logo
Uchebnik_Kulturologiya

Емелин в.А. Постмодернизм: проблемы и перспективы.

В настоящее время в отношении к постмодернизму наблюдается широкий спектр противоречивых позиций – начиная от полного отрицания существования этого социокультурного явления и заканчивая попытками тотальной "постмодернизации" всего общества

Утверждение постмодернистского мировоззрения – это длительный, начавшийся в конце шестидесятых и не завершившийся до сих пор процесс. Причем процесс далеко не однозначный, разноплановый, вызывающий самые противоречивые оценки и споры, что, собственно говоря, характерно для постмодернистского сознания. В процессе создания концепции постмодернизма участвуют литераторы, философы, архитекторы, социологи, искусствоведы, и даже религиозные деятели, все они, скрещивая и противопоставляя, порой парадоксальным образом, самые различные области гуманитарных знаний, пытаются в эклектической пестроте новейшей культуры установить "сложнейший порядок хаоса". Становление постмодернистского мировоззрения можно будет считать завершенным тогда, когда его категории из теоретических конструкций, доступных интеллектуалам, превратятся в навыки мышления и умонастроения широких слоев населения. В настоящее время постмодернистский дискурс постепенно охватывает все новые области социокультурного пространства, тем не менее, значительная его часть по-прежнему остается под властью модернистских идей. В общем, в этом нет ничего плохого, и как отмечал Вольфганг Велш, постмодерн – это не антимодерн, ибо он включает в себя модерн . Но включает он его наряду с другими парадигмами, ни одна из которых не является привилегированной и все они находятся в непрекращающейся конкуренции. В этом плюрализме и заключается сама суть постмодернизма.

К сожалению, в наши дни модернистские по своему духу идеи существуют не только в сознании философов, многие реальные геополитические события указывают, что с утверждением постмодернистского образа мысли и действия далеко не все в порядке. Когда наиболее развитые страны стремятся к мировой гегемонии, навязывая свои правила игры не только экономическими, но откровенно силовыми методами, когда торжествует непримиримый исламистский фундаментализм, отрицая любые альтернативы, когда вновь растут военные бюджеты и разгораются межнациональные конфликты, говорить о том, что постмодернизм окончательно утвердился в сознании людей, становится слишком самонадеянным. Бесспорно, эти факторы нельзя сбрасывать со счета, и хотя они и идут вразрез с постмодернистским мэйнстримом, все-таки не стоит говорить, что постмодернизм умер, едва успев родиться. Попытки подчинить социально-политическую реальность единым правилам игры, как показывает практика, никогда не завершаются успехом. Реальность, будь то общество или природа, противится любым навязываемым ей ограничениям, она всегда сбрасывает с себя оковы чуждых ей предписаний, и, не укладываясь в их прокрустово ложе, все равно рано или поздно возвращается на круги своя. Постмодернизм – это неоднозначное, гетерогенное явление, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. Сегодняшнее состояние постмодернизма – это состояние рефлексии, цель которой выявить пропорции между конструктивными и деструктивными веяниями и обозначить пути преодоления всего негативного, что потенциально содержит постмодернизм.

Проблема равнозначности различных ценностных ориентаций выводит на другую задачу, решение которой придется искать постмодернистской философии, а именно, на поиск ориентиров, которые позволили бы прожить индивиду полноценную, содержательную жизнь, оградив его от бессмысленного блуждания в бесконечном лабиринте возможностей. Современный человек подобен покупателю в гигантском супермаркете, который так растерялся среди огромного количества прилавков, товаров, вывесок и продавцов, что позабыл где вход и не уже в силах понять где выход. Специфика эпохи постмодерна заключается в том, что она выходит на высшую точку сложности, дальше которой идти просто некуда. А если большей сложности просто уже изобрести нельзя, то, по-видимому, стремиться нужно к простоте, то есть к устоявшимся, опробованным, а главное, обозримых и соизмеримых с человеком вещам . В данном контексте речь не идет о том, что нужно отбросить все, что олицетворяет сложность нынешнего технотронного мира, и возвратиться к традиционным понятиям. Мы не можем отмахнуться от всех достижений цивилизации, результатом которых и стал наш окончательно запутавшийся мир, но, в тоже время, необходимо заново обрести простую и ясную систему ценностей. И как раз сейчас, на новом этапе развития постмодернистская мысль, оставив позади искушения тотальной деконструкции, обращается к, казалось бы, навсегда оставленным в прошлом Модерна, гуманистическим традициям. Но в возвращаемом в постмодернистской интерпретации гуманизме уже нет места универсальной этике, диктующей определенную модель поведения, скорее, упор делается на гарантированности неприкосновенности общегуманистических ценностей.

Вопрос о жизненных ориентирах в постсовременной действительности выводит нас на другую задачу: как добиться органичного сочетания новейших технологий информационного общества с духовными, гуманистическими ценностями. Очевидно, что реальность конца ХХ века настолько "виртуализировалась", что образ человека растворился в бесконечном мерцании симулякров на экранах телевизоров и мониторах компьютеров. На нынешнем уровне развития соотнесенность техники с действительностью становится все более призрачной, ее отличительной чертой становится симуляция, кажимость. Налицо процесс так называемого одухотворения, дематериализации науки и техники в том смысле, что в них возрастает роль вымышленного, воображаемого. Но не стоит видеть в этом только положительные стороны, ведь имитация действительности с помощью ультрасовременных технологий может привести вместо обогащения реальности к полной ее потере. При этом сами по себе вещи, окружающие человека, становятся ему все менее понятными: нам трудно помыслить, что происходит внутри процессора компьютера, как работает лазерный проигрыватель и находит свою волну сотовый телефон, а тем более представить бесконечность паутины информационных сетей. Но несмотря на эту непонятность, мы уже не можем обходиться без технологических новинок, особенно тех, которые обеспечивают доступ в информационное пространство. Люди конца ХХ века оказались в какой-то мере заложниками созданных ими творений, ведь если лишить их возможности пользования устройствами, так или иначе обеспечивающими получение информации (ТВ, компьютер, телефон и т.п.), то это может стать причиной сильнейшего стресса и фрустрации. Таким образом, вещи становятся посредниками между человеком и реальностью, и здесь нужно четко обозначить грань, дабы избежать Сциллы полного отказа от услуг техники и Харибды полного в ней растворения. Именно поэтому одна из главнейших задач постмодернистской философии – это анализ роли информационных технологий в современном обществе. Важность этой задачи диктуется определяющим характером информационной деятельности для данной стадии развития цивилизации. Мы считаем, что постмодернистская мысль призвана продемонстрировать, как возможно сохранить общегуманистические ценности в стремительно меняющемся мире электроники и информатики. От того, насколько она справится с этой задачей, во многом будет зависеть, станет ли постмодернизм мировоззрением будущего.

Емелин В.А. http://emeline.narod.ru/problems.htm

План семінарського заняття:

1. Основні тенденції культурного розвитку ХХ століття:

а) загальна характеристика глобальних проблем;

б) зміна ціннісних орієнтирів в умовах ринкової економіки;

в) глобалізація та її суттєві риси, різні підходи до її оцінки.

2. Феномен масової культури і її характерні риси.

3. Мистецтво ХХ століття:

а) модерністські течії;

б) постмодерністське мистецтво.

4. Діалог культур як імператив сьогодення.

Тематика рефератів та доповідей:

1. Європейська культура: досягнення та проблеми.

2. Масова культура - феномен ХХ століття.

3. Сучасна і майбутня техніка: могутність чи загроза?

4. Техногенна цивілізація: основні характеристики.

5. Техніка як феномен культури.

6. Роль інформаційних технологій в розвитку людства.

7. Модернізм і постмодернізм: наслідування чи заперечення?

8. Інформаційний вибух і травма постмодернізму.

9. Особливості мистецтва постмодернізму.

10. Розвиток кінематографу у ХХ столітті.

11. Глобальні проблеми сучасності і перспективи їх вирішення.

12. Суперечливий характер глобалізації: сподівання та побоювання.

13. С.Гантінгтон про взаємодію цивілізацій.

14. Діалог культур – імператив сьогодення.

ІНДИВІДУАЛЬНІ ЗАВДАННЯ

ДЛЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ:

1. Охарактеризуйте погляди А.Печчеї на загрози, пов’язані з ростом технічної могутності людини (за роботою “Человеческие качества”).

2. Дайте характеристку поглядам А.Швейцера щодо пріоритету духовних цінностей над матеріальними (за роботою “Культура и этика”).

3. Проаналізуйте сутність проблем, породжених швидкими темпами науково-технічного прогресу (за роботою О.Тоффлера “Футурошок”).

4. Як Ви вважаєте, що очікує людство: зближення чи зіткнення цивілізацій? Чи згодні Ви з точкою зору С.Хантінгтона?

5. Чому глобальні проблеми виникли лише в XX ст.? Обгрунтуйте свою позицію.

6. Які чинники, на Вашу думку, визначають суперечливий характер розвитку науки і техніки в ХХ столітті? Обгрунтуйте Вашу точку зору.

7. Проаналізувати, в чому полягає суперечливість і неоднозначність процесу глобалізації.

8. Чи зможе людство відмовитись від сучасних благ цивілізації і повернутись в лоно природи? Обгрунтуйте свою відповідь.

9. Проаналізуйте, як співвідносяться поняття “модернізм” та “постмодернізм”.

10. Розкрити, в чому полягає плюралізм культури постмодерну.

11. Охарактеризувати основні ознаки мистецтва постмодернізму.

12. Що, на Вашу думку, дає підстави М.Епштейну стверджувати, що ХХ століття – «цивілізація протезів» (за роботою М.Епштейна «Інформаційний вибух і травма постмодернізму»).

13. Пояснити думку М.Епштейна: «Между человеком и человечеством становится все меньше общего, так что смысла лишается сама корневая связь этих двух слов» (за роботою М.Епштейна «Інформаційний вибух і травма постмодернізму»).

14. Охарактеризувати вплив віртуального характеру культури ХХ століття на людину і суспільство (за статтею Ємеліна В.А. «Постмодернізм: проблеми і перспективи»).

15. Дати характеристику основних напрямків мистецтва другої половини ХХ століття.

14. Визначте особливості сучасного мистецтва (за роботою Яна Мукаржовського “Положение современного искусства”).

15. Обгрунтуйте ствердження, що діалог культур є необхідною умовою виживання людства.