3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
Достижения науки и технического прогресса внедрялись в российскую жизнь недостаточно быстро, что являлось неизбежным следствием низкого уровня образования. Неудивительно поэтому, что и российская наука развивалась медленнее, чем в передовых странах мира, однако, по сравнению с уровнем отечественной науки предыдущего периода рост был впечатляющим.
Достижения российской науки
Представители научного мира | Основные достижения, труды, значение. |
Математика Николай Иванович Лобачевский
П.Л.Чебышев, А.Н.Ляпунов,А.А.Марков (лидеры Петербургской математической школы) |
Сформулирована новая геометрическая система, названная, в отличие от традиционной евклидовой, «воображаемой геометрией». В «Новых началах геометрии с полной теорией параллельных» Лобачевский высказал предположение, что его неевклидова геометрическая система может найти применение либо за пределами видимого мира, либо в тесной сфере молекулярных притяжении. Т.о. открытия Лобачевского – сумма углов может быть больше или меньше 180 градусов, две параллельные прямые могут пересекаться в бесконечности – совершили переворот в представлениях о природе пространства. В целом открытие Лобачевского создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики. Сделаны важные открытия по теории машин и механизмов, обусловленные прикладными исследованиями, Чебышевым введены в математическую науку новые понятия. Решение проблем математической статистики и применение ТВ к статистике, демографии, страховому делу и т.д. |
Астрономия В. Я. Струве
Ф.А.Бредихин |
Основатель и первый директор Пулковской обсерватории открытой в 1839г. Установил факт поглощения света в межзвёздном пространстве. В «Этюдах звездной астрономии» впервые применил статистические методы для изучения строения звездного мира, и тем самым заложил основы классической звездной статистики. Основана русская астрофизическая школа. Созданы теория кометных форм и теория происхождения метеорных потоков и образования периодических комет. |
Химия Н.И.Зинин и А.М.Бутлеров
Дмитрий Иванович Менделеев |
Создатели русской химической школы. Н.И.Зининым открыта реакция восстановления нитросоединений в аминосоединениях. Её применение послужило основой создания отрасли химической промышленности по производству синтетических расящих веществ и лекарственных препаратов. А.М.Бутлеров - является создателем теории химического строения.
В «Основах химии» изложил периодический закон элементов и создал периодическую систему элементов– наивысшее мировое научное достижение X1Xв. в области химии. Установил, что химические свойства элементов изменяются не непрерывно с ростом атомного веса, а периодически. Другими словами, способность элементов к химическому взаимодействию, их валентность не увеличивается плавно с ростом атомного веса, от каждого предыдущего элемента к последующему, а после некоторого увеличения снижается, потом снова растет и т.д. |
Биология и медицина
К.Э.Бэр
Николай Иванович Пирогов
Илья Ильич Мечников
А. О. Ковалевский |
Обосновал учение Кювье об эмбриологических типах, открыл яйцо млекопитающих и дал описание развития позвоночных. Занимаясь ихтиологией, Бэр дал важные практические указания для русского рыболовства. В географии он открыл закон отклонения течения рек под влиянием вращения Земли. Создал школу хирургии, положившую начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии. Основоположник военно-полевой хирургии. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвижную гипсовую повязку. Мировую известность получил четырехтомный атлас Пирогова «Топографическая анатомия». Создал эволюционную эмбриологию, сделал ряд открытий в области микробиологии. Основал в России школу микробиологии и сравнительной патологии. В 1908г. Мечников был удостоен Нобелевской премии совместно с П.Эрлихом.
Один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии. |
Физиология К.А.Тимирязев
И.М.Сеченов
И.П. Павлов |
Основатель русской школы физиологов растений Основные исследования посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего им были разработаны специальные методики и аппаратура. Особенностью деятельности была популяризация науки. Основатель русской физиологической школы. В «Рефлексах головного мозга» обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Оказал большое влияние на развитие естествознания и философии . Создал учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности, которое вскрыло роль нервной системы живых организмов в процессах эволюции и утвердило представления о целостности животного организма. В 1904г. классические труды И.П.Павлова по физиологии кровообращения и пищеварения были отмечены Нобелевской премией. . Создатель учения о высшей нервной деятельности и механизмов мозга |
Физика В.В. Петров
А.Г.Столетов
П.Н. Яблочков
А.П. Попов |
Построил мощнейший «вольтов столб» для своих исследований и открыл явление, получившее название вольтовой дуги - первое электрическое явление, получившее приложение на практике. Положил начало новому отделу технических знаний – электротехнике.
Полученная кривая намагничивания железа имела большое значение для практики и для исследования ферромагнитных тел. Исследуя фотоэлектрические явления, Столетов вплотную подошел к установлению законов электрических разрядов в газах. Открыл закон о зависимости силы тока несамостоятельного разряда от давления, получивший название «эффект Столетова».
Изобретатель дуговой лампы без регулятора – электрической свечи, прообраза современной осветительной лампы. Труды П.Н.Яблочкова были признаны Международным жюри электротехнической выставки «вне конкурса».
Общепризнанный изобретатель радио. Изобретение антенны и заземления – одна из величайших заслуг А.С.Попова. Тем не менее, Нобелевская премия была присуждена Г.Маркони, получившему в 1897г. патент на радиоприемник, принципиально тождественный созданному в 1895 году аппарату Попова. |
География М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен
Основано Русское географическое общество |
Научная экспедиция. Открыта Антарктида
Организованы экспедиции на острова Тихого и Ледовитого океанов, Аляску, в Сибирь, на Урал, в Центральную Азию, по островам Тихого океана, в Новую Гвинею и др. |
Таким образом, научная мысль российских математиков, физиков, химиков и т.д. в ХIХ– начале ХХ вв. сумела занять достойную «нишу» в мировой науке. Активизация научных исследований форсировало развитие техники. Рост масштабов промышленного производства также выявил необходимость модернизации и разработки новых технических средств и технологий.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература