logo search
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.

Государство нельзя принести извне, оно возникает только тогда, когда для этого созревают предпосылки. 1) возникновение государства является результатом развития общества. С разложением родового строя и возникновением более сложных социальных структур – союзов племен – прежние средства разрешения и регулирования отношений (прежде всего институт кровной мести) оказались недостаточными. Этот пробел восполнили возникшие государственные институты. Государство становится социально-политическим организмом, в существовании которого заинтересованы различные слои общества.

2) По материалам источников в IX в. восточнославянское общество находилось на пороге государственности. Летописец свидетельствует о племенных княжениях – ранних государственных образованиях, существовавших у полян, древлян, дреговичей, полочан. Каждое племенное княжение имело своего князя-вождя и дружину. При этом сохранялись и племенные органы управления, и всеобщее вооружение мужчин. В военное время знать организовывала и осуществляла защиту своих соплеменников, а в мирное – стремилась урегулировать межплеменные и внутриплеменные конфликты.

3) экономическое развитие восточнославянских земель. Развитие торговых связей способствовало сближению отдельных племен, торговые города должны были сами защищать себя и торговые пути, а впоследствии города подчинили себе близлежащие округи, в результате чего возникли городовые области, находившиеся под защитой укрепленного города. Кроме того, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки», который было необходимо сделать безопасным и держать в одних руках.

4) фактор внешней угрозы. В VIIIIX вв. ведущее место в истории южных земель Восточной Европы принадлежало Хазарскому каганату. Это было довольно мощное государство, которое в течение длительного времени сдерживало натиск арабов. От хазар зависел ряд восточнославянских племен (поляне), а северяне, радимичи и вятичи довольно долго платили хазарам дань пушниной и деньгами. Кроме того, хазары пытались полностью поставить под свой контроль всю торговлю Европы с восточными странами.

Самым древним источником является ПВЛ, где сообщалось что в 862г. от рождества Христова среди племён новгородских славян(чудь,мере,веси и кривичи) началась усобица и закончилась тем, что племена решили найти себе князя. По их прозьбе на Русь пришли 3 брата-варяга: Рюрик-в Новгороде; Синеус-Белоозеро; Трувор-Ладога.

Летописный рассказ впоследствии был буквально воспринят немецкими историками Иоганном Готфридом Байером и Герардом Фридрихом Миллером, которые были приглашены Петром I для работы в Санкт-Петербургской академии наук. Они утверждали, что свое имя Россия вместе с государственностью получила от скандинавов. Это были основные тезисы сторонников «норманнской теории» в XVIII в. В ответ на сочинение Г.Ф.Миллера «О происхождении имени и народа Российского» М.В.Ломоносов (антинорманист) составил рапорт на имя императрицы Елизаветы Петровны. Он писал, что Миллер изобразил русских бедным и невежественным народом. Елизавета Петровна поручила Ломоносову написать историю России, в которой он должен был опровергнуть основные доводы немецких историков. Именно благодаря этой полемике появилась так называемая «норманнская проблема», историография которой насчитывает уже более 200 лет.

Крупнейших отечественные историки: Н.М.Карамзин выступал против утверждения о первобытной дикости славян, но был сторонником норманнской теории и отождествлял варягов и Русь. Он писал, что «славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.

С.М. Соловьев проблему зарождения государства у восточных славян решал противоречиво. Он писал, что влияние норманнов на становление государственности незначительное, но вместе с тем отмечает, что до призвания варягов государства у восточных славян не было.

В.О.Ключевский, анализируя текст летописи, приходит к выводу, что первой политической формой на Руси были варяжские княжества во главе с варягами-конунгами. Он отмечает, что в летописи речь идет не о благодушном приглашении царствовать, а о военном найме. Область Новгорода представляла собой варяжское княжество, но образование древнерусского государства было подготовлено экономическими и политическими факторами: важным стратегическим положением Киева на Греко-варяжской линии, превращение его в опорный пункт русской торговли и главный форпост славянских земель в борьбе против степи.

Школа антинорманистов представлена работами Г.Эверса, С. Гедеонова, Д.Иловайского. Профессор и ректор Дерптского университета Г.Эверс изучал историю русов. Он пришел к выводу, что прародина восточных славян в Причерноморье.

В советской историографии М.Н.Покровский разделял мнение о том, что варяги стали решающим фактором объединения восточнославянских племен в государство и термин «Русь» варяжского происхождения. До конца 30-х годов советские историки стояли на аналогичных позициях, а затем – спор норманистов и антинорманистов приобрел политический характер. В исследованиях 40–50-х годов четко прослеживается мысль, что признание иноязычности термина «Русь» подрывает идею «самобытности» древнерусской государственности и свидетельствует о «норманистских» устремлениях.

У Б.Д. Грекова можно проследить определенную эволюцию взглядов. Первоначально историк пришел к выводу, что варяги сыграли роль важнейшего внешнего объединителя, а потом он заключил, что роль варягов не столь велика, чтобы можно было говорить об образовании ими государства.

В работах В.В. Мавродина прослеживается анализ взаимоотношений варягов со славянским населением. От войн и насилия они переходят к торговле. В целом, по мнению ученого, варяги играли большую, иногда решающую роль в древнерусском обществе в конце IX–X вв.

Общее мнение советских историков 5060-х годов XX в. состояло в том, что славяне и скандинавы находились в VIIIIX вв. примерно на одном уровне социального развития, поэтому норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности.

В 80-е годы XX в. историки особенно активно изучали данные археологии. Эти материалы позволили сделать вывод, что установление связей некоторых восточнославянских племен со скандинавами относится к IX в., норманны входили в состав социальной верхушки Руси, а по некоторым данным в X в. варяги составляли не менее 13 % населения Древней Руси. Таким образом, историки пришли к выводу, что роль варягов полностью игнорировать нельзя.

Современные исследователи, подвергнув более тщательному исследованию «Повесть временных лет», данные археологии, признают существование исторического ядра легенды и достоверность приглашения князей, а также скандинавское происхождение династии Рюриковичей (В.Т.Пашуто, В.Л.Янин).

Е.А.Мельникова и В.Я.Петрухин считают, что наличие исторического ядра в легенде о призвании варягов не означает, что она полностью передает реальные события и является документальной записью происходившего. По своему содержанию легенда близка к этиологическому сказанию, то есть мифу о возникновении некоей культурной ценности, она объясняла происхождение существовавшей во времена хрониста (к. XI  н. XII в.) государственной власти.

В настоящее время норманнской проблемы в таком виде как она существовала в 18 в. её уже нет. Можно выделить несколько наиболее существенных проблем:  происхождение и значение самого онима «Русь»,

 этническая принадлежность первых русских князей,

 роль «варяжского элемента» в ранних государственных структурах Древней Руси,

 предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Князья: 882 – 912 гг. Олег. Объединил под властью значительную часть восточнославянских земель, образование Древнерусского гос-во - Киевской Руси; поход на Константинополь в 907 г. 912 – 945 гг. Игорь. 941 и 944 (совместно с печенегами) гг. походы на Византию; 945 г. при сборе полюдья с древлян был убит. 945 – 964 гг. Ольга. Отомстила древлянам за смерть мужа, учредила уроки( размер дани) погосты(пункты, куда свозилась дань), в 957 г. поездка в Византию и принятие христианства. 964 – 972 гг. Святослав. В 964 – 966 гг. покорил вятичей, разбил волжских булгар; 965 г. падение Хазарского каганата; 980 – 1015 гг. Владимир. 988 г. принятие христианства, крещение Руси. 1036 – 1054 гг. Ярослав Мудрый. 1036 г. поражение печенегов под Киевом; создатель «Русской Правды».