1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
Эпоха средневековья охватывает отрезок трудного пути, пройденного народами Европы и Востока. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V-VII вв. в результате варварских завоеваний и войн, противопоставлялись не только достижениям римской цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью. Византия была прямой наследницей греко-римского мира и эллинистического Востока и многие столетия стояла впереди стран средневековой Европы как центр высокой культуры, средоточие знаний. Византия была своеобразным мостом между Востоком и Западом. При всей многоэтничности империя имела ядро - греков, в ее жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима - устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление.
В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапезунд - прославились своими достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.
Привычная нам поговорка “Ученье свет, а неученье - тьма” была помещена византийским богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в начале его труда “Источник знания”. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением, хотя понимали науку как чисто умозрительное знание в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. Науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание, а практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и юриспруденция.
Система образования сохранила преемственность от античности. Были начальные двух-трех годичные школы, где детей учили читать, писать и считать, а также школы грамматики, в которых желающие продолжали свое образование. Для продолжения образования существовал важный стимул: в империи с централизованным управлением и бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться серьезной должности.
В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.
С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. Учителя церкви, так называемые “Великие Каппадокийцы” (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-V в., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах и проповедях систематизировали православное богословие. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения богословских вопросов, византийцы внесли большой вклад. Ими в борьбе с ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразная эстетическая теория.
К XI в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов, и прославился множеством изобретений, в частности светового телеграфа и хитроумных механизмов, поражавших иностранцев в императорском дворце в Константинополе.
Интересный памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой “Геопоники” - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В XII в. в Византии был изобретен “греческий огонь” - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя. Состав “греческого огня” держался в глубокой тайне. Позднее установили, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение “греческого огня” надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в борьбе с арабами.
В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т.е. “плававший в Индию) в своей “Христианской топографии” поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов оставил отчасти приукрашенное описание животного и растительного мира, торговых путей и населения Аравии, Восточной Африки, Индии.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература