Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
Мне кажется, мы еще не в полной мере осознали, почему применительно к перестройке говорим - революция, почему сопоставляем ее историческое значение с Октябрьской революцией, откуда, наконец, этот остро ощущаемый многими драматизм - «сейчас или никогда». Советские люди взялись за немыслимо сложное дело - начали возводить здание социализма в стране, еще не вырвавшейся из пут патриархальщины и феодализма, с отсталой экономикой, без прочных демократических традиций, в стране, взятой в кольцо и вынужденной в ожидании нападения и при отражении агрессии формировать темпы на каждом этапе своего развития.
Объективные посылки, сочетание крайне неблагоприятных внешних и внутренних факторов не оправдывают и многое из того, что дано было пережить, но объясняют ситуации, сделавшие возможными те беды и трудности, с которыми мы столкнулись и часть которых преследует нас до сих пор. Возможными, хотя и неизбежными. Думать, будто тогда все, что было, «соответствовало» обстоятельствам и лишь годы спустя «перестало соответствовать», значило бы недооценивать альтернативность, присущую любой социальной формации, в некотором смысле выдавать сами наши ошибки и неудачи за «закономерную» фазу социализма. Догматизм, как и все прочие крайние деформации социалистического развития, конечно же, не был запрограммирован учением Маркса и Ленина. Он явился отступлением от него. Если, скажем, речь идет о беззаконии и преступлениях, то они были также действиями и преступлениями против социализма.
Сегодня мы на переломе. Всему миру ясно - отсюда и такой острый интерес к СССР - мы хотим меняться. Стоять на месте в бурно меняющемся мире - смертельно опасно. А мы хотим открыть глаза не только на этот меняющийся мир, но и на самих себя. Наша открытость миру во многом зависит от нашей способности познать себя.
В этих-то условиях, в момент тяготения к обновлению и самоочищению, мы ощущаем: что-то смущает наш ум, что-то не позволяет почувствовать себя вполне раскованными. И каждый, особенно кто постарше, знает или по крайней мере догадывается, что «что-то» - нередко наше трудное и сложное прошлое все еще ждущее беспристрастного анализа. То прошлое, которое по обыкновению отнюдь не исчерпывая его сущности, именуется «сталинские времена». В общем, двух мнений быть не может, что методы проведения коллективизации противостояли ленинскому плану кооперации, что укрепление и воспроизводство бюрократии, исключительно административные способы управления обществом - явления, чуждые социализму. Так же, как массовые репрессии, как апатия и страх, который они внушали, были надругательством над идеалами социализма. Представление, будто все это не затронуло основы основ социализма - ошибочны. Сказалось, и даже очень. Не признав и не приняв этого, мы не проникнем в сущность феномена вульгаризации марксизма в стране, задавшейся целью осуществить это гуманистическое учение, не разберемся, куда уходит корнями низкая производительность труда, увековеченные очереди и нехватки, «теневая экономика». Вряд ли есть нужда себя в чем-то успокаивать - через успокоительные иллюзии мы тоже прошли. Как прошли через неверие и застой, коррупцию и ложь, через стремление отложить на потом десталинизацию, восстановление правды во имя справедливости - и социальной, и человеческой, и любой другой.
Сейчас мир видит: мы, будучи верны социализму подлинному, не намерены довольствоваться социализмом декларативным, который словно в насмешку поименовали «реальным социализмом». Двусмысленная формула противопоставляла теорию практике, хотя, возможно, имела назначение засвидетельствовать факт торжества нового строя. Она приглашала в мнимо гегелевском духе «примириться с действительностью», принять наличествующее, все как есть, за сбывшийся социализм. А если что и не соответствует идеалам и учению Маркса и Ленина, то что ж... (этого, как правило, не договаривали) - жизнь поправляет мечты.
Смысл последних решений партии к тому и сводится, что не всякая наша реальность социалистична, зато потенции социализма реальны. Они совсем не исчерпаны предшествующим развитием, скорее задействованы лишь в малой степени. Экономический уровень и социальный опыт, выстраданный нашей партией, позволяют добиться, чтобы, по выражению М. Горбачева, социализма стало больше, чтобы сам социализм стал во всех отношениях человечным.
Мы хотели сделать перестройку необратимой. А это означает решительно выкорчевать нами же осужденные реликты прошлого, сформировавшиеся много лет назад и напоминающие о себе по сей день в экономических, социальных, духовных структурах.
В сущности, как мне думается, в этом прежде всего революционность перестройки. Мы хотим создать настоящий социализм с высочайшей производительностью труда, последовательным народовластием, гласностью, с его принципом: свободное развитие каждого - условие свободного развития всех.
Но что для этого нужно в плане анализа и оценки прошлого? Вопрос труднейший и с познавательной, и с политической, и с моральной точек зрения. Вряд ли кто-либо в состоянии дать на него исчерпывающий ответ. Одно, однако, ясно: кроме гражданского мужества и правдивости здесь нужны еще и коллективные усилия, упорные изыскания, творчество. Не сразу и не все дается в руки. Не все внешне очевидное окажется истинным. Нас могут постичь разочарования и неудачи. Только отступаться от начатого обновления мышления никак нельзя. Нельзя уже потому, что на былом, очень круто замешенном, грядущее. И наша человечность накрепко связана с нашей способностью полно, честно и чистосердечно вобрать былое в себя, то есть осознать и понять его. В этом смысле каждый из нас, жаждущих сделать перестройку своим личным делом и главным призванием, должен стать своего рода живым мемориалом знаний, мыслей, чувств.
Докопаться до сорных корешков прошлого и вырвать их не означает отвернуться, отстраниться от того времени, почувствовать себя непричастным к тому, а для некоторых комфортнее, но всегда безответственнее. Нет! Сталинские времена - это целая и цельная эпоха, сотканная из огромного множества самых разных противоречий, внутренних и международных, экономических и социальных, определявших коллизии социалистического строительства в нашей стране и судьбы миллионов.
Опасны вообще любые попытки отгородиться, укрыться, видеть только себя, слышать только свой голос. Чтобы одолеть собственные привычки к однозначности, к поиску простых, а не сложных причин, чтобы понять, откуда проистекает нетерпимость и жестокость, надо вернуть в круг света тех, кого уже нет, и попытаться их понять. Понять всех, без исключения каких бы то ни было фигур, попытаться вместе со Сталиным проникнуть в самые тайные тайны того времени, в том числе и в сокровенную тайну любви и ненависти к самому Сталину. Просто отречься, конечно же, легко. Легко отделаться заклинаниями от неприятного прошлого. Но это легкость не знания, легкость бестрепетности и напряженности. Не поняв других, того, что было до нас, мы никогда не познаем себя. Следовательно, былое всех зовет к ответу - тех, кто честно жил в овеянные легендами 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, кто и тогда работал с энтузиазмом и сражался геройски, и тех, которые есть и будут после. Это великое нравственное испытание, и через него надо пройти. Разорвать былое на хорошее и плохое, да так, чтобы хорошее записать в актив лишь социализму и себе, а все остальное Сталину, нет смысла даже пытаться. Ничего путного из этого не выйдет. Мы от себя не уйдем, из нашего трудного прошлого не выведем важного знания для нашего будущего.
В последнее время в нашей прессе наметилась склонность к осторожным полутонам, к заранее предопределенной дозировке светлого и темного, к балансу хорошего и плохого. Действительно, любой перехлест в любую сторону неуместен. Говорить о «плохом», отрицая «хорошее», столь же вредно, как «частное» противопоставлять «общему». И наоборот. Но нельзя заранее, еще до начала непредвзятого исследования, возводить штакетник, устанавливать открытые зоны и новые запреты. Тем более что очень трудно бывает провести грань между более важным и менее важным, между идеализацией и драматизацией. Кстати, не во власти ученого драматизировать прошлое. Оно от историка вообще никак не зависит - оно такое, таким оно было. А вот мы во всем зависим от прошлого, в нем сформировалось наше общество, все его структуры и мы сами. Вот почему мы должны смело войти в него, как в свой дом. Нелепо бояться самих себя.
Наше хорошее главным образом в том, что мы стали страной, способной сделать наконец решающие шаги к зрелому полномерному социализму, в том, что мы остались верными революционным идеалам, возненавидев то, что предавало и предает их, что деформировало и деформирует социализм. В то же время мы понимаем, что нельзя вновь и вновь приниматься за перестройку. Десталинизация общества должна быть доведена до конца. Это и есть мера словам и поступкам.
В некоторых публикациях на историческую тему проглядывает порой и стремление свести дело к пересмотру отдельных фигур, фактов, событий. Это, конечно, тоже надо делать. Это интересует всех. Меня, например, почти на каждом выступлении спрашивают: «Как вы относитесь к Бухарину?» Что сказать? Не надо быть узко специализированным историком-профессионалом, а надо быть просто человеком, чтобы сказать, что государственного преступника Бухарина никогда не существовало. А дальше? Дальше нужны факты, только факты, все факты.
И с непременным условием - нельзя относиться к прошлому, как к дистиллированной водице, не надо его заранее гармонизировать. Без глубокого осмысления прошлое может возбудить самые разные чувства, реанимировать худшее из предрассудков, предоставить примеры чему угодно, утвердить своего рода «достоверную неправду». Или полуправду, которая хуже лжи. Ведь разорвав однажды прошлое на куски, можно вполне превратить эти куски в хоругвь. Историческое сознание станет достойным компонентом научно обоснованной политики лишь тогда, когда рационалистический анализ прошлого возобладает над субъективными желаниями и эмоциями.
М. Горбачев сказал о неудачах экономики 50-х, 60-х, 70-х годов. Историки обязаны с надлежащей глубиной и разумностью ответить на вопрос: «Почему?» Да, это обязанность науки, ибо на идеологических полупустотах прочного здания не построишь, а дозированное отношение социальному опыту - не наука.
Приходится признать, что еще недавно мы существовали от юбилея до юбилея, и юбилеев оказывалось в нашей стране в большем достатке, чем чего-либо иного. Покончив с затовариванием юбилеев, мы тем не менее по-человечески вправе отдать дань праздничной традиции. Вот только как? Ленин, как известно, относился к юбилеям, как к природной неизбежности, но полагал, что и юбилей можно рационально обратить на пользу революционному делу, если увидеть в нем повод для критических раздумий над собой, над тем, что мы пока еще сделать не сумели или еще плохо, но, как это ни трудно, сделать обязаны - и сделаем непременно!
Московские новости. 1987. 13 сентября//
Цит. по: История отечественной журналистики… 2009. С. 78-82
и.м. клямкин
- Ю.Н. Афанасьев (род. В 1934 г.)
- Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
- Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
- (Род. В 1941 г.)
- Почему трудно говорить правду
- Спор о свободе совести в вкп(б)
- Карл Каутский против Льва Троцкого
- В.А. Коротич (род. В 1936 г.)
- По праву демократии
- Как боеприпасы в бою
- О.Р. Лацис (1934-2005)
- Перелом
- Г.Х. Попов (род. В 1931 г.)
- Извлекая уроки
- А.И. Приставкин (1931-2008)
- Ответственность
- А.Д. Сахаров (1921-1989)
- Выступление на первом съезде народных депутатов ссср
- Декрет о власти
- Первое на советском телевидении интервью программе «пятое колесо», ленинград
- Последнее выступление
- Ю.Ф. Карякин (род. В 1930 г.)
- «Ждановская жидкость», или против очернительства
- Соавтор 37-го
- И совесть — очернительство?
- Алхимики
- Имени Вернадского
- (Род. В 1931 г.)
- Идеалы или интересы?
- По страницам газет и журналов Парадоксы перестройки
- Чудище - огромно и стозевно!
- Откуда ждать наступления?