Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
В самом деле, не пора ли прояснить, о чем, собственно, идет речь, какого неизмеримого масштаба ответственность возлагается сегодня на сознание, гражданскую позицию, социальные действия каждого из нас.
Два года назад апрельский Пленум ЦК КПСС впервые обозначил исторический шанс. Это уже был во многом иной шанс, по-иному трудный, по-иному обнадеживающий, чем после 1956 года. Странно было бы сейчас пребывать в уверенности, будто такой шанс, если бы мы его упустили, повторится, снова останется про запас. Поэтому мы его не упустим, не имеем права упустить. В конце второго тысячелетия мировая история не дремлет на завалинке и не собирается терпеливо поджидать нас еще лет 15-20. Революционную энергию и надежду народа нельзя держать в морозильнике. М.С. Горбачев тысячекратно прав, когда настойчиво формулирует в своих выступлениях эту или сходную мысль.
Не согласятся ли мои оппоненты именно ее сделать мерой серьезности нашего спора?
Понятно, что от своевременного осмысления прошлого, от сегодняшнего самосознания в немалой степени зависит, что завтра произойдет с нашим и с мировым социализмом. Поэтому, не скрою, в письме группы историков партии для меня важнее всего с определенностью выраженное сущностное неприятие перестройки.
Вот, по-моему, центральное место, суть письма четырех: «Перестройка - это не разрушение, а создание, восхождение к новым высотам исторической науки». Возглашено со знакомой «монументальностью». Но формула эта - нелепость с точки зрения и грамматической, и политической. Приставка «пере» - переделка, пере-стройка, а не просто стройка, не пристройка - означает в русском языке разрушение и созидание одновременно, и нельзя, как ни крути, отделить одну сторону медали от другой. Созидание - да! Но не на пустыре, и, так сказать, на занятом уже пространстве, в гуще давно сложившихся экономических, политических, идеологических структур и формирований, на которых ценное, оправдавшее себя, имеющее перспективу должно послужить опорой и условием, а что-то отброшено как балласт и тормоз для раскрытия возможностей социализма. Может быть, мои оппоненты объяснят, каким образом можно установить новые способы хозяйствования, не разрушая прежние? Как научиться демократии - не разрушая бюрократии? Как овладеть новым мышлением - не одолев прежнего догматического? В том числе: овладеть новым историческим взглядом на советское общество, не покончив с примитивными клише, умолчаниями, а порой и подделкой?
И все-таки ваша формула перестройки не столько нелепость, сколько позиция. Присмотримся к ней ближе.
Сначала о состоянии историко-партийной науки. Она в застое не «по мнению Афанасьева», как изображают дело авторы письма: я лишь один из тех, кто разделяет мнения, прозвучавшие на Всесоюзном совещании обществоведов. А ведь на нем были высказаны слова весьма нелестные, в частности про учебники, что можно читать лишь «под дулом пистолета». Недавно на съезде комсомола М.С. Горбачев снова подчеркнул, что нам нужна новая, честная и мужественная книга по истории Родины, партии, не обходящая драматических сторон и не оставляющая белых пятен. Не о том ли и речь?
Если в исторической науке последних десятилетий застоя не было, если «сотни книг и статей» были столь хороши, то укажите, пожалуйста, хотя бы одно из произведений, где бы до 1985 года речь шла не об «успехах развитого социализма», а, например, о механизме торможения развития. Не стал бы я задавать сей риторический вопрос, если бы в письме четверых сложившееся состояние «историографии КПСС и СССР» не оценивалось с таким радостным по нынешним временам самодовольством.
Что ж, куда похвальнее, ценнее подобная откровенность, чем поддакивать «перестройке», имитировать ее. Она позволяет по крайней мере судить о сложностях перестройки психологических стереотипов у вузовских преподавателей. Печально, конечно, в наше время констатировать социальную пассивность, бездумное отношение к окружающей действительности многих людей, живущих по правилу: «Нас так учили». Еще страшнее девиз: «Мы так учили и будем так учить».
Нет! История партии - не застывшее знание, а учителя должны и сами уметь переучиваться.
Мои оппоненты считают, что не было и нет никакой сталинской схемы победы Октября и строительства социализма. А что же как не эта схема положена в основание «Краткого курса», сущность которой, кажется, не вполне еще раскрыта в нашей литературе? Дальнейший анализ ее оставим для историографических дискуссий монографических исследований. Укажем лишь на характерные признаки этой схемы: история партии по существу сводилась к внутрипартийной и межпартийной борьбе внутри рабочего и демократического движения, а борьба мнений, поиск истинных путей революции, разногласия внутри партийного руководства квалифицировались как чей-то злой умысел. Складывавшимся при этом группировкам задним числом наклеивался ярлык «антипартийных», движимых контрреволюционными побуждениями. Расхождения в политических убеждениях и позициях подменялись фантастическими уголовными обвинениями. Именно такая версия истории партии, заложенная в «Кратком курсе», и воспроизводилась потом в историко-партийной литературе.
Ленинская же позиция была совсем иной. Ленин мыслил широкими категориями. Для него на первом месте всегда оставался объективный анализ положения масс в революции, соотношение классов. Он требовал оценивать исторических лиц по их действительным заслугам на разных этапах борьбы, не ставя те или иные политические шатания «в вину им лично», выявляя социальные корни имевших место расхождений. Ленин умел учитывать политическую эволюцию деятелей партии, не перебрасывать на прошлое оценок этих лиц более позднего происхождения, но и не заимствовать из прошлого отношения к ним в новых, каждый раз неповторимых, условиях.
Почему бы нам не обратить внимание на такое ленинское обобщение: «Перед самой Октябрьской революцией в России и вскоре после нее ряд превосходных коммунистов в России сделали ошибку, о которой у нас неохотно теперь вспоминают. Почему неохотно? Потому, что без особой надобности неправильно вспоминать такие ошибки, которые вполне исправлены» (ПСС, т. 41, с. 417).
Вы указываете, что вот-де Афанасьев ссылается только на письма В.И. Ленина «К съезду» и «умалчивает» о том, какую длительную и острую борьбу вели В.И.Ленин, партия до и после Октября с Троцким и троцкистами... Не совсем ясно, на что наводят тень. То ли хотят уязвить автора в нежелании высказываться по острой проблеме, то ли не прочь заподозрить и в некоем намерении. А пора бы усвоить, что аргумент «умолчал» и ему подобные давно не в цене. И к нашему научному диспуту тем более не имеют касательства, что в моей статье ни о Троцком, ни о троцкизме вообще не было речи.
Никто (и я, разумеется, в том числе) не претендует на истину в последней инстанции. Наряду с подготовкой нового учебника по истории партии должны появиться и многие другие сугубо исследовательские труды, развернутся, наконец, дискуссии. Понадобится введение в научный оборот замалчивавшихся ранее или впервые извлеченных из архивов источников. Во многих случаях будут, надо полагать, предложены новые трактовки и оценки тех или иных событий, явлений, фигур отечественной истории. Вопросов у меня лично, например, больше, чем ответов. Мы все рассчитываем в скором будущем получить эти ответы путем углубленного исследования историко-партийных проблем.
Необходимы не «пересмотр исторического пути советского народа», не отказ от тех революционных воспоминаний или воспоминаний об Отечественной войне, которые воистину дороги и святы для нас, но пересмотр конъюнктурных лекций и учебников, чтобы можно было с удвоенной энергией, обдуманно работать над будущим.
Важно подчеркнуть, что качества, названные М.С. Горбачевым - честность и мужество, - есть главное не только нравственное, но и политическое условие успешного осуществления научных исследований.
Надо учитывать и то, что прошлое, тем более недавнее трудное прошлое не исчезает, как пейзаж в окне мчащегося вагона. Мы не только продолжаем говорить о нем - мы несем его с собой, храним в себе. Предстоящее обновление социалистического общества включает и новое, самое непредвзятое прочтение также нашей собственной истории.
Московские новости. 1987. 10 мая//
Цит. по: История отечественной журналистики… 2009. С. 74-77
- Ю.Н. Афанасьев (род. В 1934 г.)
- Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
- Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
- (Род. В 1941 г.)
- Почему трудно говорить правду
- Спор о свободе совести в вкп(б)
- Карл Каутский против Льва Троцкого
- В.А. Коротич (род. В 1936 г.)
- По праву демократии
- Как боеприпасы в бою
- О.Р. Лацис (1934-2005)
- Перелом
- Г.Х. Попов (род. В 1931 г.)
- Извлекая уроки
- А.И. Приставкин (1931-2008)
- Ответственность
- А.Д. Сахаров (1921-1989)
- Выступление на первом съезде народных депутатов ссср
- Декрет о власти
- Первое на советском телевидении интервью программе «пятое колесо», ленинград
- Последнее выступление
- Ю.Ф. Карякин (род. В 1930 г.)
- «Ждановская жидкость», или против очернительства
- Соавтор 37-го
- И совесть — очернительство?
- Алхимики
- Имени Вернадского
- (Род. В 1931 г.)
- Идеалы или интересы?
- По страницам газет и журналов Парадоксы перестройки
- Чудище - огромно и стозевно!
- Откуда ждать наступления?