Методические рекомендации по изучению дисциплины (традиционные, интерактивные и инновационные методы)
Основными формами изучения студентами цикла ГЕД являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студентов (СРС). Описание этих форм и методов работы с ними дано в различных разделах этого пособия. В этом разделе представлены методические рекомендации по лекционным занятиям, самостоятельной работе и индивидуальной работе студентов.
Методические рекомендации по проведению лекционных занятий
Лекции - это форма приобретения знаний, в процессе которой обучаемый воспринимает излагаемую лектором информацию, выступая в качестве пассивного участника учебного процесса. Несмотря на внешнюю пассивность обучающихся, одним из главных элементов этой формы учебного процесса является активная мыслительная деятельность студентов по восприятию излагаемого материала. Студент имеет право задавать преподавателю возникающие в процессе изложения лекционного материала вопросы, выяснять вызывающие у него трудность проблемы. Важным аспектом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества, составления которого в значительной степени зависит усвоение знаний студентами. В конспекте студент записывает основные сведения, изложенные ему на лекции преподавателем, отмечает возникшие у него вопросы. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы с ним, содержать необходимые сведения о студенте.
Лекция - это не просто способ представить информацию преподавателем. В руках опытного педагога лекции становятся динамичным и универсальным методом обучения. Эффективные, сосредоточенные на обучаемом субъекте, лекции выделяются такими характеристиками:
принимают во внимание количество информации по изучаемому предмету, которое обучаемые способны воспринять и отложить в памяти;
применяют разнообразные приемы активного вовлечения участников в процесс обучения.
Если цель лектора - достичь лучших знаний студента, он должен дать им возможность полностью усвоить какую-либо одну истину (понять принцип ее работы, практиковать ее применение, построить планы, как применять эту истину) до того, как ему будет дано больше информации. Еще одна задача преподавателя - построить лекции таким образом, чтобы ключевые пункты были повторены различными путями несколько раз.
Главный принцип - построить лекцию так, чтобы она обеспечила овладение и применение на практике одного нового навыка. Это более эффективно, чем ставить своей целью изучение 10 новых навыков, которые будут усвоены поверхностно и не принесут желаемого результата.
Структура лекции должна содержать интересное начало, убедительную середину и насыщенный конец.
Провокационное начало лекции вызывает интерес обучающихся и желание больше узнать об изучаемом предмете, оно позволяет сфокусировать внимание аудитории на предмете лекции. Преподаватель может дать краткий обзор материала: почему данный предмет стоит изучать и какова его ценность лично для каждого, каким образом его познание может помочь студентам достичь важных целей или преодолеть препятствия, каким образом практические задания помогут им лучше усвоить этот материал.
Убеждающая средняя часть лекции поддерживает основную мысль лекции, которая была представлена в начале. Это «мясо» презентации - вещество, дающее студентам основу для развития определенных навыков или изменения образцов поведения. Самое важное во время лекции - следовать принципу KISS. Это означает: использовать знакомые слова, избегать двусмысленные термины и утверждения, использовать иллюстрации, мысленные картинки, факты и примеры. Статистика является убедительным способом изложения фактических отношений. Приведите цитаты, которые подчеркнут сущность сказанного.
Лекцию можно использовать вместе с другими методами обучения, например, вопросы-ответы, использование средств массовой информации, графиков, проекционного аппарата и фильмов. Все это поможет разнообразить занятие и улучшить восприятие информации студентами. Раздача и изучение материалов, касающихся предмета занятия, помогает вовлечь обучающихся в дискуссию.
Завершающая часть лекции подчеркивает ключевые слова и предлагает участникам методы, с помощью которых они могут улучшить процесс воплощения изученного в жизнь. На этом этапе полезно остановиться и попросить участников поделиться, будь то индивидуально или в группе, основными извлеченными ими из занятий мыслями. Завершение лекции служит повторением, обеспечивает обратную связь и подводит к следующим заданиям.
Успешные лекции - это те, которые тщательно спланированы и содержат в себе три принципа:
во-первых, они кратки, сфокусированы на новых идеях и разработаны таким образом, чтобы новая информация была преподнесена «по кусочкам»;
во-вторых, успешные лекции содержат провокационное начало, убедительную середину и сильное завершение;
в-третьих, лекции должны давать слушателям возможность быть активными участниками процесса обучения.
- Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум) Наименование модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
- Тематический план выполнения и сдачи заданий срсп и срс
- Список литературы
- Информация по оценке знаний обучающихся
- Критерии оценки знаний обучающихся
- Процедура апелляции.
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- Тезисы лекций Тема №1. Введение в историю Казахстана
- Тесты к теме № 1
- Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана
- Тесты к теме № 2
- Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Тесты к теме № 3
- Тема №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Тесты к теме № 4
- Тема № 5. Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана
- Тесты к теме № 5
- Тема № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII –первая половина XV веков)
- 6.4. Ханство Абулхаира.
- Тесты к теме № 6
- Тема № 7. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Тесты к теме № 7
- Тема № 8. Казахское ханство в xvi1-начале XVIII веков
- Тесты к теме № 8
- Вопросы первого рубежного контроля
- Тема № 9. Казахстан в составе Российской империи
- Лекция № 10. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме №11
- Тема № 12. Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
- Тесты к теме № 12
- Тема №13. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале хх века
- Тесты к теме № 13
- Тема № 14. Казахстан в годы установления Советской власти
- Тесты к теме № 14
- Тема № 15. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Тесты к теме № 15
- Тема №16. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Политические репрессии
- 16.1. Коллективизация сельского хозяйства.
- Тесты к теме № 16
- Тема № 17. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Тесты к теме № 17
- Тема № 18. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Тесты к теме № 18
- Тема № 19. Казахстан в 1964-1991 годы
- Тесты к теме № 19
- Тема № 20. История независимого Казахстана
- 20.1. Этапы становления независимости Казахстана.
- Тесты к теме № 20
- Методические рекомендации по изучению дисциплины (традиционные, интерактивные и инновационные методы)
- Методические особенности организации семинарских занятий
- Обзор интерактивных форм и методов обучения применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
- Составление кроссворда
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (перечни вопросов для подготовки к рубежному контролю и к экзаменам) Вопросы первого рубежного контроля
- Спасибо за внимание!