97. Социально-экономические аспекты «хрущевской оттепели»
- 98. Развитие науки и культуры в 60-80 гг.Хх в.
- 100. Освоение целины в Кз: цели, итоги, последствия.
- 101. Социально-эконом развитие Каз-на в 1965-1985гг.
- 102. Негативные тенденции в социал. Положении каз. Общ-ва в 80-е гг. ХХв.
- 103. Тенденции эконом. Развития Кз в годы «перестройки»
- 104. Общественно-полит. Жизнь в Кз в годы «перестройки» (1985-1991гг.)
- 105. Исторические и соц.-экономич. Причины декабрьских событий 1986г. Значение
- 108. Конституция рк. Истор. Значен.
- 109. Приватизация-основа эконом. Реформ в рк
- 110. Внешнеполит. Приоритеты рк. Сотруднич. С междунар. Организац.
- 111.Социально-политическое развитие Казахстана на современном этапе.
- 112.Сотрудничество Казахстана с государствами-участниками снг
- 114. Духовное развитие в рк. Программа «Культурное наследие».
- 116.Демографическое развитие Республики Казахстан.
- 118. Работа н.А.Назарбаева «в потоке истории».
- 119. Работа н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие».
- 120. Послание Президента Назарбаева (2010 г.)