logo search
syllabus_po_istorii

Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа

Цель и задачи:

- Изучить этнические, политические, экономические и культурные процессы эпохи раннего железа.

План:

3.1. Политическая история и общественный строй сакского племенного союза.

3.2. Усуни и кангюи.

3.3. Гунны на территории Казахстана и их место в мировой истории.

3.4. Культура и хозяйство государств раннего железного века.

Ключевые понятия: раннее железо, военная демократия, звериный стиль, полихромный стиль, переселение народов.

Литература:

1. История Казахстана с древнейщих времен до наших дней в 5 томах, Т. 1,

Алматы, 1996.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата, 1992.

3. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.

4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. А. 1983.

1. История Казахстана эпохи раннего железа – история кочевых племен, освоивших степи между Волгой и Алтаем. След, оставленный кочевыми народами зачастую бывает зыбким, непрочным, поскольку кочевникам сложно хранить и постоянно перевозить книги. Но, тем не менее, мы имеем широкий круг письменных источников по истории племен эпохи раннего железа, так как они принимали активное участие в событиях мировой истории своего времени. О них писали историки, политики, географы - представители оседлых цивилизаций.

Эти источники можно условно разделить на три группы:

- Персидские: а) «Авеста» (начало I тыс. до н.э. или в пределах VII-начала VI в. До н.э.), священная книга зороастрийцев – в ней кочевые племена, населявшие степи Казахстана именовались “туры с быстрыми конями”;

- Античные источники (римские и греческие): «История» Геродота, завершенная между 430-424 годами до н.э.; работы Ктесия Книдского (V-IV века до нашей эры), в особенности сочинение, посвященное истории Персии и ее соседей; Полиена, греческого историка из Македонии;

- Китайские источники, относящиеся к истории гуннов и кангюев – летописи Хань, труды Сыма цяня и др.

После кропотливой работы историков, археологов были соотнесены названия сакских племен персидских и античных источников. Так, саки-тиграхауда соответствуют массагетам. По свидетельству этих источников саки говорили на восточноиранских диалектах индоевропейских языков. В языке саков были уже и тюркские включения за счет миграций племен из Внутренней Монголии.

Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).

Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию.

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.

Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.

В области хозяйственного уклада произошли значительные изменения. Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства. Переход саков к кочевому скотоводству было обусловлено повышением аридности климата.

Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.

Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.

На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.

2. Теперь перейдем к истории усуней и кангюев, которые стали непосредственными продолжателями сакских традиций во II веке до нашей эры в южном и юго-восточном Казахстане. Племена усуней пришли в Казахстан из центральной Азии. Территория государства усуней на севере доходила до озера Балхаш, на западе – до Таласа, на востоке –до Бешбалыка. Центром усуней была Илийская долина в Семиречье. Ставка усуньских правителей – город Чигучен на побережье Иссык-куля, играла большую роль в становлении Великого шелкового пути.

Западнее владений усуней, в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение Канглы или Кангюй. Численность кангюев доходила до 600 тыс. чел, войско насчитывало 120 тыс. воинов. Ставкой кангюев был город Битянь. Главный признак развития внутреннего рынка у кангюев являлась регулярная чеканка монет.

Социально-экономические отношения усуней. Для усуньского общества было характерно сочетание кочевого скотоводства с земледелием.

Одним из признаков существования родовой и семейной собственности служит появление на рубеже новой эры каменных, глиняных, металлических печатей.

3. Наконец, перейдем к рассмотрению крупнейшего племенного образования, кардинальным образом изменившего этническую и политическую карту не только казахстанских степей, но и всей Евразии.

В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.

У гуннов было хорошо организованное войско. В гуннском обществе существовало имущественное неравенство. Низшей прослойкой были рабы из числа военнопленных. Они использовались как домашние слуги. В основе гуннского войска лежал принцип круговой поруки.

У гуннского царя существовал сложный аппарат управления. С населения взимались налоги, для чего при гуннском царе Лаошане был составлен кадастр (всеобщая перепись населения). При Лаошане гуннское государство достигло такого уровня развития, что китайский император Сяо Вэнь-ди писал ему в 162 году: “Хань (т.е. Китай) и Хунну суть два соседних равных государства”.

Гунны, смешиваясь с различными племенами, сошли с арены истории как самостоятельное государство, но вошли в состав многих тюркских народов 6-12 веков.

Завоевания гуннов ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем. Гунны, усуни и кангюи стали еще одним звеном в истории древнего Казахстана.

4. Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.

Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”. Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.

Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.

Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.

Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.

Материальная культура кангюев получила условное название каунчинской, Джетыасарской и отрарско-каратауской культур (Каратау). Интересны находки на поселении Актобе неподалеку от Чардары. В Отрарском оазисе на левом берегу Арыси имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе. Самый крупный – Кок – Мардан –городской центр.

Дома кангюев строились из кирпича и камня. У кангюев преимущественным видом хозяйства было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.