logo search
История науки и техники

1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.

Главные особенности рассматриваемого периода: переход от религиозного к рационалистическому мировоззрению; формирование науки как таковой, ее окончательное отделение от других форм познания окружающего мира; ускоренное развитие естественных наук, связанное с потребностями формирующихся буржуазных отношений в экономике.

Основные достижения европейских ученых:

  1. в сфере естественных наук:

  1. в сфере гуманитарных наук:

Таким образом, в Западной Европе в XVII – 1-ой пол. XVIII вв. окончательно оформляется наука как особый объективный способ познания окружающего мира; в рамках философии разрабатывается методология процесса познания; господствует рационалистическое мировоззрение (познание мира при помощи логических законов мышления); бурно развиваются естественные науки (особенно физика и астрономия); формируется механистическая картина мира.

На этом фоне Россия в XVII веке явно отставала от стран Запада. Науки, как таковой, еще не было, полностью господствовало религиозное мировоззрение во всех сферах жизни и среди всех слоев населения. К распространению научных знаний церковь относилась крайне отрицательно. Хотя с другой стороны, нельзя сказать, что Россия полностью оказалась в стороне от магистральных путей развития европейской цивилизации.

XVII век – это начало процесса секуляризации (обмирщения) российской культуры и общественной жизни; влияние церкви постепенно падает. В этом русле следует рассматривать основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России, сыгравшего значительную роль в формировании светского образования и науки.

Второе проявление процесса секуляризацииэто активное развитие географических знаний, связанное с экспедициями русских землепроходцев в Сибирь: В. Пояркова и Е. Хабарова в Приамурье (1640-е гг.), С. Дежнева и Ф. Попова на Анадырь и Камчатку, открытие пролива между Азией и Америкой (1648-49 гг.), экспедиция В. Атласова на Камчатку и Курильские острова (1697-99 гг.). Итогом этих экспедиций явилось составление географических карт Сибири и всей России в целом, что несомненно имело общемировое значение.

Третье проявление секуляризации – это составление первых рукописных учебников с основами математики и физики («Цифирная счетная мудрость», «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А. Михайлова и др.).

Таким образом, во 2-ой пол. 17 в. в России по примеру развитых стран Запада начался процесс секуляризации культуры и формирование научного рационалистического мировоззрения. Однако процесс этот к концу 17 в. находился только в самом начале. Наука, как особый способ познания окружающего мира, еще не сформировалась, а ее зачатки (знания из области математики и физики) носили исключительно прикладной характер, теоретических фундаментальных исследований не велось.