logo
История науки и техники

2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.

Научно – технические знания в XIV – XVI вв. в русских землях в большинстве случаев были на уровне практическом, теоретических разработок не было. При строительстве точных расчетов не производили. Для верности стены делали максимально толстыми, чтобы они не сыпались под давлением общей массы стены. Так поступили, например, при постройке Кирилло-Белозерского монастыря. С середины XVI века отмечается определенный сдвиг в развитии научно – технических знаний. Так, при строительстве стали производиться технические расчеты. Например, при возведении церкви «Вознесения» в селе Коломенском и храма «Василия Блаженного» в Москве строители специально делали нижнюю часть стены максимально толстой. Снизу стены достигали 3 метра в толщину и постепенно утончались кверху. Необходимо отметить, что высота сооружений поражала. Церковь «Вознесения» уходила ввысь на 58 метра, храм «Василия Блаженного» на 47 метров. При такой высоте конструкторские решения не могут не удивлять.

В XIV – XV вв. начинается развитие военной техники. Прежде всего, это касается разработки стенобитных и метательных орудий. Первые метательные орудия назывались «пороки». Они действовали по принципу перевеса. На один конец орудия крепился тяжелый груз, что позволяло с другого конца производить метание камня. Этот способ был довольно простым. Более сложные задачи возникали с созданием артиллерии. Впервые на Руси она появилась в 1389 году при защите Москвы от нападения хана Тохтамыша. Первые пушки были немецкие. Главной идеей при конструкции пушки считалась зависимость дальности полета от её длины. С конца XV века по инициативе Фиорованти начали производить крупные литейные работы для изготовления медных пушек. С XVI века активно работали в этой области и русские мастера. Например, Андрей Чохов, Семен Дубинин. Литые пушки достигали весом несколько сотен пудов, а знаменитая царь-пушка, отлитая А. Чоховым в 1586 году, весила 2400 пудов.

В XIV – XVI вв. в Московском государстве существовали представления об органической и неорганической химии. Особенностью химических знаний являлось их четкое практическое назначение. Если в астрономии и физике было место теории, то в химии она полностью отсутствовала. Химическая наука данного периода развивалась не как изучение отдельных химических элементов, а как разработка различных соединений, смесей, растворов и сплавов. Примером известной смеси может служить порох, массовое изготовление которого пришлось на первую половину XVI века. Из растворов необходимо было выделить соляной раствор, который активно применялся при приготовлении пищи. В области органической химии были известны процессы брожения, связанные с обогащением почвы калийными солями путем унавоживания.

Население знакомо было и основами практической биологии. В период XIV – XVI вв. происходило знакомство с особенностями произрастания злаков в различных условиях. Например, в XVI веке появляется классификация почв в зависимости от урожая ржи. Обычно почва классифицировалась по субъективным признакам на добрую, среднюю, «худую» и «добре худую». Исходя из этого, определялся налог. Движение вперед наблюдалось в лесохозяйственной области ботаники. Уже с XV – XVI вв. начинается забота об охране владельческих лесов, об организации заповедников. Происходит знакомство с основами зоологии, которое выражалось в разведении некоторых видов птиц в целях экспорта, например, кречетов и ястребов.

К XIV – XVI вв. особое развитие получила математика как практическая, так и теоретическая, хоть и в меньшей степени. Особым стимулом для развития практической математики являлись потребности церкви, государства и хозяйственная необходимость. Что касается церкви, то в XIV в. и в значительной части ХV в., она не имела необходимости в разработке математических знаний. Её потребности в этом вопросе ограничивались областью церковного календаря, вопросами хронологического определения праздников и церковных служб. Запаса знаний хватило до второй половины XV века. Но один из основных элементов церковного календаря - пасхальные таблицы, содержавшие погодное расписание праздника пасхи, от которого зависели и некоторые другие праздники, были доведены только до 1492 года, когда по старинному летоисчислению истекала седьмая тысяча от сотворения мира. Вокруг этого вопроса разгорелись страсти. Церковь пыталась как можно более активно влиять на ситуацию, дабы избежать проникновение ереси и усиления влияния католической пропаганды. Для вычисления последующих за 1492 годом дат пасхи были переведены специальные работы по математике с латинского. В связи с этой проблемой пробудился определенный интерес к практической математике, но он был недолгим.

Более пристальное внимание к математике стало проявляться в связи с нуждами государства в области фискальной политики. Проводились различные землемерные работы, и, соответственно, необходимы были знания по геометрии. В области естественнонаучных познаний особое место занимала астрономия. Её развитие происходило в нескольких направлениях: воспроизведение и систематизация старых астрономических представлений, дополнение их новыми знаниями; разработка практической астрономии, связанная с вычислением календарно-астрономических таблиц; попытки представить систему мира в математическом ракурсе. Проблемы физики в этот период рассматривались в контексте астрономии. Научного интереса к ним ещё не проявляли и задавались чисто бытовыми вопросами. Например, почему планеты издалека кажутся маленькими? Была предпринята попытка найти объяснение цветовой гамме радуги, исследовать природу грома и молнии. И находились ответы: планеты маленькие из-за особенностей зрительного восприятия, радугу связывали с входившими в неё элементами, а происхождение грома и молнии объясняли столкновением облаков.

Географические познания в XIV – XVI вв. не сильно прогрессировали по сравнению с предыдущим периодом. Отличительной чертой указанного периода стало увеличение числа путешествий русских людей за границу. Источниками географических сведений служили иностранные пособия. Например, византийское произведение «Хронограф», вышедшее в 1512 году. Это произведение носило оттенок сказочности. Другое переводное произведение этого периода - география «Луцидариуса» дает поверхностные сведения о Западной Европе, довольно подробно изложена география Азии, хотя в ней много довольно мифических сведений о населении Индии, её животном мире. В XV – XVI вв. в Россию проникает активно философское знание. Страна знакомилась с идеями Платона и Аристотеля по переводной литературе. Так, главным источником проникновения идей Аристотеля была «Диалектика св. Иоанна Дамаскина». Примерно в этот же период в Россию пришел философский труд арабского ученого Аль – Газали «Цель философа», который исповедовал идеи неоплатонизма. Из русских философов необходимо выделить работы Ермолая-Еразма о космическом значении Святой Троицы.

Анализ развития науки первой половины XVII века свидетельствует об очевидном прогрессе. Например, в математике наметился определенный сдвиг. Решаемые математические задачи становились сложнее. Так, научились определять расстояние заданного предмета от наблюдателя. Решались специфически военные задачи на определение численности войск по занимаемой ими площади, квадратной или прямоугольной. Способы решения в основном заимствовались у западных стран. Астрономия как наука оставалась в сфере интересов людей того времени. Более того, к астрономии проявляла интерес церковь. В катехизисе довольно консервативного литовского протопопа Лаврентия Зизания вопросы астрономии были рассмотрены в научном срезе. Этот шаг был довольно революционным в том смысле, что проблемы рассматривались в церковной работе. За столь смелый шаг Лаврентий был обвинен в ереси.

Этот период характеризуется дальнейшим развитием науки биологии. Практическая биология в большей степени была связана с потребностями медицины. Область медицины все больше развивается в научном контексте, несмотря на сопротивление церкви, которая ратовала за лечение болезней религиозными методами. Светские же власти уже задумываются над такими проблемами как соблюдение санитарных норм при эпидемиях.

В истории науки первой половины XVII века немаловажное значение имеет найденный в середине XVIII века при разборе Оружейной палаты «Устав ратных, пушечных и других дел». «Устав» не только дает представление о состоянии военной науки в начале XVII века, но также и об уровне знаний в области о механики, химии, физики и других наук.

В практической географии в большей степени развитие получили микрогеографические знания. Это было связано, как и в предыдущий период, с необходимостью налогового обложения. Число писцовых книг в XVII веке постоянно росло, и в них содержался очень подробный материал. В XVII веке происходило продвижение русских на восток, расширялась территория Московского государства и соответственно развивалась география новых русских земель. Из экспедиций этого периода можно выделить путешествия Михаила Стадухина к рекам Колыма и Чюхча в 1644 – 1645 гг., Тимофея Булдакова на реки Колыма, Индигирку и др.