logo
История Казахстана шпора

27. Религиозные системы на терр.Ках-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христ-во, ислам.

Наряду с собств. верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязыч. населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиоз. системы, созданные др.цивилизациями-буддизм, манихейство, христианство. В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного насел. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль ВШП. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране "десяти стрел", то есть в Зап.-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще 4 семиреч. города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специал. жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам. С серед. 14 в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовало политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана. Хотя кочевники внешне принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Для пропаганды ислама в Казахстана возникли религиозные суфийские ордена. Писались специальные трактаты на кыпчак. языке - богословские исследования. Так в 1430г был написан труд «Китаб Мукадимма», поясняющий и коментирующии положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – глариат подробно описывалась в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте 1421 г .