logo
История Казахстана шпора

72. Культура Казахстана в конце XIX-начале хх вв.

Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов.  Образование. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Каз-не), русско-казахские и русско-туземные школы.  Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г. Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.  Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.  В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры.  Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие.  Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.  Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации. 

В начале ХХ в. начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Казахские книги выпускались в Петербурге, Таш­кенте и особенно в Казани. Первые книги выдающихся представителей националь­но-демократической культуры (Ш. Кудайберди­ев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов) впервые были изданы после революции 1905-1907 гг. В 1909 г. изданы избранные произведения Абая. Предисловие написал племянник Какитай Исхаков. Творчество С. Торайгырова, С. Донентаева, Т. Изтлеуова, Машхур-Жусуп Копеева было известно в кругах передовой российской общественности. Произведения С. Торайгырова отражали перемены в жизни казахского аула. Его стихи и поэмы: «Шакирт ойы» (Мысль ученика), «Алты Лик» (Шесть ног), «Бир адамга» (Одному другу), «Адаскан омир» (Заблудшая жизнь) со­здавали правдивую картину жизни казахов. Произведения «Шуганын белгiсi» (Знак Шуги) Б. Майлина, «Калын мал» (Калым) С. Кубеева, «Камар сулу» (Красавица Камар) С. Торайгырова затронули тяжелую судьбу народа. В развитии казахского языка и литературы особое место занимает наследие А. Байтур­сынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произ­ведений «Маса» (Комар) вышел в 1911 г. в Оренбурге. А. Байтурсынов был редактором еженедельной газеты «Казах», издававшейся с 1913 г. С июля 1917 г. газета «Казах» стала официальным печатным органом организа­ции «Алаш», но была закрыта по решению Тор­гайского областного съезда Советов. Крупным представителем казахской литературы начала ХХ в. являлся Ш. Кудайбердиев (1858-1931 гг.). Кудайбердиев был наиболее талантливым учеником великого Абая. Взгляды Шакарима получили отражение в произведениях: «Летопись турецких, киргизских, казахских ханов», «Условия мусульманства», поэмах «Кал­каман-мамыр», «Енлик-Кебек».

Закон о развитии просвещения 1906 г., положил начало открытию сме­шанных русско-казахских школ, создавая препятствия для мусульманских школ: мектебов и медресе. В пропаганде идей просвещения и образования сыграли роль органы печати: журнал «Айкап», «Киргизская степная газе­та», «Степной край», газета «Казах», «Семипалатинский листок». «Об­ластные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, также затрагивали проблемы просвещения. Михаэлис, Обручев, Пантусов, Коншин, даже губернатор Туркестанского края Куропаткин и др. чиновники публиковали немало ис­следований по истории, экономике, культуре Казахстана. В учебных заве­дениях не хватало учителей. Из 254 выпускников Туркестанской учи­тельской семинарии за1883-1904 гг. казахов всего 38 человек (и 1 узбек) -11,4%. В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов. С детства принимая участие в айтысах, Жамбыл Жабаев совершенствовал талант импровизатора. Выдающийся поэт Нурпеис Байга­нин - страстный пропа­гандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.

Среди кюйши (вир­туозов-домбристов) и народных композиторов особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый ком­позитор Сугур, казахский «соловей» Майра Шамсутдино­ва. Исполнительское искусство Калия Байжанов, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашау­баева сложилось в начале ХХ в. Песни народных компо­зиторов Естая «Майдаконы», Укили Ыбрая «Гакку», кюй Дины Нурпеисовой «Конил ашар» - казахская музыкальная классика.