logo
К ГОСам, 2015 / ХХ век / ТЕКСТЫ / Публицистика периода перестройки - тексты

Декрет о власти

Исходя из принципов народовластия, Съезд народных депута­тов заявляет:

  1. Статья 6 Конституции СССР отменяется.

  2. Принятие законов СССР является исключительным правом Съезда народных депутатов СССР. На территории союзной республики законы СССР приобретают юридическую силу после ут­верждения высшим законодательным органом союзной республики.

  3. Верховный Совет является рабочим органом Съезда.

  4. Комиссии и комитеты для подготовки законов о государственном бюджете, других законов и для постоянного контроля за деятельностью государственных органов, над экономическим, со­циальным и экологическим положением в стране - создаются Съездом и Верховным Советом на паритетных началах и подотчетны Съезду.

5. Избрание и отзыв высших должностных лиц СССР, а именно:

  1. Председателя Верховного Совета СССР,

  2. Заместителя Председателя Верховного Совета СССР,

  3. Председателя Совета Министров СССР,

  4. Председателя и членов Комитета конституционного надзора,

  5. Председателя Верховного Суда СССР,

  6. Генерального прокурора СССР,

  7. Верховного арбитра СССР,

  8. Председателя Центрального банка,а также:

  1. Председателя КГБ СССР,

  2. Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию,

  3. Главного редактора газеты «Известия»

- исключительное право Съезда.

Поименованные выше должностные лица подотчетны Съезду и независимы от решений КПСС.

  1. Кандидатуры на пост Заместителя Председателя Верховного Совета и Председателя Совета Министров СССР предлагаются Председателем Верховного Совета СССР и, альтернативно, народными депутатами. Право предложения кандидатур на остальные поименованные посты принадлежит народным депутатам.

  2. Функции КГБ ограничиваются задачами защиты международной безопасности СССР.

Примечание. В будущем необходимо предусмотреть прямые об­щенародные выборы Председателя Верховного Совета СССР и его Заместителя на альтернативной основе.

Я прошу депутатов внимательно изучить текст Декрета и поста­вить его на голосование на чрезвычайном заседании Съезда. Я прошу создать редакционную комиссию из лиц, разделяющих основную идею Декрета. Я обращаюсь к гражданам СССР с просьбой поддержать Декрет в индивидуальном и коллективном порядке, подобно тому, как они это сделали при попытке скомпрометирован меня и отвлечь внимание от вопроса об ответственности за афган­скую войну.

Я хотел бы возразить тем, кто пугает невозможностью обсуж­дать законы двумя тысячами человек. Комиссии и комитеты под­готовят формулировки, на заседаниях Верховного Совета обсудят их в первом и втором чтении, и все стенограммы будут доступны Съезду. В случае необходимости дискуссия продолжится на Съезде. Но что действительно неприемлемо - если мы, депутаты, имея мандат от народа на власть, передадим наши права и ответствен­ность своей одной пятой, а фактически - партийно-государственному аппарату и Председателю Верховного Совета.

Продолжаю. Уже давно нет опасности военного нападения на СССР. У нас самая большая армия в мире, больше чем у США и Китая, вместе взятых. Я предлагаю создать комиссию для подго­товки решения о сокращении срока службы в армии (ориентиро­вочно в два раза для рядового и сержантского состава, с соответст­вующим сокращением всех видов вооружения, но со значительно меньшим сокращением офицерского корпуса), с перспективой перехода к профессиональной армии. Такое решение имело бы огромное международное значение для укрепления доверия и ра­зоружения, включая полное запрещение ядерного оружия, а также огромное экономическое и социальное значение. Частное замечание: надо демобилизовать к началу учебного года всех студентов, взятых в армию год назад.

Национальные проблемы. Мы получили в наследство от стали­низма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики «разделяй и властвуй». Жертвой этого наследия являются малые союзные рес­публики и малые национальные образования, входящие в состав союзных республик по принципу административного подчинения. Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению. Сейчас эти проблемы драматически выплеснулись на поверхность. Но не в меньшей степени жертвой явились большие народы, в том числе русский народ, на плечи которых лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике. В нынешней острой межна­циональной ситуации необходимы срочные меры. Я предлагаю переход к федеративной (горизонтальной) системе национально-конституционного устройства. Эта система предусматривает предоставление всем существующим национально-территориаль­ным образованиям, вне зависимости от их размера и нынешнего статуса, равных политических, юридических и экономических прав, с сохранением теперешних границ (со временем возможны и, вероятно, будут необходимы уточнения границ образований и состава федерации, что и должно стать важнейшим содержанием работы Совета Национальностей). Это будет Союз равноправных республик, объединенных Союзным Договором, с добровольным ограничением суверенитета каждой республики в минимально не­обходимых пределах (в вопросах обороны, внешней политики и некоторых других). Различие в размерах и численности населения республик и отсутствие внешних границ не должны смущать. Проживающие в пределах одной республики люди разных нацио­нальностей должны юридически и практически иметь равные по­литические, культурные и социальные права. Надзор за этим дол­жен быть возложен на Совет Национальностей. Важной пробле­мой национальной политики является судьба насильственно пере­селенных народов. Крымские татары, немцы Поволжья, турки-месхи, ингуши и другие должны получить возможность вернуться к родным местам. Работа комиссии Президиума Верховного Совета по проблеме крымских татар была явно неудовлетворительной.

К национальным проблемам примыкают религиозные. Недо­пустимы любые ущемления свободы совести. Совершенно недопус­тимо, что до сих пор не получила официального статуса Украин­ская католическая церковь.

Важнейшим политическим вопросом является утверждение роли советских органов всех уровней истинно демократическим путем. В избирательный закон должны быть внесены уточнения, учитывающие опыт выборов народных депутатов СССР. Институт окружных собраний должен быть уничтожен, и всем кандидатам должны быть предоставлены равные возможности доступа к сред­ствам массовой информации.

Съезд должен, по моему мнению, принять постановление, со­держащее принципы правового государства. К этим принципам относятся: свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями дейст­вий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства; демократизация судебной и следст­венной процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд при­сяжных; следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: ее единственная задача - следить за исполнением Закона). Я призываю пересмотреть законы о митингах и демонстрациях, о приме­нении внутренних войск и не утверждать Указ от 8 апреля.

Съезд не может сразу накормить страну. Не может сразу разре­шить национальные проблемы. Не может сразу ликвидировать бюджетный дефицит. Не может сразу вернуть нам чистый воздух, воду и леса. Но создание политических гарантий решения этих проблем - это то, что он обязан сделать. Именно этого от нас ждет страна! Вся власть Советам!

Сегодня внимание всего мира обращено к Китаю. Мы должны занять политическую и нравственную позицию, соответствующую принципам интернационализма и демократии. В принятой Съез­дом резолюции нет такой четкой позиции. Участники мирного демократического движения и те, кто осуществляет над ними кро­вавую расправу, ставятся в один ряд. Группа депутатов составила и подписала обращение, призывающее правительство Китая пре­кратить кровопролитие.

Присутствие в Пекине посла СССР сейчас может рассматри­ваться как неявная поддержка действий правительства Китая пра­вительством и народом СССР. В этих условиях необходим отзыв посла СССР из Китая! Я требую отзыва посла СССР из Китая!

2 июня 1989 года

Сахаров АД. Мир, прогресс, права человека. М., 1990. С. 111-116 //

Цит. по: История отечественной журналистики… 2009. С. 198-203