logo
История Казахстана шпора

48. Полит. Деят-сть хана Есима.

После смерти хана Таукеля ханский титул перешёл к его млад. брату Есиму (1598-1628). Полит. положение Каз-на в начале XVII в. во время его правления было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом ханстве происходили сепаратистские выступления султанов, осложнились отношения казахов с каракалпаками. Есиму пришлось выдержать тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование полит. системы Каз. гос- ва. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая полит. права сословия чингизидов и установившая шир. права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Есим ханнын ески жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. Высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители каз. общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год в Улытау, Туркестане и под Ташкентом. В компетенции Маслихата было принятие наиболее важных решений о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана. Полномочия ханов в результате реформ нач. 17 в. были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верх. судьей, однако лишался ряда прав. Так, заключать мир, объявлять войну и направлять посольство он мог лишь с согласия Маслихата. Так же хан был лишен права выносить смертный приговор. Ослабление роли хана в полит. системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до нач. 18 в. Вместо улусной системе в нач. 17 в. была введена жузовая организация, когда все каз. земли были разделены между 3-мя жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. Законы Есима, созданные в период вторжения врагов, способствовали упрочнению единства и защиты и свидетельствует о высоких заслугах хана Есима, как гос. деятеля истории Казахстана.