logo search
История Казахстана шпора

38. Генезис каз.Народа, этнические корни, концепции, основные этапы.

Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. Существуют 2 концепции создания казахского народа: 1) Автохтонная концепция. Ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. К примеру: узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт. Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. 2) Миграционная концепция. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов). Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Однако нашествие монгольских войск замедлило этот процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Были разрушены сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Этногенез — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез или образование казахской народности имеет исторические предпосылки и определенные периоды. Можно выделить 3 основных периода генезиса казахского этноса: 1) индоевропейский (I тыс. до н.э.-1 половина I тыс. н.э.) - в этот период Казахстан был зоной обитания саков. В первой половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну. 2) тюркский период (сер. I тыс. н.э.-XIII в.) - этот период был связан с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В IX—XI вв. политическая гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В XI—XIII вв. территория Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В середине XII века в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в начале XIII века — найманы и кереиты. 3) монгольский период (XIII-XVвв.) - в этот период происходит монгольское завоевание и и вхождение территории Казахстана в состав монголо-татарских государств (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.). В конце XIV — начале XV вв. большинство тюркоязычных племён Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханств. С возникновением Казахского ханства во второй половине XV века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность.

39. Казахские жузы. Этническая тер-ия. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Особенностью Каз-на является то, что на ее территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV - XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетии вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климат. условиями Каз-на и образом жизни его населения - номадизмом. Кроме того, сказалось и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всею в монгольские улусы. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакгы, жалаиры. Средний жуз занимал район Центр-го и часть Сев.-Вост. Казахстана. В его составе - кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низмен-ти. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие. Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре. 40. Образование Казахского ханства. Борьба первых казахских ханов за землю и города в конце XV Образование Казахского ханства связано с политическими процессами 2-х государств: Ханством Абулхаира и Могулистаном. Во главе создания Казахского ханства стали султаны Жанибек и Керей. Они были недовольны политикой правления хана Абулхаира. Абулхаир хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный договор. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир хана Махмут султана в аманат. Таким образом, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. Поэтому порядок, который Абулхаир хан начинает устанавливать в своих владениях, были жесткими и очень суровыми. В связи с этим Жанибек и Керей откочевали в Могулистан, где их принял Есен-Буга. Есен Буга принял казахских султанов, т.к. он не мог противостоять против откочевавших племен во главе с Жанибеком и Кереем. Поэтому стремился опереться на Жанибека и Керея и обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом. Это внушают опасения Абулхаиру. Поэтому глава Узбекского ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. Однако в период этого похода он заболел и скончался. Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана на нескольких феодальных владений позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира. Конкретной их задачей была сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства. Цель первых казахских правителей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. Во-первых, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами. Города Отрар, Сыгнак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. Поэтому борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков – внука Абулхаир хана – Мухаммеда Шейбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в 80-90 гг. XV века. В их противостояния вмешались тимуриды и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе. Одним из видных предводителей казахских войск в период 70-90-х годов XV века был Бурундук хан - сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шли переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всем участникам этого противостояния. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана. У Мухаммед Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шейбани вынужден был удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном - сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр. Захватившие власть в Мавереннахре Шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в присырдарье. Для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами Средней Азии. Однако политика экономической блокады - запрет на торговлю – не имела желаемого успеха. После пребывания около двух лет в Бухаре, Мухаммед Шейбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступить на казахские земли. Походы нового правителя Мавереннахра на казахские земли в 1503-1504 гг., 1505-1506 гг., 1509-1510 гг. не принесли ему успеха. 1510 году Мухаммед Шейбани погиб в битве с Иранским шахом. Таким образом, конец XV и начало XVI веков стало для Казахского ханства периодом становления и укрепления с одной стороны, с другой - периодом защиты территории казахского ханства от претензий Мухаммеда Шейбани.

41. Касым хан. Возвышение ханства. Расширение тер-ии. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем, он положил начало правления потомков Джанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после того, как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Маверенахр. Касым-хан (1511-1521 г.), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Юж. Казахстане, в 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулисгана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию, в Вост.Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть Казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке включали обширные степные просторы и доходили до гор Улытау, оз. Балхаш, до отрогов Каркаралинских гор, на западе до реки Яик. Каз. ханство постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское гос-во при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В те годы казахи, как самост. этническая общность стали известны в Зап. Европе. По сведениям историка Хайдара число подданных хана Касыма определялось миллионом человек, он вошел в историю как «собиратель казахских земель». После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, который вскоре умер в сражении.