logo search
Uchebnik_Kulturologiya

Сорокин п.А. Кризис нашего времени

Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не свя­занных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом вся­кой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергают­ся схожей трансформации. Мы живем и действуем в один из поворотных моментов че­ловеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чув­ственная) исчезает, а другая форма лишь появляется.

Настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чув­ственной формы западного общества и культуры, за которым по­следует новая интеграция, столь же достойная внимания, какой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета. Точно так же как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной фор­мы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. В западной куль­туре конца средних веков таким же образом произошла смена од­ной фундаментальной социально-культурной формы на другую – идеациональной на чувственную форму.

Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены. Когда созида­тельные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности ре­ализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, под­вергались как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непро­дуктивными.

В течение последних четырех столетий преобладающей моде­лью современной культуры во всех ее компонентах была чувствен­ная форма, хотя наряду с ней существовали (как побочные) идеациональная и другие формы изобразительного искусства, религии, философии, юриспруденции, этики, образов жизни и мышления.

Теперешние наши трудности происходят от разрушения чув­ственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII в. и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех сек­торах западной культуры. Ни одна из конечных форм не вечна. Ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступив­шей нынче в период своего заката. Замена одной фундаментальной формы культуры другой – идеациональной на чувственную, и на­оборот. Такие изменения очень редки. В течение трех тысячелетий это случилось только четыре раза. Но кризис производит основа­тельную и эпохальную революцию в человеческой культуре.

Каждая из трех основных культур – идеациональная, идеа­листическая, чувственная – имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отличную от другой как внешними признаками, так и внутренним содержанием.

Идеациональное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность-ценность есть Бог.

Чувственное искусство живет и развивается в эмпирическом мире чувств. Реальный пейзаж, человек, реаль­ные события и приключения, реальный портрет – таковы его темы.

Идеалистическое искусство является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действитель­ности. Оно является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства.

Три главные системы истины соответствуют нашим трем сверхсистемам культуры, а именно: идеациональной, идеалисти­ческой и чувственной системам истины и знания. Идеациональная истина – это истина, открываемая милостью Божией через его глашатаев (пророки, мистики, «отцы церкви»), обнаруживаемая сверхчувственным способом посредством мистического опыта, пря­мого откровения, божественной интуицией и вдохновением. Такая истина может быть названа истиной веры. Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях. Чувственная истина суть истина чувств, постигаемая органами чувственного восприятия.

Идеалистическая истина есть синтез двух других истин, то есть синтез, созданный нашим разумом. В отношении чувственных явле­ний она признает роль органов чувств как источника и критерия достоверности или недостоверности любого утверждения. По от­ношению к сверхчувственным явлениям она заявляет, что их по­знание невозможно посредством чувственного опыта; напротив, постичь ее возможно, лишь обращаясь к прямому откровению Бога. Человеческий разум соединяет в единое целое истину чувств, истину веры и истину разума.

С изменением доминирующей сверхсистемы культуры систе­ма истины подвергается соответствующим изменениям. Что немыслимо или неверно с чувственной точки зрения, может быть возможным и совершенно истинным с точки зрения христианской истины веры, и наоборот.

Сорокин П. Кризис нашего времени //Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.427-504.