3. Современное состояние российской науки и техники.
С рспадом Советского Союза в 1991г. Россия вступила в стадию «неореформаторства», которое сопровождалось в основном разрушительными тенденциями. Это сказалось весьма негативно и на научно-технической сфере. Ввиду катастрофического развала производства особенно ощутимо пострадало развитие техники, отрицательно это сказалось и на российской науке.
И всеже, вопреки всему, наука выживала и двигалась вперед. Об этом, в частности, свидетельствует факт присвоения в последние годы талантливым российским ученым Нобелевской премии. Так, Нобелевскую премию Жорес Алфёров разделил с Гербертом Крёмером, вместе с которым они открыли и развили быстрые опто- и микроэлектронные компоненты, которые создаются на базе многослойных полупроводниковых структур (т.н. полупроводниковых гетероструктур). Созданные на их основе быстрые транзисторы используются в сверхбыстрых компьютерах, спутниковой связи и, мобильных телефонах. Лазерные диоды, сконструированные по этой же технологии, позволяют передавать информацию по оптическим сетям.
Нобелевской премией по физике за 2003 г. отмечены трое ученых, которые внесли решающий вклад в объяснение двух важнейших явлений квантовой физики: сверхпроводимости и сверхтекучести. Королевская академия наук Швеции присудила ее «за революционный вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести» профессору А.А. Абрикосову (Аргоннская национальная лаборатория, Ламонту, штат Иллинойс, США); профессору В.Л. Гинзбургу (Физический институт "им. "П.Н. Лебедева РАН Москва, Россия); профессору Э. Дж. Леггетту (Университет штата Иллинойс Чикаго, США).
Российский научно-технический потенциал, сформированный в XX веке, — это не только реальные интеллектуальные и технические результаты, но и людские ресурсы (только исследовательской деятельностью в России в 1997 году было занято 455 тысяч человек), а также сформированный научно-технический менталитет и сложившиеся традиции научных и инженерных школ.
В России сегодня действуют 18 инновационно - технологических центров, 266 малых предприятий в научно-технической сфере и 70 технопарков; в регионах создано 30 узлов, составляющих основу национальной системы компьютерных сетей и коммуникаций в науке; организовано 5 суперкомпьютерных центров. Таким образом, «точки роста» для отечественного научно-технического потенциала в переходный период сформированы, и теперь дело за реализацией намеченной стратегии развития сферы исследований и разработок (ИР -от английского R&D - reserch and development). Последняя подразумевает создание на базе научно-исследовательских институтов инновационно - производственных комплексов и федеральных центров науки и высоких технологий. Есть основания полагать, что на государственном уровне осознана необходимость совершенствование законодательной и нормативной базы для формирования таких условий, при которых финансирование сферы ИР станет выгодным для негосударственного сектора экономики.
Позиции России на проблемном поле мировой науки невозможно определить однозначно. Сегодня в качестве осевых координат мирового интеллектуального пространства предстают информационные технологии и науки биологического цикла. Наличие такого единства весьма показательно: человечество посредством биологии пытается вернуться к своим основам, стремясь при этом не только не разрушить, но и максимально усовершенствовать уже обретенный комфорт. Именно на поддержание последнего, в конечном счете, и нацелена та система интеллектуальных усилий современного научного сообщества, которая носит обобщенное название «информационные технологии».
В силу известных причин уже к 80-м годам сформировалось отставание российской (тогда еще советской) науки в сфере новейших методов биоинженерии, исследованиях генома человека (в том числе генной терапии), а также в изучении способов борьбы с наиболее распространенными болезнями (особенно в сфере трансплантологии и иммунологии). Эта непростая ситуация, сложившаяся в биолого-медицинском цикле фундаментальных наук, в постсоветский период лишь усугубилась.
Что же касается ситуации по научному обеспечению развития информационных технологий как второй важнейшей составляющей общественного развития в XXI веке, то здесь Российский научный потенциал выглядит значительно весомее.
Под информационными технологиями сегодня понимают собственно компьютерные технические средства, их программное обеспечение, а также базы данных и большие информационные сети. Функционирование последних помимо наземных и подводных оптических кабелей обеспечивают спутники. И именно в этом направлении в первую очередь могут быть реализованы российские достижения в области, космической техники. Космос играет важнейшую роль и в современных военных информационных системах.
На фоне резкого сокращения финансовой базы российской фундаментальной науки остается лишь удивляться тем выдающимся достижениям мирового класса, которых удалось добиться отечественным ученым в последнее время. Среди крупнейших мировых достижений российской науки на рубеже третьего тысячелетия следует назвать открытие в 1998-м 114-го элемента в Периодической таблице Менделеева, запуск источника нейтронов в Институте ядерных исследований в Троицке и начало в 1999 году испытаний по созданию термоядерной электростанции и т.п.
Среди результатов, достигнутых в 2003г. в области общественных наук, следует выделить завершение первого этапа работы по программе «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых процессов содержательные, институциональные и экономические аспекты».
Таким образом, в XX веке человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой истории. Эти проблемы ставят вопрос о физическом и духовном выживании человечества и сохранении его как вида. Россия не может оставаться в стороне от этой столбовой дороги человечества. Ведь спасение жизни на Земле возможно только общими усилиями всех жителей планеты. Важнейшим средством спасения от приближающегося апокалипсиса является наука. Поэтому развитию наука в нашей стране должен быть отдан высший приоритет. Кроме того, есть и чисто прагматический интерес: на обломках науки мы стремительно превращаемся из сверхдержавы в бедную, развивающуюся строну.
Развитие биотехнологии, робототехника, лазерной техники, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, компьютеризация нашей страны и т.д., открывают огромные перспективы для качественного преобразования природы и общества в интересах человека на научной основе. Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Понятно, что проблемы нашей науки очень велики, но по своему внутреннему потенциалу и высокой нравственности она остается одной из самых перспективных в мире. Задача государства и общества - сделать все, чтобы возродить российскую науки: необходимо увеличить ее финансирование, обеспечить правовую и концептуальную базу, определиться с приоритетами развития, улучшить систему подготовки научных кадров, создать ученым все условия для их творческого роста.
И только после этого мы вправе ожидать процветания нашей страны, возвращения России на мировую арену в качестве бесспорного и реального лидера.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература