5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
Философская наука в Западной Европе. Немецкая классическая философия - это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена творчеством И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинга (1775-1854), Г. Гегеля (1770-1831), Л. Фейербаха (1804-1872). Каждый из них создал свою философскую систему. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет единое духовное образование. В ней исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. Вся немецкая философия дышит диалектикой. Великим диалектиком был Г. Гегель, разработавший теорию идеалистической диалектики.
В 30-40-е гг. XIX в. французский мыслитель О. Конт (1798-1857) разработал философию позитивизма, что означало построение “положительного” научного знания. Идеи О. Конта развили Д. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903).
40-50-е гг. XIX в. стали переломными в философской науке. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали свою философию, которую называют “новым материализмом”. В рамках своей философии - диалектического материализма - они разработали социально-философскую концепцию - материалистическое понимание истории (т.е. исторический материализм), раскрывающее единство природного и социального, объективного и субъективного, материального и духовного, позволяющее с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.
Начиная с середины XIX в., в противовес рационализму классической философии стала развиваться неоклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнедеятельность человека (философия жизни). Начало этому положил А. Шопенгауэр (1788-1860). Крупным представителем этого направления был немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900), который выделял два начала бытия и культуры: “дионисийское” (жизненное) и “аполлоновское” (интеллектуальное). Сформировались и направления, ориентирующиеся на сохранение классического наследия. Под лозунгом: “Назад к Канту” родилось неокантианство, представленное двумя философскими школами - марбургской: Г. Коген (1842-1918), Э. Кассирер (1874-1915) и фрейбургской (баденской): В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936). Под лозунгом: “Назад к Гегелю” формируется неогегельянство: Г. Лассон (1862-1932) и др. В 70-е гг. XIX в. появляется влиятельное течение религиозной философии - неотомизм, в этот период усиливается интерес к Платону, Аристотелю, Спинозе, Шеллингу и особенно к Канту и Гегелю.
Многие новые философские школы и направления, сформировавшиеся в Х1Х в. получили свое дальнейшее развитие в современной философии.
Развитие политической мысли. Политические учения формировались вначале в недрах мифологических, затем религиозных и философских представлений. Политология обрела самостоятельность к середине XIX в.
Общественно-политическая жизнь в первой половине XIX в. характеризовалась противоборством либералов с консерваторами, социалистами и анархистами. Консервативные течения в политике отстаивали интересы дворянско-монархических кругов, увидевших во Французской революции угрозу для своих стран. Либерализм нашел свое воплощение в трудах И. Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830), Л. Штейна (1815-1890) и др. Концепция либерализма выражается тезисом: личная свобода и частная собственность - ценности, приводящие к раскрытию потенциала человека и к расцвету общества. Ярким представителем доктрины классического либерализма был Д.С. Милль (1806-1873). Одним из первых о неизбежном наступлении демократии в мире заявил А. де Токвилль (1805-1859).
С проектами преобразования общества выступали социалисты-утописты К.А. де Сен-Симон (1760-1825), Р. Оуэн (1771-1837), Ш. Фурье (1772-1837), которые в основу учения положили идеи обязательности труда, справедливого распределения благ, коллективизма, свободы личности; и анархисты - П.Ж. Прудон (1809-1865), призывавший к полному отказу от государственного управления обществом.
В середине XIX в. возникло новое направление в политической мысли - марксизм, оказавший огромное влияние на мировую историю. Марксисты рассматривали государство как надстройку по отношению к экономической структуре общества. Они абсолютизировали классовый характер государства и считали классовую борьбу важнейшей закономерностью жизни общества. Большое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли вопросу “диктатуры пролетариата”. По их мнению, в ходе социалистической революции произойдет замена капитализма социализмом. На высшей стадии развития общества (при коммунизме) государство отомрет, и народ перейдет к полному самоуправлению.
Таким образом, в конце XIX в. оформляются самостоятельные политологические направления и дисциплины: политическая философия, политическая наука, теория государства, политическая история.
Историческая наука. Методология исторических исследований постепенно избавлялась от диктата теологии и философии. Немецкий историк Л. фон Ранке (1795-1888) одним из первых выдвинул принцип «объективного изучения» фактов. Большинство историков стремилось выработать новые концепции понимания истории. Сторонники позитивизма - английские историки Т. Роджерс (1823-1890), А. Тойнби (1852-1883), американец Ф. Тернер (1861-1932) и другие большое внимание уделяли экономическим проблемам.
В XIX в. в историки накопили фактический материал, повысили уровень исследовательской работы; выделились и приобрели самостоятельность дисциплины - археология (Х. Томсен, П. Ворсо, Г. Мортилье, А. Эванс и др.), этнография (А. Бастиан, Э. Тейлор, Л.Г. Морган, Д. Фрезер) и др. Интенсивно велись исследования в Англии, Германии, Франции. Повсеместно создавались кафедры истории в университетах, возникали исторические общества.
Становление социологии как науки. Социология как особая наука об обществе возникла в XIX в., в русле которой формировались новые подходы к изучению общества - позитивизм и марксизм. О. Конт первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Позитивистская доктрина была продолжена Э. Дюркгеймом (1858-1917) - автором функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов.
В конце XIX в. проявились психологические течения в социологии. Интерес к коллективной психологии и массовому поведению породил теорию психологии толпы - Г. Лебон (1841-1931), теорию подражания - Г. Тард (1843-1904) и др. Большой вклад в развитие социологии внесла немецкая школа - Г. Зиммель (1858-1918), В. Зомбарт (1863-1941), М. Вебер (1864-1920). Они основали новое направление в социологии – «социологический психологизм». В качестве основы социального прогресса в обществе они видели духовную атмосферу конкретного исторического периода.
Основные достижения экономической науки. В конце XVIII - первой половине XIX в. во многих странах мира в результате промышленного переворота произошли существенные изменения в экономике. На смену сторонникам меркантилизма пришли ученые, исследовавшие рыночные отношения и отвергавшие протекционизм и меркантилизм. Большой вклад в классическую политическую экономию внес английский ученый Адам Смит (1723-1790). Благодаря ему до 30-х гг. ХХ в. многие экономисты верили в неопровержимость положения о “laissez faire” - полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.
Последователями Смита были Ж.Б. Сэй (1767-1832) - автор концепции “закон рынков”, или просто “закон Сэя” и Д. Рикардо (1772-1823), выявивший закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению и разработавший теорию о формах земельной ренты. Т. Мальтус (1766-1834) основал теорию народонаселения. Д.С. Милль и К. Маркс завершили и обобщили достижения школы классической политэкономии во второй половине XIX в.
В середине XIX в. в Германии возникло одно из альтернативных классической политэкономии направлений - немецкая историческая школа. В. Рошер (1817-1894), Б. Гильдебранд (1812-1878), К. Книс (1821-1898) и др. рассматривали в историческом контексте многообразие социально-экономических проблем, совокупность общественных отношений.
В 1870-1890-е гг. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Маржиналисты исследовали предельные экономические величины как взаимосвязанные явления экономической системы на микро- и макроуровне. Маржинальную теорию в Европе разрабатывали К. Менгер (1840-1921), О. Бём-Баверк (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926) и др. Предельная полезность товара объявлялась ими главным условием определения его стоимости, а оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Таким образом, гуманитарные науки в Западной Европе в XIX в. характеризуется большим разнообразием теорий, впервые как самостоятельные науки выделяются социология и политология.
Общественные науки и экономическая мысль в России.
Философская наука. В XIX веке русская философия предстает как многообразие направлений, организованных вокруг двух “полюсов” - философии тотальности (целостности, коллективности) и философии индивидуальности. У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоит П.Я. Чаадаев (1794-1856) - социальный философ, “западник”. Он построил систему, сочетавшую философию тотальности с философией индивидуальности, направленной на самоценное личностное начало.
В 40-50-е гг. XIX в. идейные споры велись о будущих путях развития России. Западникам, ориентировавшимся на Европу, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и соборности русского народа. Славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин в своих философских построениях тяготели к полюсу “тотальности”. Православие трактовалось ими как фундамент мировоззрения и познания. Монархия считалась идеальной формой социума. Крестьянская община выступала как идеальный “нравственный мир”.
В полемической борьбе со славянофильством сложилась русская “философия индивидуальности”, тяготевшая к тем или иным формам западничества. К западникам относят П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Для них характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия и акцентирование личностного начала.
В конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Основными выразителями народничества были Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин.
Продолжателями славянофильской “философии тотальности” в 1860-1870-е гг. выступили почвенники. Среди них - Ф.М. Достоевский (1821-1881), построивший историософскую концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархальность, цивилизация, христианство как синтез предыдущих.
К концу XIX в. дилемма “тотальность-индивидуальность” нашла воплощение в противостоянии Н.Ф. Федорова (1828-1903) и Л.Н. Толстого (1828-1910). Центральной в их учениях выступает религиозно-нравственная сфера.
В.С. Соловьев (1853-1900) - автор оригинальной философской системы, которая синтезировала основные тенденции русской религиозной философии XIX в. Социальный идеал В. Соловьева - “свободная теократия”, или “вселенская церковь”, объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала создаст конечную стадию истории - “Богочеловечество”. Поэтому философию Соловьева называют философией положительного всеединства.
Таким образом, русские философы XIX в. стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, сблизить истину с праведностью.
Историческая наука. Характерным явлением начала XIX в. в России было возрастание интереса к истории. Как следствие, появляются многочисленные исторические общества, в частности Московское общество истории и древностей российских (1804). Граф Н.П. Румянцев (1754-1826) собирает вокруг себя кружок любителей русской истории, члены которого археографы и источниковеды А.Х. Востоков, П.М. Строев, В. Берх, Ф. Аделунг, ученые историки Н.С. Арцыбашев, И.Х. Галиль и др. проделали большую работу по разысканию и публикации исторических источников, создали Музей древностей.
Естественным стало обращение к специальным занятиям историей крупного писателя и журналиста Н.М. Карамзина (1766-1826), создавшего 12-томную “Историю Государства Российского”. Главный тезис историко-политической концепции Карамзина - “Самодержавие основало и воскресило Россию”. Историческое обоснование монархии дополнялось обоснованием дворянских прав и привилегий, притом именно аристократии. Дворянство и крепостничество - это опора самодержавия. Отсюда идеал консервативной традиции, противопоставляемой буржуазной революционности Западной Европы.
С именами К.Д. Кавелина (1818-1885), Б.Н. Чичерина (1828-1904), С.М. Соловьева (1820-1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”. На основе диалектического метода Гегеля они сделали попытку соединить историческую теорию с конкретно-историческим материалом, сформулировали концепцию развития российской государственности, ее институтов и правовых норм. Государство рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического процесса. Они относили русский народ “к семье народов европейских”. С.М. Соловьев - выдающийся русский историк и признанный классик. Соловьев написал 29 томов “Истории России”, а также “Публичные чтения о Петре Великом” и другие труды. Для Соловьева “государство есть необходимая форма для народа”, поэтому историю страны он сводил к истории возникновения и развития государства.
Убеждения историка М.П. Погодина (1800-1875) укладывались в понятие “самодержавие, православие, народность” и имели “охранительный характер”. Он подчеркивал сложившееся согласие в обществе, основанное на доверии царю, самодержавию. Россию всегда спасало и спасет самодержавие, сильное государство, народ и вера православная.
Во второй половине XIX - начале XX в. меняются условия развития исторической науки, возрастают масштабы исторических исследований и популяризации исторических знаний. Этому способствовало развитие университетов, научных обществ, появление губернских архивных комиссий, проведение археологических съездов. В самостоятельные дисциплины выделяются археология (И.А. Стемпковский, З. Ходаковский, А.С. Уваров, И.С. Поляков, В.И. Сизовов, Б.В. Фармаковский) и этнография (Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, Л.Я. Штернберг, Н.Н. Миклухо-Маклай и др.). Получают развитие специальные исторические дисциплины - источниковедение, генеалогия (П.В. Долгоруков). Археографические исследования способствовали публикации Полного собрания русских летописей (А.А. Шахматов и др.). Большой вклад в развитие историографии внесли работы В.С. Иконникова и А.С. Лаппо-Данилевского.
Легендой и классиком русской историографии стал ученик С.М. Соловьева - В.О. Ключевский (1841-1911) - яркий представитель национальной психолого-экономической школы, формировавшейся в России в последней четверти XIX в., когда стал популярен психоанализ. Он автор “Курса русской истории”, в который вошли 86 лекций, охватившие русскую историю с древнейших времен до реформ Александра II. Беды России он видел в крепостном праве, в самодержавном правлении и дворянском господстве. Большое внимание Ключевский отводил роли народных масс в развитии государства.
Крупнейшим ученым в конце XIX - начале ХХ в. был С.Ф. Платонов (1860-1933), автор монументального труда “Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.” (1899 г.). За годы своего преподавания он создал научную школу, получившую название “Петербургской школы русских историков”, или “школы Платонова”. Его учениками были такие видные историки, как Б.Д. Греков, А.Е. Пресняков, А.О. Заозерский, А.И. Лаппо-Данилевский, Н.П. Павлов-Сильванский и др. Характерной чертой этой школы являлся научный реализм, основанный на объективном анализе источников и закономерностей исторического процесса.
Для исторической науки рубежа XIX-XX вв. характерны столкновение идеологических и исторических позиций, различные взгляды на российский исторический процесс.
Развитие политической мысли. В XIX в. в политической жизни России зарождаются, а затем оформляются следующие основные направления и течения:
- либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы западных учений (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич и др.); политико-правовой либерализм середины-конца XIX в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов);
- радикализм, обосновывающий революционные методы борьбы: декабристы (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.); с середины 40-х гг. - революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский); в 60-80-е гг. - революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80-90-е гг. - социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.);
- консерватизм (часто в облике славянофильства) отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев); общинно-романтическое направление (А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев).
Зарождение социологии. Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в., когда была разработаны:
- теория о “культурно-исторических типах” Н.Я. Данилевского, по мнению которого цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;
- субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н.К Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;
- географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития в зависимости от географических условий;
- учение о социальном прогрессе М. Ковалевского;
Социологическая мысль в России XIX в. по своему уровню не уступала западной.
Основные направления экономической науки. Представители классической политэкономии в России в начале XIX в., так же как и в Европе, заложили научную базу и исследовали рыночные экономические отношения, пропагандировали абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь и механизм саморегулируемой экономики.
Экономические идеи М.М. Сперанского (1772-1839) были связаны с учением А. Смита, но он не разделял его положение о невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. По его мнению, государство должно содействовать развитию земледелия, мануфактур, коммерции, промыслов и заводов.
Экономические идеи смитианцев нашли свое отражение в трудах экономистов А.И. Бутовского и И.В. Вернадского. А.И. Бутовский (1814-1890), директор департамента министерства финансов России, в 1847 г. выпустил в свет первый в России учебник политэкономии. Он определял политэкономию как “науку о народном богатстве”.
Сторонником английской классической политэкономии был И.В. Вернадский (1821-1884). В своей работе “Проспект политической экономии” (1858) он выступал сторонником трудовой теории стоимости. И. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, а капитал является “накопленным трудом”.
Крупнейшими представителями экономической науки в России в конце XIX - начале ХХ в. были М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве. М.И. Туган-Барановский (1865-1919) разработал ряд оригинальных теорий по актуальным в то время проблемам политэкономии. Среди них - теория рынков и кризисов, теория распределения, работы о социализме и кооперации. Экономическое кредо П.Б. Струве (1870-1944): “Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической страной.” По его мнению, чтобы создать “Великую Россию”, нужно сочетать экономическую политику государства с частной инициативой.
В 1890-е гг. маржинализм становится популярным и в России. Маржиналистов стали называть неоклассиками, а их теория получила название “неоклассической”. Представителем этого направления в России был В.К. Дмитриев (1868-1913) - первый русский экономист-математик.
Сторонниками методологии немецкой исторической школы были: экономист и статистик был А.И. Чупров (1842-1908), считавший, что необходимо соединить преимущества частного предпринимательства с развитием государственного сектора экономики, и С.Ю. Витте (1849-1915) - известный государственный и общественный деятель России, который признавал протекционистскую роль государства в экономике и ставил интересы нации выше интересов хозяйственных субъектов.
В целом, гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития.
Таким образом, характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.
ХХ век и научно-техническая революция. Наука в условиях глобализации в начале ХХI века. Современные концепции и проблемы естествознания
Лекция 6. Наука и техника в 20-30-гг. ХХ в. Становление советской науки. Роль отечественной науки и техники в Великой Отечественной войне
План
Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
Научный и технический прогресс советского государства в период НЭПа и форсированной индустриализации
Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во второй мировой войне.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература