И совесть — очернительство?
Тут мне хочется перейти на прямое обращение к этим энтузиастам борьбы с очернительством. Подчеркну: не к тем, кто не знает фактов, а к тем, кто их знает и скрывает. Подчеркну: не к тем, кто обманут или ошибается, а к тем, кто обманывает людей сознательно, - разумеется, разумеется, с самой «высокой целью».
Это раньше, лет тридцать назад, мы не всегда умели отвечать на ваши иезуитские, кривые вопросы. Теперь другое. Теперь уже вам придется отвечать на вопросы прямые и ясные.
Что такое очернительство?
Сознательная клевета на миллионы честных людей - от мужика до академика, от грузчика до маршала - это не очернительство?
Сознательное уничтожение этих оклеветанных миллионов, уничтожение их «во имя социализма» - это не очернительство социализма?
Те списки, та телеграмма, те экспедиции в Уфу, Казань, Оренбург?
Травля, уничтожение ученых во всех без исключения областях науки?
Травля, уничтожение сотен, тысяч честных, талантливых писателей, художников, музыкантов?
Имя Жданова на ЛГУ?
Это все - не очернительство культуры? Это все не оттолкнуло от нас десятки миллионов наших сторонников за рубежом?
А правда об этом - очернительство.
А раскрытие чудовищных преступлений - очернительство...
Сначала были оклеветаны, арестованы, уничтожены миллионы людей.
Потом арестованы, сосланы, заточены факты об этом (расстрелять факты - это, казалось, никому не под силу, но многие факты действительно были расстреляны, испепелены, развеяны, и никогда уже больше мы их не найдем).
Наконец, началось освобождение фактов.
И что же? Это освобождение вы и объявляете очернительством.
Вы пытаете факты точно так же, как ваши предшественники пытали живых людей.
Вы снова хотите их, эти факты, арестовать, заточить, испепелить.
Для вас преступлением является само раскрытие преступлений.
Почему?
Почему вы приходите в неистовство против тех, кто раскрывает преступления?
Почему не находите слов сострадания для жертв и слов негодования для палачей?
Почему - в лучшем случае - вы готовы признать черные страницы нашей истории «государственной тайной», до которой, мол, народ наш еще не дорос? (До расправы над собой дорос, а до правды об этой расправе не дорос?)
Почему?
Да потому, что боль человеческая, боль народная для вас не боль, а «дежурная тема». Потому, что совесть для вас (совесть) - это весть не о боли, не о судьбе народа, а весть о воле начальства сталинско-ждановской выучки. Вы сетуете на притеснения народов во всех странах, кроме своей (да и в те ваши сетования я не верю, да вы и сами не верите).
Почему? Да потому, что вы боитесь, боитесь и народа своего, и правды, и совести. И пробуждение совести для вас - очернительство.
Потому, что доклады Сталина-Жданова, «Краткий курс истории ВКП(б)» - вот по-прежнему и весь ваш марксизм-ленинизм.
Потому, что вам мил именно тот социализм - очерненный, окровавленный Сталиным-Ждановым, мил тот и страшен этот - очищенный, очищаемый на наших глазах.
Потому, что свободно дышать вы можете только в атмосфере, отравленной «ждановской жидкостью» (это для вас нормально), а в атмосфере чистой вы задыхаетесь.
Потому, что лишь в темноте вы чувствуете себя сильными (да и в самом деле сильны), а на свету? На свету вы бессмысленно хлопаете глазами, как филины, и лепечете, что вы всегда тоже - «за», «за», «за»...
Знаю, знаю, всю жизнь от вас слышу: в сознании народа слова социализм и Сталин слились, отождествились, и надо с этим считаться. Да, к беде нашей великой, это так (впрочем, далеко не у всех). Я бы даже добавил: слова эти склеились, срослись. Ну и что?
Были в свое время склеены слова христианство и инквизиция, Христос и Торквемада. Расклеились.
А разве не склеивались в нашей истории слова Ягода, Ежов, Берия и - социализм? Или: Вышинский и советское право? Или: Бошьян, Лепешинская, Лысенко и - наука? ...Ну и что? Расклеились! И что случилось? Случилось очищение социализма, очищение науки.
Очернительство - это ложь.
Правда не может быть очернительством. Правда может быть только очищением.
Но все равно снова и снова слышу: «Но ведь были же у них и заслуги, у Сталина, у Жданова! Нельзя же так. Ведь должна же быть и тут диалектика...»
А знаете, я соглашусь с вами, если вы согласитесь с одним моим дополнением. Пусть будет по-вашему. Пусть будет, например, так: «Наряду с заслугами у Сталина и Жданова был всего один недостаток: они были палачами»...
И еще вопрос: сколько было всего людей незаконно репрессировано? Сколько из них уничтожено?..
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...
Не хотите вы этого даже и знать, а если б знали, сделали бы все для того, чтобы скрыть. И скрываете уже известное. И травите тех, кто хочет узнать...
Да, Сталин оклеветал и уничтожал честных людей, но ведь - «во имя коммунизма!». То, что оклеветал и уничтожал, это, конечно, плохо. Но то, что «во имя коммунизма», - это хорошо…
А Ягода, Ежов, Берия, Вышинский, Жданов - не «во имя»?..
Иезуитство это, а не диалектика.
Правда в том, что слово Сталин на самом деле намертво, нерасторжимо, навсегда склеилось с другими словами, как раз вот с этими - Ягода, Ежов, Берия, Вышинский, Жданов плюс гигантский корпус доносчиков и палачей помельче, то есть плюс хваты, пытавшие академиков и маршалов, плюс рюмины, избивавшие врачей, плюс старички, помогавшие в молодости перевыполнять планы по уничтожению людей не столь именитых. Вот все это (и еще многое, многое другое подобное) и есть ваш совокупный Сталин. И эти слова уже никому и никогда не удастся расклеить...
А самое главное: Сталин - это беспрерывное, систематическое понижение цены человеческой жизни - до нуля, понижение цены личности - до отрицательной величины: человек не стоит ничего, а личность - это уже просто враг. И когда повторяют, что при Сталине «снижали цены», то, во-первых, это просто неправда, если говорить о вещах, о продуктах (см. статью О. Лациса в «Известиях» от 15 апреля), а во-вторых, надо добавить: снижали цены - на человека, на личность!.. А уж абсолютная аморальность его политическая - лишь одно из следствий этой основной посылки, определяемой, в свою очередь, мотивом абсолютного самовластья.
Не отменяются всем этим наши победы, а лишь выясняется их цена. Не дискредитируются и действительные (а не мнимые) победители, но вам придется еще доказать, что обманутые люди лучше строят социализм и лучше его защищают, а не обманутые - хуже. Докажете?
В череде всех этих вопросов, на которые придется теперь отвечать вам, не избежать и вопроса о гласности. Интересно, с какими чувствами, с какими мыслями прочитаете вы такие слова: «Свободная печать - это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе, говорящие узы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром; она - воплотившаяся культура, которая преображает материальную борьбу в духовную и идеализирует ее грубую материальную форму. Свободная печать - это откровенная исповедь народа перед самим собой, а чистосердечное признание, как известно, спасительно. Она - духовное зеркало, в котором народ видит самого себя, а самопознание есть первое условие мудрости... Она всестороння, вездесуща, всеведуща. Она - идеальный мир, который непрерывно бьет ключом из реальной действительности и в виде всевозрастающего богатства духа обратно вливается в нее животворящим потоком».
Да разнесете вы эти слова в пух и прах - и потому, что они дышат талантом (по сравнению с любезной вам казенной серятиной), и потому, что они враждебны вам, ненавистны по существу, и потому еще, что не знаете, чьи они. А когда вам подскажут, ухватитесь, как тонущий за соломинку: «Это же Маркс ранний, несовершеннолетний, так сказать...»
Так вот, к вашему сведению, Маркс «поздний» не только не отказался от этих слов, а развил их: он предлагал, например, задуматься над осуществлением требования независимости партийно-коммунистической печати от ЦК, - именно для того, чтобы объективнее, независимее, плодотворнее проводить коммунистическую же точку зрения, которая вовсе не есть истина в виде военного приказа, кстати, он и вас всех предусмотрел, когда сказал о точно таких, как вы: «Послушай их, так я не марксист...»
Ни одного вопроса нового не можете вы ни поставить, ни решить. Ведь ни единого проблеска, ни единого взлета своей собственной мысли, то излюбленной и выстраданной, то вдруг неожиданной и ошеломляющей! И неведомо вам возвышающее восхищение перед вдохновенной мыслью другого человека. Вместо этого вы знаете только то чувство, которое испытывал один пушкинский богач к «скрыпачу» на досуге. И это-то свое бесплодие вы и выдаете за «верность принципам». Для вас, в сущности, и Мысль - «вредитель», и Мышление - «враг народа». Вы и марксизм весь хотели бы превратить в «зэка» и стеречь, охранять его, чтоб не сбежал. Вот единственное, на что вы способны, вот единственная ваша функция, единственное ваше «творчество»: охрана. Но теперь вы даже и тут иссякли. Подорван источник вашего пустоцветного процветания. Вам грозит идеологическая безработица, ибо ваша идеология - это феномен уникальный, мутант, загадка природы: расширенное воспроизводство бесплодия, размножение интеллектуального импотентства.
Однако сколько при всем при том у вас еще энергии, вашей специфической энергии нелюбви! Мне порой ее даже жалко: сколько же ее расходуется зря или во вред. А если бы рационально? Бросить бы ее всю на СПИД - не будет СПИДа. Но бросить ее на культуру - не будет культуры...
- Ю.Н. Афанасьев (род. В 1934 г.)
- Говорим о прошлом, но решается будущее социализма
- Нелепо бояться самих себя, или повод для раздумий
- (Род. В 1941 г.)
- Почему трудно говорить правду
- Спор о свободе совести в вкп(б)
- Карл Каутский против Льва Троцкого
- В.А. Коротич (род. В 1936 г.)
- По праву демократии
- Как боеприпасы в бою
- О.Р. Лацис (1934-2005)
- Перелом
- Г.Х. Попов (род. В 1931 г.)
- Извлекая уроки
- А.И. Приставкин (1931-2008)
- Ответственность
- А.Д. Сахаров (1921-1989)
- Выступление на первом съезде народных депутатов ссср
- Декрет о власти
- Первое на советском телевидении интервью программе «пятое колесо», ленинград
- Последнее выступление
- Ю.Ф. Карякин (род. В 1930 г.)
- «Ждановская жидкость», или против очернительства
- Соавтор 37-го
- И совесть — очернительство?
- Алхимики
- Имени Вернадского
- (Род. В 1931 г.)
- Идеалы или интересы?
- По страницам газет и журналов Парадоксы перестройки
- Чудище - огромно и стозевно!
- Откуда ждать наступления?