2. Научные знания в Средние века на Востоке.
Взлет творческой мысли в арабских странах эпохи средневековья определялся религиозными и политическими факторами: созданием и распространением на обширных территориях исламского владычества.
С VIII по XII в. в арабском мире, сначала на востоке, а потом и в западных частях, в частности в Испании, начинается развитие наук. Прежде всего, развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение средневековых арабов проявлялось в распространении своеобразных наук, соединяющих положительные опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т.д.
Представители стран ислама освоили интеллектуальное наследие Греции и Рима. Такая преемственность была подготовлена предыдущими контактами цивилизаций Востока и Запада во времена империи Александра Македонского и Великого Рима, а затем Византии. Вполне закономерно, что исламские мыслители и ученые ориентировались на авторитеты Аристотеля, Птолемея, Страбона, римских энциклопедистов. Кроме того, использовались достижения индийской науки. Так, в начале IX в. Магомет Ибн Муса аль Хорезми (Альхорезми) переработал математические труды Брамагупты. Затем переводчики и переписчики превратили имя Альхорезми в термин “алгорифм”, или “алгоритм”, означающий систему последовательных операций для решения тех или иных задач. Название труда Ибн Мусы “Алгебра” дало имя целой науке (сначала оно означало “дополнение”). Автор подчеркивал практическую пользу математики (в частности для измерений земли).
Автор выдающихся трудов по астрономии, естествознанию Бируни высказал свои взгляды на природу и познание: описал круговорот воды в природе, чувства человека (подчеркивая, что его главнейшее качество, отличающее от животных, - разум).
Среди плеяды мыслителей и ученых арабского Востока XI в. особенно выделяется Ибн Сина (Авиценна) - подлинный ученый-энциклопедист, автор сочинений в области философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Однако наиболее он был знаменит своими трудами по медицине. Ибн Сина отмечал три различных состояния человеческого тела: здоровье, болезнь и промежуточное. В процессе лечения больного, по его мнению, были важны три основных момента: режим, лекарственное лечение и различные процедуры (банки, пиявки, кровопускание и пр.). Одним больным он рекомендовал общие хирургические операции, другим - физические методы лечения: гимнастические упражнения. Прославивший Ибн Сину медицинский трактат “Ал-Канун фи-Тибб” (“Канон”) стал научной энциклопедией всех медицинских знаний той эпохи.
Завоевав Пиренейский полуостров (VIII в.), арабы основали здесь Кордовский эмират. Именно отсюда распространялись в Западной Европе сочинения мыслителей античности. В Кордове была создана богатейшая библиотека. А в конце X в. аль-Мансур, или Альманзор, объединил под арабским владычеством всю Испанию, что способствовало расцвету экономики, науки и культуры.
В XII в. Раймонд Толедский основал школу переводчиков. Их деятельность способствовала тому, что ученые Запада смогли лучше ознакомиться с трудами, созданными на Востоке. Идеи арабских мыслителей, творчески воспринявших учение Аристотеля, в Средние века начали распространяться по Европе. Под арабским влиянием распространились в средневековой Европе астрология и алхимия. И если с первой вели постоянную борьбу отцы церкви, то алхимические идеи и навыки применялись в монастырских подвалах, где проводились разнообразные опыты с целью создания философского камня.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература