Ответственность
(Статья печатается с сокращениями).
Со времени чернобыльских событий прошло чуть более года. Судебный процесс над виновниками аварии на АС прозвучал еще одним суровым уроком. Чернобыль оказался событием всенародным, общей нашей бедой, но и границей между двумя временами. Оно рассекло наше бытие надвое: на время уходящее, полное умолчания, таинственных и скрытных дел, всяческих слухов и т д., и на время новое, мы называем его эпохой гласности.
Вспомните, как разительно отличались скомканные, растерянные, далекие от истинного положения дел информации первых дней Чернобыля, созданные по образцам прошлой нашей жизни, от последующего: передач, статей, хроник, пресс-конференций, где и звучала долгожданная правда, полная горечи и трагизма, о том, что же реально произошло.
В течение немногих, по сути, дней мы вдруг научились по-новому говорить и думать, так как прежде не умели и даже не догадывались уже, что сумеем.
Конечно, мы еще не научились не верить слухам, да, наверное, не скоро научимся. И не надо громко обвинять киевлян, что они-де такие-сякие и никак не хотят слушать авторитетные заявления свыше об их нынешней безопасности. Многие не верят, а спросите их: почему?
Мы слишком долго здесь и там врали, скрывали истину, а иной раз по привычке и теперь продолжаем это делать. Так что же вы хотите от людей? Вот когда мы научимся говорить правду, одну только правду и ничего, кроме правды, они и то не сразу научатся только ей и верить. <...>
Один из моих дальних родственников даже строил Чернобыль. А еще мой приятель физик-атомщик там бывал в командировках. Но это нисколько не сблизило меня с происшедшим. А вот день, когда принесли газеты с фотографиями пожарных, погибших от ожогов и облучения, я не забуду. Как и чувства, пережитые, когда я вглядывался в их молодые, прекрасные лица. И вот что меня обожгло, такая странная мысль: а что бы стало со мной, с моей семьей, да и с каждым из нас, не положи они в те критические мгновения свои единственные, свои драгоценные жизни в радиоактивный, дьявольский, вырвавшийся на волю пламень?
До каких бы границ продлилась наша общая беда и сколько бы жизней сегодня, и завтра, и далеко вперед она унесла?!
Странно сравнивать с минувшей войной, но вспоминается мне давний трагический сорок первый, когда фашистские танки вышли к Москве и на их пути были брошены курсанты. А танки шли, как на параде, фронта не существовало, и считанные часы отделяли их от границ города. И никого, кроме этих необстрелянных, совсем еще молоденьких ребят. Сейчас мы уже кое-что знаем, почему так произошло. Но они встали на пути все сметающего огня, плохо обученные и плохо вооруженные, как, впрочем, и наши парни пожарные, которые оказались перед смертельным огнем без защитной одежды...
Но и те, и другие выиграли какие-то мгновения и ценой своей жизни спасли нас и Москву, и страну.
Знали ли ребята пожарные, спасая от огня четвертый блок реактора, что они в тот момент, как на подмосковном шоссе, прикрывают от смерти и столицу, и страну, да и весь мир? Нет, не уверен, что они вот так думали, и это никакого значения не имеет. Главное, что они такими были уже до катастрофы, и так были воспитаны, так ощущали свой долг, что они в ответственности за все вокруг и за вверенную им атомную станцию.
А теперь главный вопрос: всегда ли нужна катастрофа, подобно чернобыльской, чтобы мы наконец ощутили, что все зависим друг от друга и от личной ответственности за свою «станцию», за свой «четвертый блок». То есть за любое, в общем, дело, которое каждый взял на себя... И безответственность каждого из нас складывается в нашу общую безответственность. Чернобыль лишь самая высокая точка. Видная отовсюду, а сколько других, менее видных, «малых чернобылей» горят от нашего безразличия к себе самим, от нашей безответственности?
Что же с нами произошло? Почему за многие годы мы выработали общественный и хозяйственный механизм, зачастую основанный на общей безответственности.
Он начинается от мелочей и кончается главным. Попробуйте доискаться и узнать, кто отвечает, скажем, за сорванный рейс автобуса, за отсутствие молока в магазине, за путаницу с расписанием и т.д. Трудно, если не невозможно. А страшней того, что уже не берутся узнавать. Убив время, силы, нервы, все равно услышишь стереотипную фразу: «Это не мы, это до нас... Кто-то, кто теперь уже не тут, а где-то...» И его не найти, ибо он неуловим в силу своей взаимозаменяемости и прикрытости. Развалил - и переведен. А новый, который вместо него, он, ясно, за того, кто развалил, отвечать не хочет. Но когда и он развалится, его прикроет третий... И несть им числа! <... >
И так сверху донизу. В одном случае мы говорим о временах «культа», в другом - о методах «волюнтаризма в руководстве», в третьем речь заходит о годах «неподвижности и застоя». Слава богу, если назовут имя, наскоро и как бы стеснительно, а то и просто упомянут безымянно и как бы отвлеченно. А ведь недостатки и промахи, а то и трагедии (которые почище чернобыльских) были-то вполне конкретные. И творили их конкретные люди, и расхлебывал вполне конкретный наш народ...
Удобно спрятаться за системой, но ведь существует и личная ответственность! Перед обществом, перед друзьями и товарищами и, наконец, перед детьми! Перед совестью своей, ее-то никто не отменял во все времена и при всех системах. И пока эти критерии приглушены или вовсе отсутствуют, мы не гарантированы от того, что не повторим ошибок прошлого. Любая система, в том числе и сталинская, опиралась на верных исполнителей и ими была страшна. За спину системы хорошо кому-то спрятаться. Но ведь существуют и прямые исполнители, которые лично отвечают за свои дела...
За многие годы безответственности мы выработали даже новый, почти биологический тип человека, не обязательно руководящего, а вообще человека, которого можно бы назвать «гомо безынициативный». Есть и другие варианты: «гомо лежачий», «гомо равнодушный» и т.д.
Формула безразличия, равнодушия. «Ломать не делать, душа не болит». Впрочем, подозреваю, что ее как раз придумали неравнодушные по отношению к равнодушным. Ответственность же начинается именно с боли, чувства вины, причем личной вины за происходящее вокруг. Даже за то, что «наломали» другие. <...>
Засекреченность, анонимность в бывшие времена не только отстраняла нас от информации, но и снимала с нас вину за происходящее. Как можно отвечать за то, чего я не знаю! И многих это вполне устраивало.
Вот печатают в газетах письма, в некоторых раздаются возгласы, не такие уж малочисленные, что пора бы с изображением наших недостатков остановиться, прекратить свои дозволенные речи.
Не верьте этим голосам. Если они и болеют, то лишь за себя. Легче жить, закрыв глаза, и не ведать, что же с нами происходило. <...>
Мы даже учились для своего удобства ничего не видеть вокруг и оправдываться перед собою. Тем более что сверху нам постоянно подбрасывали про «временные трудности», которые мы скоро, даже очень скоро «переживем и преодолеем», а нынешнее поколение (которое по счету?) будет - ни больше ни меньше - жить уже при коммунизме. Вот уже и легче. <...> И не надо на нас «вешать» того, что мы не сделали. Мы-то люди маленькие, винтики, так сказать. Ваша система, ваши недостатки, ваши недогляды нас никак не касаются.
Так мы жили, так рассуждали. Страшно это. Но, по-моему, страшней другое - что многие пока что готовы и дальше так жить. Оттого и письма про «негатив», хотя еще и не окно, а лишь форточку гласности мы приоткрыли...
Вот собратья по перу, у которых и боль, и вина, и чувство несправедливости должны быть стократ обостреннее. Но иные из них изощренно запугивают себя, того же обывателя такими, например, выражениями, как: «сердитая литература», «репрессивная критика», «репрессивная публичная дискредитация», «угроза новой культурной литературы», «демонстрация литературной требухи и изнанки», «отрицающая культура» и тому подобное.
Все это с последних пленумов писателей.
Для того им даден великий, могучий и т.д. русский язык, чтобы сводить счеты с высокой трибуны? Пишите лучше, это и будет ваш ответ всем вашим врагам. <...>
Ну, скажите, достойно ли бросать в адрес друг друга подобное: «трусы», «дезертиры», «маловеры», «некрофилы», «враги»... Особенно последнее такое родное словцо так и вспоминается, да в сочетании с другим, как, например, «враги народа»... Иное и без него достаточно, когда в адрес противника звучит: «раскачивать корабль»! Или даже как приговор: «прицел на зарубеж»! Непонятно, конечно, кто там и чем прицеливается, бежать ли надумал или только издаваться решил? Но неопределенность-то даже страшней! Главное, напугать, заставить поверить, что поднявшаяся из небытия и будто бы похороненная высокая литература Твардовского, Ахматовой, Платонова, Гроссмана вовсе не нужна. <...>
Тон дискуссий почти всегда связан с их аргументацией, здесь нельзя разделять, надо помнить, за что споры и против чего. Стремясь к сплочению, пониманию нашей общности, надо останавливать мастеров погромных фраз. Я уж устал их выписывать: «честолюбцы», «якобинцы», «цивилизованные варвары», «лжедемократы», «бесталантливые новоиспеченные гении», «темные люди», «бездарности», и прочая, и прочая. Привыкнув к оглобельным аргументам, отработав их на многих, - в том числе на Твардовском, чьим именем любят клясться, - мастера упомянутых терминов не привыкли получать сдачи, начинают искать защиты в демагогии в собственной и чужой.
Один из выступающих, например, набросав своим коллегам всяческих обвинений в «снобистском цинизме», «демагогии», «фальшивоякобинском брюзжании» и даже «слабоумии», закончил свою речь так: «Давайте будем внимательней, бережливей, уважительней... друг к другу...»
Ну, право, как герой болгарского сатирика Радой Ралина, который обращался так к своему ближнему: «Человек человеку друг, товарищ и брат, слышишь ты, скотина?»
А ведь именно от писателей люди ждут слов, исполненных тревоги и ответственности за все, что происходило и происходит сейчас в стране. Ждут конкретной помощи, а не запальчивых слов и не борьбы за привычные привилегии, многотомники, награды и тому подобное. <... >
Нет, будет неправда, если я не скажу, что лучшие из писателей приходят в мир со своими серьезными проблемами. Одна из них, может быть, впервые так открыто поднятая, национальная проблема сохранения национальной культуры советских народов, их истории, преподавания в школе языка и т.д. Жизнь показывает, что не сегодня и не вчера возникли и обострились эти проблемы. Но, слава богу, наконец мы можем открыто о них поговорить.
Другая проблема, уже очень давняя. Мы много пишем о сохранении природы, об экологическом кризисе, но дела-то в этой области улучшились ненамного.<... >
В начале этого года мне довелось присутствовать на семинаре очеркистов в Ислочи под Минском. Съехавшиеся молодые очеркисты с болью повествовали о том, что же происходит у них на родине, то есть на Дальнем Востоке, в Закарпатье, в Средней Азии и т.д. Когда три десятка очеркистов подряд рисуют картины одна
страшней другой, которые объединяются в общую глобальную картину разрушения природы, начинаешь понимать, что нужны какие-то общие меры, отдельные, частные попытки при всей их нужности спасти нас не смогут. Нужна общая обстановка нетерпимости в любой точке, где могут угрожать природе. Законом, даже строгим, нам не обойтись. Запрет вовсе не гарантия безопасности, если отсутствуют у людей сдерживающие нравственные преграды. И даже наоборот, закон может притупить общественное зрение, создать иллюзию своевременно наступившей помощи, усыпить нас. <...>
Перестройка - трудная вещь. Но она наступила вовсе не потому, что кто-то ее так сильно захотел. Без нее дальше оказалось невозможно жить. Мы во всей нашей жизни и в нашей морали подошли к тому рубежу, за которым пропасть, катастрофа. И Чернобыль доказал нам, как призрачно наше бытие и как до поры неощутима, но смертельно опасна может быть безответственность. Нужна ли нам еще одна катастрофа для того, чтобы наконец понять, что во многих точках бытия, в том числе экологической, и экономической, и общественной подступил «радиоактивный» распад, грозящий нам катастрофой? И если мы до конца этого не поймем и не осознаем своей ответственности, беда может стать непоправимой. Об уроках Чернобыля забывать не имеем права.
Огонек. 1987. №32. С. 7-8//
Цит. по: История отечественной журналистики… 2009. С. 165-170
- Ю.Н. Афанасьев (род. В 1934 г.)
- Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
- Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
- (Род. В 1941 г.)
- Почему трудно говорить правду
- Спор о свободе совести в вкп(б)
- Карл Каутский против Льва Троцкого
- В.А. Коротич (род. В 1936 г.)
- По праву демократии
- Как боеприпасы в бою
- О.Р. Лацис (1934-2005)
- Перелом
- Г.Х. Попов (род. В 1931 г.)
- Извлекая уроки
- А.И. Приставкин (1931-2008)
- Ответственность
- А.Д. Сахаров (1921-1989)
- Выступление на первом съезде народных депутатов ссср
- Декрет о власти
- Первое на советском телевидении интервью программе «пятое колесо», ленинград
- Последнее выступление
- Ю.Ф. Карякин (род. В 1930 г.)
- «Ждановская жидкость», или против очернительства
- Соавтор 37-го
- И совесть — очернительство?
- Алхимики
- Имени Вернадского
- (Род. В 1931 г.)
- Идеалы или интересы?
- По страницам газет и журналов Парадоксы перестройки
- Чудище - огромно и стозевно!
- Откуда ждать наступления?