1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
Главные особенности рассматриваемого периода: переход от религиозного к рационалистическому мировоззрению; формирование науки как таковой, ее окончательное отделение от других форм познания окружающего мира; ускоренное развитие естественных наук, связанное с потребностями формирующихся буржуазных отношений в экономике.
Основные достижения европейских ученых:
в сфере естественных наук:
астрономия: окончательное утверждение гелиоцентрической системы Н. Коперника (1473-1543); ее дальнейшее развитие в трудах итальянского физика и астронома Галилео Галилея (1564-1642) и датского астронома Тихо Браге; открытия Галилея: исследование пятен на Солнце, фаз обращения Венеры, открытие спутников Юпитера и вращения Земли; открытие немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630) законов движения планет по их орбитам; гипотеза Джордано Бруно об атомном строении мира и бесконечной множественности миров во Вселенной.
физика: открытие принципа инерции Галилеем; выдающиеся открытия английского физика и математика Исаака Ньютона (1643-1727); законов гравитации (всемирного тяготения), движения материальных объектов, сохранения энергии; систематизация и обобщение известных на тот момент знаний по физике в работе Ньютона «Математические начала натурфилософии»(1687г.); разработка им же корпускулярной теории происхождения света; разработка голландским физиком Христианом Гюйгенсом (1629-1695) законов оптики, волновой теории света, усовершенствование телескопа и маятниковых часов.
математика: выделение тригонометрии и аналитической геометрии (французский математик Рене Декарт (1596-1650)); разработка системы логарифмического счисления, теории бесконечно малых величин (Декарт, Ньютон, Кеплер).
медицина и анатомия: исследование системы кровообращения в работах А. Везалия, У. Гарвея, М. Сервета; практическая деятельность знаменитого германского врача Т. Парацельса; становление опытным путем сравнительной анатомии и фармакологии.
в сфере гуманитарных наук:
в философии – господство рационализма; особый интерес к вопросам гносеологии (теория познания); формирование двух основных методов познания окружающего мира -–эмпирического (Ф. Бэкон) и рационалистического (Лейбниц (1646-1716), Декарт); изменение отношения к материи в русле деистической концепции Декарта ее суть: в основе окружающего мира – 2 субстанции (первоосновы) – духовная (сознание) и материальная, т.е. материя перестает рассматриваться как нечто второстепенное и низменное.
в юриспруденции – начало формирования концепции общественного договора и правового государства (Т. Гоббс, Дж. Локк), принципов международного права (Г. Гроций).
Таким образом, в Западной Европе в XVII – 1-ой пол. XVIII вв. окончательно оформляется наука как особый объективный способ познания окружающего мира; в рамках философии разрабатывается методология процесса познания; господствует рационалистическое мировоззрение (познание мира при помощи логических законов мышления); бурно развиваются естественные науки (особенно физика и астрономия); формируется механистическая картина мира.
На этом фоне Россия в XVII веке явно отставала от стран Запада. Науки, как таковой, еще не было, полностью господствовало религиозное мировоззрение во всех сферах жизни и среди всех слоев населения. К распространению научных знаний церковь относилась крайне отрицательно. Хотя с другой стороны, нельзя сказать, что Россия полностью оказалась в стороне от магистральных путей развития европейской цивилизации.
XVII век – это начало процесса секуляризации (обмирщения) российской культуры и общественной жизни; влияние церкви постепенно падает. В этом русле следует рассматривать основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России, сыгравшего значительную роль в формировании светского образования и науки.
Второе проявление процесса секуляризации – это активное развитие географических знаний, связанное с экспедициями русских землепроходцев в Сибирь: В. Пояркова и Е. Хабарова в Приамурье (1640-е гг.), С. Дежнева и Ф. Попова на Анадырь и Камчатку, открытие пролива между Азией и Америкой (1648-49 гг.), экспедиция В. Атласова на Камчатку и Курильские острова (1697-99 гг.). Итогом этих экспедиций явилось составление географических карт Сибири и всей России в целом, что несомненно имело общемировое значение.
Третье проявление секуляризации – это составление первых рукописных учебников с основами математики и физики («Цифирная счетная мудрость», «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А. Михайлова и др.).
Таким образом, во 2-ой пол. 17 в. в России по примеру развитых стран Запада начался процесс секуляризации культуры и формирование научного рационалистического мировоззрения. Однако процесс этот к концу 17 в. находился только в самом начале. Наука, как особый способ познания окружающего мира, еще не сформировалась, а ее зачатки (знания из области математики и физики) носили исключительно прикладной характер, теоретических фундаментальных исследований не велось.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература