1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
Создание квантовой механики и теории относительности заложили новую квантово-релятивистскую картину мира, и физический мир, увиденный глазами ученого ХХ века, напоминал уже не огромный часовой механизм, а необъятную мысль.
Важнейшими научными приобретениями физической теории в 20-е гг. ХХ столетия стали:
выявление корпускулярно-волновой природы света (эффект Комптона, 1922 г.);
гипотеза о всеобщности корпускулярно-волнового дуализма: все "обыкновенные частицы" (электроны, протоны и др.) обладают волновыми свойствами, которые, в частности, должны проявляться в дифракции частиц (Луи де Бройль, 1924);
волновое уравнение Шредингера (австрийский физик), описывающие поведение волн, соответствующих каждой частице (волн де Бройля), во внешних силовых полях (является основным уравнением нерелятивистской квантовой механики, волновой механики, 1926 г.);
релятивистское уравнение для описания движение электрона во внешнем силовом поле, которое стало одним из основных уравнений релятивистской квантовой механики (П. Дирак, 1928);
квантово-механическая теория ферромагнетизма, основанная на обменном взаимодействии электронов (В. К. Гейзенберг, П.Дирак, 1928 г.)
создание релятивистской квантовой механики (П. Дирак, Нобелевская премия 1933 г.)
В 30-е гг. ХХ в. появились значительные научные труды в области физики полупроводников, физики ядра и элементарных частиц, в частности:
-
Содержание
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература