Откуда ждать наступления?
Все мы в одной лодке, спору нет, но гребем-то кое с кем в разные стороны. Оттого, думается, и вертится наша лодка на месте, хотя вроде бы и неплохо разобрались мы за последнее время, куда нам плыть. Это все-таки сказочка для Хрюши и Степашки, будто мы путем братания с коррупционерами и казнокрадами доведем объявленную революцию до победного завершения. А нам кое-кто даже спорить с ними предлагает исключительно деликатно, с полным уважением к их казнокрадской позиции. Да как предлагает! С угрозой в голосе, показывающей, что в случае непослушания нашу-то позицию очень даже просто могут и перестать уважать. И это вполне правдоподобно, ибо большая часть механизмов реальной власти находится в руках бюрократии... Очень наивно было бы с нашей стороны полагать, что бюрократия (как социальная сила) теряет сейчас время даром. Она, надо отдать ей должное, уже нащупала наиболее уязвимые места перестройки и, не афишируя этого, тщательно закамуфлировав свои планы славословием в адрес объявленных реформ (в том числе и в адрес экономических методов управления вместо административных), готовит широкое наступление. Направление его выбрано, как мне кажется, безошибочно.
Стремительный рост количества продуктов и услуг, который в сфере индивидуального и кооперативного труда по законам рыночной экономики мог бы со временем привести к резкому удешевлению и того, и другого, всячески тормозится. Откровенно, любым - вплоть до абсурдных и уголовных (читайте «Криминальный помидор» И. Гамаюнова. - «Литературная газета», 12.08.87) способов. И заметьте - чаще всего именно на том основании, что «частники» норовят-де брать слишком высокую цену. В государственном же секторе, где царит монопольная экономика и стихийного снижения цен за счет конкуренции быть не может, на неуклонное взвинчивание цен нас приучают смотреть как на проявление высшей (скрытой от наших непосвященных умов) целесообразности. Трудно в связи с этим не присоединиться к тревоге, высказанной журналисткой М. Александровой: «Боюсь, что в случае подорожания продуктов люди могут отвернуться от перестройки как от "говорильни", при которой цены скачут выше отметки. И тогда поднимут голову истинные противники перестройки, которым гласность и демократизация поперек горла стоят» («Литературная газета», 12.08.87).
Надеюсь, читатель поймет правильно - вовсе не о нашем нежелании выделить на общее дело лишний рубль ведет речь М. Александрова, а о попытках воспользоваться волной пробужденного перестройкой энтузиазма и переложить на плечи трудящихся плату за бездарное руководство нашей экономикой на предыдущих этапах истории, сохранив тем самым для бюрократов возможность жить так, как они до сих пор жили.
Судьба перестройки, как уже говорилось, будет решаться прежде всего в сфере экономики, но...
Но дважды уже за годы советской власти сторонники декретивной, административной системы управления выигрывали бой за счет того, что умело переводили его из сферы экономики в сферу идеологии. Одержать верх в честном экономическом состязании (то есть доказать на деле преимущество административных способов управления народным хозяйством) у них не было ни малейшего шанса. У них и сейчас его нет. И можно не сомневаться, что они сделают все, чтобы состязание экономических моделей социализма снова перевести в сферу идеологических словопрений. И снова наши экономисты, наши хозяйственники, наши рабочие и крестьяне да и интеллигенты тоже могут оказаться неготовыми к этому, растеряются, спасуют перед избитыми демагогическими пассажами, начнут обороняться, приспосабливаться, оправдываться... Чем это кончается, мы знаем.
Первых ласточек в этом отношении набралось уже вполне достаточно, чтобы ясно стало, куда они собираются лететь. Не требуется особой политической проницательности, чтобы предвидеть главное направление идеологических атак. Собственно говоря, еще и перестройка не начиналась, а атаки на нее уже велись с неукротимостью, достойной восхищения. Так сказать, превентивно. И чтобы в решающую минуту нам не спасовать перед этим бешеным напором, надо, пока позволяет время, разобраться, в чем его суть, кто за ним стоит, что его шатает. Для этого, думается, было бы интересно переключиться с глобального масштаба на предельно локальный. Идеология ведь функционирует не в абстрактном «общественном сознании», а только во вполне конкретных, единичных человеческих головах и душах! Чтобы выяснить, к примеру, чем болен океан, недостаточно только аэрофотосъемки, надо еще и, отделив от океана одну каплю воды, скрупулезно исследовать ее под микроскопом.
Кони как «Символ брожения»
В наш вялый, чиновный век мы как-то отвыкли встречать на газетных полосах авторов, которые, невзирая на меняющуюся политическую конъюнктуру, хранят верность раз и навсегда избранному ими идеалу, горячо и без оглядки отстаивают идеологическую концепцию. Журналистка Е. Лосото именно из таких цельных, несгибаемых, убежденных публицистов. Она обладает редким даром за пустяками, за случайно вырвавшейся у кого-то фразой увидеть глобальную политическую проблему, сквозь бытовую мелкую деталь (какие-нибудь сережки, джинсы) прозреть классовую сущность человека. Ни в одной из прочитанных мной в «Комсомольской правде» 40 ее статей я что-то не вспомню слов «не берусь судить», «не знаю», «мне кажется»... Е. Лосото и сомнения, похоже, еще более несовместимы, чем гений и злодейство. Приговор ее всегда окончательный и обжалованию не подлежит.
Соответственно выглядят и предлагаемые меры воздействия, исправления, пресечения. Дух героини «Оптимистической трагедии» или по меньшей мере дух Плюмбума явственно ощущается во всех рассматриваемых публикациях. «...Мы должны этих дикарей воспитывать, а когда надо - наказывать» (23.08.85); «...самое важное сейчас... ставить молодых людей на марксистско-ленинские позиции» (3.12.85). Обращаясь к революционному прошлому, журналистка не таит своих личных симпатий к террористическим актам («...и бомбу швырнешь, и сама взорвешься, зато избавишь страну от очередного пожирателя наших лучших людей» - 28.09.86). Но особенно мило ее сердцу такое «благородное дело», как цареубийство. В очерке «Вольность» с удовлетворением констатируется: «...партия большевиков решила затянувшуюся историю "цареубийства". Семейство Романовых, обагренное кровью русских революционеров всех поколений, наконец-то исчезло с лица земли. Вот это и есть святая русская правда» (1.08.86). Похоже, борьбу за кровные интересы трудового народа журналистка понимает в буквальном смысле этого слова, то есть что уже в этом-то случае кровь проливать - святое дело. Впрочем, она сознает, что отнюдь не всякий народ есть народ в трансцендентальном смысле этого слова. О нуждах мужиков, например, мы, признаемся честно, проявлять озабоченность вынуждены. И то не ради них самих, разумеется, а только из-за того, что нерасторопность исторического развития заставляет людей, достойных лучшей участи - Чернышевского и его соратников, - делать ставку в революции на мужика, именуемого в интеллигентских кругах крестьянином. И что, скажите на милость, оставалось делать Чернышевскому? Он ведь революционер, так? Стало быть, хочешь не хочешь, а революцию делать надо, так? Ну а для кого? И главное - с кем? Представляете положеньице? Пролетариат-то ведь еще не созрел! «И надо было верить в мужика, в его революционность, ибо больше было верить не в кого! Это противоречие - ведущий растительную жизнь мужик и вера в его революционность - послужит причиной духовного краха многих и многих людей: кто-то сопьется, кто-то сойдет с ума, кто-то просто умрет безвременно...» (25.09.86).
Хорошо, что позже пролетариат все-таки наконец появился, и необходимость пить горькую отпала сама собой, но плохо, что мужик-то при этом сохранился. Да противный какой стал! Раньше, когда еще в него верить надо было, он был таким, каким мужику и положено быть, чтобы сострадание вызывать и у революционеров порывы к борьбе стимулировать, то есть «темным, забитым, безграмотным» (26.09.86). Но ведь то-то в мужике и плохо, что из кожи он всегда лез, чтобы уклониться от этой своей исторической миссии - быть темным и забитым. А ведь известно: стоит мужику залечить поротую задницу, наесться досыта, грамотешки нахвататься, как начинает он у пролетарски ориентированных журналисток чувство классовой неприязни вызывать. И до какого краха могут ведь довести! Е. Лосото даже сатирический гений Щедрина вынуждена призвать на помощь, чтобы выразить всю полноту негодования двойственной мелкобуржуазной сущностью мужика, которого, как волка, сколько ни корми, он все норовит сам себя кормить - о «крепком хозяйстве» мечтает. Иными словами, есть он «потенциальный кулак», и о каком-то его перевоспитании вести речь просто ненаучно: «"Хозяйственный мужик" с идеалом "дома - полной чаши" ничего, кроме копейки, в душе носить не может, и надо вовсе "отлететь" от действительности и от логики развития событий, чтобы подозревать в "хозяйственном мужичке" способности к гражданским деяниям» (29.05.86).
Совсем иное дело - пролетарий. Не в конкретном его грубом, «овеществленном» виде, а в смысле опять-таки трансцендентальном - как чистая, непорочно зачатая идеологическая идея. Реальные пролетарии тоже сплошь и рядом проявляют опасную тягу к «отступлению», «перерождению», «уходу», «скатыванию»... Глаз да глаз за ними нужен и каждодневная идеологическая работа, вернее сказать - проработка.
Но давайте все же приглядимся, на позиции какого именно «марксизма» пробует Е. Лосото ставить молодых читателей «Комсомольской правды». Начнем, как рекомендуют учебные методики, с философии.
«Диалектика есть диалектика. По ее законам явление неизбежно имеет свое отрицание...» (23.08.85). К диалектике это высказывание Е. Лосото, конечно, некоторое отношение имеет, но, думается, не большее, чем слово «тягомотина» к закону всемирного тяготения. Диалектическое отрицание (снятие) предполагает противоречие, таящееся внутри явления (отнюдь не «любого», а такого, которое способно к развитию!). Журналистка не только делает отрицание внешним для явления, но и превращает в нечто разговорное, расчленив его на «умное, революционное, марксистское» и «тупое», «анархическое». Диалектическое отрицание, увы, ни плохим, ни марксистским, ни антимарксистским бытъ не может. Это вечная, универсальная категория бытия, которое возникло, думается, все же до появления марксизма.
Очень уверенно чувствует себя Е. Лосото и в сфере гносеологии. «Содержание сознания целиком и полностью социально, зависит от общества... чему же там отражаться, кроме как реальности? Больше-то отражаться нечему. Родился человек ни с чем, безо всего... (*Не правда ли невольно вспоминается незабвенной памяти Трофим Денисович Лысенко. Та же лапидарность, тот же суровый «рембрандтовский» стиль: «Заяц не есть заяц...». А скептики скорбели, будто мы уже разучились так писать! – А.Н.) все формы сознания зависят от бытия и существуют неизбежно...» (23.08.85). Много довелось мне читать всякого по теории отражения про сущность сознания и его формы, попадались рассуждения глубокие и банальные, умные и глупые, но такого я еще не встречал. В приведенном коротком абзаце есть все: философские термины, лишившиеся всякого смысла, воспоминания о каких-то цитатах из классиков, заучивавшихся в далекие студенческие времена, теория tabula rasa, примененная совершенно не к месту, и восхитительное в своей откровенности убеждение, что нет ничего на свете легче и приятнее, чем быть философом.
Каждый из нас может ошибиться, допустить неточность, сморозить глупость... В статьях Е. Лосото самое впечатляющее - боевой задор, гордость собой в те прискорбные мгновения, когда она от лица марксизма и пролетарской идеологии преподносит какую-нибудь (теоретическую, фактическую или языковую) нелепость.
То от лица Ленина отождествит социальное с политическим («...именно политическая позиция является основой личности человека» - 3.12.85), хотя с позиций марксизма человек - существо социальное, общественное, а не политическое!
То, демонстрируя глубину своего «пролетарского интернационализма», сообщит о месте ссылки Чернышевского (речь идет о Вилюйске): «Местные жители находились в состоянии дикости». Зато «в Астрахани есть и не дикое население» (28.09.86).
То мы вдруг вопреки сложившимся еще в четвертом классе убеждениям узнаем, что «времена (?) и классы всегда (?) были и никуда не девались» (19.12.85).
Вообще, коль скоро мы коснулись языка статей, невозможно удержаться хотя бы от нескольких цитат:
«На русскую общину того времени смотреть не с кочки прадедовского домика, а с точки зрения теории» (25.09.86);
«Сейчас вот вдруг всюду замаячил Нечаев во всех ипостасях... Куда ни плюнь - везде Нечаев» (26.09.86);
«У каждого социального явления - свои теоретики, идеологи. Нет явления - нет и его идеологов» (7.06.87).
А вот раскрытие смысла скульптурной композиции В. и Н. Никифоровых (снимок воспроизведен в газете): «Декабристы выехали за город, обсуждают планы общественного переустройства России. Кони - символ брожения в армии». Так вот и написано черным по белому (01.08.86). Из той же статьи можно узнать, что «патриотизм не может быть висящим в воздухе», и многое другое столь же неожиданное...
Новый мир. 1988. №2//
Цит. по: История отечественной журналистики… 2009. С. 339-357
- Ю.Н. Афанасьев (род. В 1934 г.)
- Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
- Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
- (Род. В 1941 г.)
- Почему трудно говорить правду
- Спор о свободе совести в вкп(б)
- Карл Каутский против Льва Троцкого
- В.А. Коротич (род. В 1936 г.)
- По праву демократии
- Как боеприпасы в бою
- О.Р. Лацис (1934-2005)
- Перелом
- Г.Х. Попов (род. В 1931 г.)
- Извлекая уроки
- А.И. Приставкин (1931-2008)
- Ответственность
- А.Д. Сахаров (1921-1989)
- Выступление на первом съезде народных депутатов ссср
- Декрет о власти
- Первое на советском телевидении интервью программе «пятое колесо», ленинград
- Последнее выступление
- Ю.Ф. Карякин (род. В 1930 г.)
- «Ждановская жидкость», или против очернительства
- Соавтор 37-го
- И совесть — очернительство?
- Алхимики
- Имени Вернадского
- (Род. В 1931 г.)
- Идеалы или интересы?
- По страницам газет и журналов Парадоксы перестройки
- Чудище - огромно и стозевно!
- Откуда ждать наступления?