Тема № 9. Казахстан в составе Российской империи
Цель и задачи: раскрыть основное содержание процесса вхождения Казахстана в состав Российской империи, выявить основные противоречия и трудности процесса присоединения, а также его последствия, осветить роль Абылай хана в истории.
План:
9.1.Начало вхождения Казахстана в подданство России. Ход переговоров, их итоги.
9.2. Колониальные мероприятия: правовое обеспечение и практика.
9.3. Внутренняя и внешняя политика Аблай-хана.
Ключевые понятия: колониализм, крепость, Аблай –хан, «политика лавирования»,
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.3.
Алматы, 2000.
2. Ерофеева И. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. А., 1999.
3.Абдиров М. Завоевание Казахстана Россией. Астана, 2000.
1. Победа в крупнейших битвах с джунгарами подняла дух народа, но не решила главной задачи – возврата казахских земель на юго-востоке и северо-востоке, устранения джунгарской угрозы как таковой. В результатае нарушений маршрутов кочевок, миграций населения в военные годы, были нарушены исторически сложившиеся системы землепользования, это, в свою очередь, привело к обострению отношений внутри жузов и с соседями – башкирами, волжскими калмыками.
В мае 1730 года состоялся съезд казахской элиты Среднего и Младшего жуза, на котором было решено добиваться заключения договора с Россией, для чего отправить посольство ко двору императрицы. Руководить переговорным процессом было поручено хану Абулхаиру.
Абулхаир использовал это решение для единоличного пересмотра предлагаемых России условий договора, вплоть до предложения вхождения в подданство.
20 июля 1730 года посланники Абулхаира передали письма хана представителям царской администрации в Уфе. 28 августа посланники прибыли в Москву, руководил посольством батыр Сеиткул, в сентябре прибыли в Петербург. 21 октября 1730 года батыр Сеиткул на встрече в Коллегии иностранных дел изложил предложения Абулхаира: казахи просят российского подданства на условиях служить российской империи, платить ясак, возвратить русских подданных, попавших в плен. Царскому правительству предлагалось оберегать казахов от набегов других российских подданных (имеются в виду башкиры и калмыки), освободить казахов-пленников.
Заключение чиновников Коллегии иностранных дел, а затем Кабинета министров было положительным и 19 февраля 1731 года императрица Анна подписала Абулхаиру две грамоты, выражавшие согласие принять в российское подданство казахов на условиях, предложенных ханом.
В 1731 году в казахскую степь выехало посольство А.И.Тевкелева для приведения к присяге владетелей Младшего жуза.
А.И.Тевкелев привез 5 октября 1731 года в ставку к Абулхаиру конкретные требования российского правительства: охранять русские торговые караваны, платить ежегодно ясак шкурами животных, давать аманатов, подчиняться основным законам империи. В итоге присягнули на подданство 31 владетель казахских родов и племен.
Противников Абулхаира было немало. Социальный состав их в основном представлен бийством.
Процесс принятия подданства султанами и старшинами казахских родов Младшего жуза не был единовременным актом, как это утверждалось в советской историографической традиции.
В 1734 году, в феврале в Петербурге на русско-казахских переговорах были окончательно определены условия договора. Речь шла о сателлитно-вассальных отношениях, диктовавшихся положением Казахского ханства во вражеском окружении и военным превосходством России. Царское правительство уже тогда закладывало основы для широкого применения администрацией методов силового давления на казахское население.
2. После вхождения казахов Младшего жуза под патронат России начался новый период казахско-русских отношений. Российское правительство предприняло ряд акций по закреплению на границах казахских владений и постепенного продвижения вглубь. Казахское направление внешней политики России в 30-50-е годы активизировалось еще и внешнеполитическим положением России, вынужденной отказаться от петровских приобретений на Кавказе и в Иране.
Проекты продвижения России в глубь казахских земель предложил обер-секретарь Сената И.К.Кириллов в 1733 году. Основные программные положения Кириллова заключались в следующем:
1. строительство городов и поселений на северо-западной границе казахских кочевий;
2. создание линий военных укреплений по южным и восточным границам Башкирии;
3. освоение природных ресурсов Казахстана;
4. использование казахских отрядов для отражения джунгарских набегов;
5. детальное изучение территории Казахстана в плане географии, экономики, этнографии, картографии, разведки полезных ископаемых.
Преемником Кириллова на посту председателя Оренбургской комиссии стал В.Н.Татищев, оставивший немалое количество исследований по истории, географии, этнографии казахского населения. При Татищеве шло дальнейшее продвижение российских военных вглубь казахской территории. При нем было заложено 7 крепостей. В Оренбурге была организована стационарная ярмарка, куда стали приезжать не только казахи и башкиры, но и среднеазиатские, татарские купцы.
В 1742 году начальником Оренбургской комиссии был назначен И.И.Неплюев, с именем которого связано становление принципов колониальной политики России в Казахстане.
Таким образом, мы видим, что к 60-м годам 18 века территория казахских кочевий была окружена российскими укрепленными линиями на северо-западе, севере, северо-востоке.
3. История продвижения России на территорию Среднего жуза частично рассматривалась выше. Однако мы должны остановиться на истории конца 40-70-х годов, когда все большую роль играл султан Аблай, фактический правитель Среднего и части Младшего жуза этого периода.
В 1741 году, джунгары вновь наступают, доходят до Тобола и Ишима. Командовал ими Септень. Во время одного из сражений попал в плен султан Аблай. Но главные силы казахов были сохранены. Летом 1741 года в Джунгарию было отправлено посольство с целью освободить Аблая.
В 1742 году, в сентябре в ставку джунгар отправилось посольство К.Миллера, одной из задач которого было способствовать освобождению Аблая. Русско-джунгарские переговоры продолжались более двух месяцев. Итогом стало освобождение Аблая из плена. Полученные в плену знания, дружбу с наследниками джунгарского престола Аблай использовал позже, когда джунгарские владетели сами оказались жертвой междоусобиц.
Ситуация в Джунгарии стала предметом пристального внимания Китая. Видя ослабление джунгар, в 1755 году Китай начал завоевание государства. Амурсана вновь скрылся в кочевьях Аблая, теперь уже Китай требовал выдачи непокорного «подданного Китайской империи». Укрывательство Амурсаны послужило поводом к многочисленным стычкам казахских и китайских отрядов.
Обещаниями войти в китайское подданство, Аблай шаг за шагом вернул большинство казахских земель, занятых китайскими войсками.
Россия, обеспокоенная сближением Аблая с Китаем, активизировала свои действия в Среднем жузе. Немедленно выехали в ставку Тевкелев и Рычков. От имени российского правительства Китаю было предъявлено несколько нот с требованием оставить в покое российского подданного. Аблаю было назначено жалованье. Кроме того, Аблаю удалось добиться льгот в торговле, налогообложении. В это же время Аблая установил постоянную связь с афганским шахом Ахмадом, противником Цинского Китая.
В 60-е годы осложнились казахско-киргизские отношения из-за бывших джунгарских кочевий в Жетысу.
В 1771 году после смерти хана Абильмамбета, Аблай был избран новым ханом в Туркестане с соблюдением всех положенных ритуалов. Последние годы его жизни прошли в боях с киргизами. В 1781 году он скончался и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи. Имя Аблая, его политика, позволившая казахскому населению Среднего и Старшего жуза довольно долго сохранять относительную независимость, по праву снискали ему благодарную память потомков. Деятельность Аблая получила название «политики лавирования» между Россией и Китаем.
Тесты к теме № 9.
1. На каком форуме было принято решение о создании 1 всеказахского ополчения?
а) на курултае в Ордабасы
б) на съезде в Каракумах
в) на съезде в Туркестане
2. В каком году было создано первое всеказахское ополчение?
а) в 1711 г.
б) в 1709 г.
в) в 1710 г.
3. Кто возглавил второе всеказахское ополчение?
а) канжыгалы Богенбай
б) хан Абулхаир
в) султан Аблай
4. В мае 1730 года на съезде казахской знати было принято решении:
а) о вхождении в подданство России
б) о мирном договоре с Россией
в) о военном блоке со среднеазиатскими правителями против башкир
5. Какие условия были выставлены Россией при вступлении казахов в подданство России?
а) участие казахов в военных действиях России, освобождение российских граждан, находившихся в плену у казахов, отказ от союза со Средней Азией
б) выплата ежегодного налога, охрана российских торговых караванов, освобождение российских граждан, находившихся в плену у казахов
в) участие казахов в военных действиях России, выплата ежегодного налога, признание конституции России
6. Социальный состав противников Абулхаира по вопросу вхождения в русское подданство:
а) в основном бийство
б) мусульманское духовенство
в) низы казахского общества
7. Кто из российских правителей подписал грамоту о вхождении казахов Младшего жуза в подданство?
а) Петр 1
б) Елизавета Петровна
в) Анна Иоанновна
8. При каком из начальников Оренбургской комиссии был утвержден режим военно-колониального протектората России над казахскими землями Младшего и части Среднего жуза?
а) при Татищеве
б) при Неплюеве
в) при Кириллове
9. Какую политику проводил Аблайхан по отношению к киргизам?
а) завоевательную
б) освободительную
в) нейтральную
10. Как называлась внешняя политика Аблайхана в конце 40-70 годы XVIII века?
а) политика нейтралитета
б) политика лавирования
в) политика изоляции
- Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум) Наименование модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
- Тематический план выполнения и сдачи заданий срсп и срс
- Список литературы
- Информация по оценке знаний обучающихся
- Критерии оценки знаний обучающихся
- Процедура апелляции.
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- Тезисы лекций Тема №1. Введение в историю Казахстана
- Тесты к теме № 1
- Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана
- Тесты к теме № 2
- Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Тесты к теме № 3
- Тема №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Тесты к теме № 4
- Тема № 5. Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана
- Тесты к теме № 5
- Тема № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII –первая половина XV веков)
- 6.4. Ханство Абулхаира.
- Тесты к теме № 6
- Тема № 7. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Тесты к теме № 7
- Тема № 8. Казахское ханство в xvi1-начале XVIII веков
- Тесты к теме № 8
- Вопросы первого рубежного контроля
- Тема № 9. Казахстан в составе Российской империи
- Лекция № 10. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме №11
- Тема № 12. Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
- Тесты к теме № 12
- Тема №13. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале хх века
- Тесты к теме № 13
- Тема № 14. Казахстан в годы установления Советской власти
- Тесты к теме № 14
- Тема № 15. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Тесты к теме № 15
- Тема №16. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Политические репрессии
- 16.1. Коллективизация сельского хозяйства.
- Тесты к теме № 16
- Тема № 17. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Тесты к теме № 17
- Тема № 18. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Тесты к теме № 18
- Тема № 19. Казахстан в 1964-1991 годы
- Тесты к теме № 19
- Тема № 20. История независимого Казахстана
- 20.1. Этапы становления независимости Казахстана.
- Тесты к теме № 20
- Методические рекомендации по изучению дисциплины (традиционные, интерактивные и инновационные методы)
- Методические особенности организации семинарских занятий
- Обзор интерактивных форм и методов обучения применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
- Составление кроссворда
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (перечни вопросов для подготовки к рубежному контролю и к экзаменам) Вопросы первого рубежного контроля
- Спасибо за внимание!