1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
В годы первых пятилеток, когда решались исторические задачи превращения страны в высокоразвитую индустриальную державу и формирования высококвалифицированных инженерных кадров, правительством страны было принято решение об организации Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности. Контингент студентов, состоявший из слушателей институтов повышения квалификации, позволил за короткий срок осуществить подготовку инженерных кадров для промышленности страны. Всего за довоенное время было выпущено 262 инженера.
С момента создания института большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, тематика которой формировалась по заявкам предприятий Наркомата местной промышленности. Эта тематика охватывала исследования и разработки в области станков, технологии машиностроения и электрооборудования.
Вероломное нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года коренным образом изменило жизнь нашей страны и, естественно, нарушило деятельность МЗИМП. Студенты, прибывшие с периферии на сессию, срочно возвращались домой, откуда уходили на фронт или включались в напряженную работу на производстве. Многие работники и преподаватели института ушли в народное ополчение. Но в сложнейших условиях военного времени институт подготовил и осуществил в 1941-1942 учебном году выпуск 19 инженеров, из которых трое получили дипломы с отличием.
В годы войны в институте продолжалась и научная работа. Теперь она была направлена на оказание помощи фронту и тылу. Небольшой коллектив преподавателей с энтузиазмом проводил исследовательскую и конструкторскую работу, имевшую оборонное значение. Так, например, были осуществлены разработка специальных методов сварки изделий из тонкого листового железа и технология изготовления деталей ПГТШ, выпускавшихся заводом духовых инструментов, изысканы методы экономичного производства швейной фурнитуры на простейшем оборудовании применительно к району местной промышленности.
МЗИМП был одним из немногих столичных институтов, которые оставались всю войну в Москве и работали бесперебойно. В 1943-1944 учебном году в институте обучалось около тысячи студентов. Профессорско-преподавательский состав продолжал вести научно-исследовательскую работу по заказам предприятий, изготовлявших военную продукцию.
В конце войны к двум существовавшим ранее факультетам – механическому и энергетическому - прибавился третий факультет - «Горячая обработка металлов» с важнейшими для оборонных целей специальностями – литейное и сварочное производство, термообработка, металловедение и оборудование термических цехов. На МЗИМП, имевший значительный опыт подготовки инженеров для машиностроительной промышленности, была возложена задача подготовки инженерных кадров без отрыва от производства для заводов оборонной и автомобильной промышленности, сельскохозяйственного, транспортного и тяжелого машиностроения, станкостроения. К 1947 году общее число студентов значительно возросло и составило 2249 человек. Среди студентов обучалось 36 директоров предприятий, 120 начальников отделов, 119 начальников цехов, 280 инженеров-практиков, другие категории производственников
Укреплению и развитию института во многом способствовала инициатива и поддержка ряда промышленных министерств, таких, как министерства машиностроения, приборостроения и судостроения. В 1949-1950 учебном году в составе института было уже свыше 30 учебно-консультационных пунктов на крупных предприятиях Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны, контингент студентов составлял уже более 6 тысяч человек.
Тесные связи учебного процесса с производственными предприятиями и научными учреждениями позволяли увязывать тематику дипломных проектов с потребностями производства. Так, на Свердловском УКП тематика дипломного проектирования была согласована с крупнейшими уральскими заводами, и по результатам защиты дипломные проекты были внедрены в производство. Два выпускника института стали лауреатами Государственной премии.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература