16.1. Коллективизация сельского хозяйства.
16.2.Культура Казахстана 20-30-х гг. ХХ века
16.3.Массовые репрессии 20-30-х гг. ХХ века и их последствия.
16.4.Этнодемографическая катастрофа 1929-1933 гг.
Ключевые понятия: Коллективизация, «Малый Октябрь», седентаризация, джут, репрессии.
Литература:
1. Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории. Алматы, 1990.
2. О прошлом – для будущего. Алматы, 1990.
3. Рыскулов Т. Избранные труды. Алматы, 1984.
1. Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф.Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября».
В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников.
Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса.
В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло 180015 человек.
Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели 87136 хозяйств, а в 1933 – 242208. Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике.
С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно.
В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела.
В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод.
2. Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты. В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет.
Обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование.
Большое развитие получила система среднего специального образования- двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Чимкенте и др., музыкально-драматический техникум, сельхозтехникумы, медтехникумы и др.
Начала развиваться система высшего образования Казахстана. В 1928 году открылся первый вуз – Казахский государственный педагогический институт (в 1935 году ему было присвоено имя Абая), в 1929 - Алматинский зооветеринарный институт, в 1930 - Казахский сельскохозяйственный, в 1931-Алматинский медицинский, в 1934 - КазГУ и Казахский горно-металлургический институт. В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен» профессора Асфендиярова С.
В 1936 году, на основе новой Конституции СССР, принятой в декабре, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 21-26 марта 1937 г. на 10 съезде советов Казахстана была утверждена новая Конституция Казахской ССР. Статус союзной республики был представлен Казахстану в связи с наличием внешних границ с иностранными государствами.
3. 30-е годы XX века вошли в историю Казахстана не только как время индустриализации, коллективизации, значительных культурных успехов, но и как время массовых репрессий. Противоречие между утопической идеей коммунизма и реальным социально-экономическим развитием Советского государства привели к окончательному установлению в 30-х годах тоталитарного режима.
На территории Казахстана шло активное строительство концентрационных лагерей, всего их было 7. Уже в 1930-1931 годах на угольных разработках и строительстве Карагандинской железной дороги было занято более 30000 раскулаченных. По данным на 1939 год на территории Казахстана находилась 21 тюрьма. Наиболее крупными из лагерей были Карлаг, создававшийся вначале как образцово-показательный совхоз НКВД, и АЛЖИР.
4. С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно.
В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод. Динамика населения Казахстана за период 1930-1933 годов (на 1 июня каждого года по данным УМХУ Казахстана) выглядит следующим образом:
- 1930 год – 5873000 человек;
- 1931 год – 5114000 человек;
- 1932 год – 3227000 человек;
- 1933 год - 2493500 человек.
Не трудно подсчитать, что за 3 года республика недосчиталась 3379500 человек! Свою численность казахи восстановили только к 1969 году, и последствия генодица будут циклически повторяться как минимум 150 лет. Уточнить эти данные можно было бы, рассекретив итоги однодневной переписи 1937 года.
Таким образом, мы видим, что могущество СССР было построено противозаконными методами, ценой жизни не одного поколения. Будущее могущество СССР как ядерной державы в немалой степени было создано жизнями сотен тысяч политических заключенных.
- Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум) Наименование модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
- Тематический план выполнения и сдачи заданий срсп и срс
- Список литературы
- Информация по оценке знаний обучающихся
- Критерии оценки знаний обучающихся
- Процедура апелляции.
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- Тезисы лекций Тема №1. Введение в историю Казахстана
- Тесты к теме № 1
- Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана
- Тесты к теме № 2
- Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Тесты к теме № 3
- Тема №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Тесты к теме № 4
- Тема № 5. Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана
- Тесты к теме № 5
- Тема № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII –первая половина XV веков)
- 6.4. Ханство Абулхаира.
- Тесты к теме № 6
- Тема № 7. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Тесты к теме № 7
- Тема № 8. Казахское ханство в xvi1-начале XVIII веков
- Тесты к теме № 8
- Вопросы первого рубежного контроля
- Тема № 9. Казахстан в составе Российской империи
- Лекция № 10. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме №11
- Тема № 12. Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
- Тесты к теме № 12
- Тема №13. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале хх века
- Тесты к теме № 13
- Тема № 14. Казахстан в годы установления Советской власти
- Тесты к теме № 14
- Тема № 15. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Тесты к теме № 15
- Тема №16. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Политические репрессии
- 16.1. Коллективизация сельского хозяйства.
- Тесты к теме № 16
- Тема № 17. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Тесты к теме № 17
- Тема № 18. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Тесты к теме № 18
- Тема № 19. Казахстан в 1964-1991 годы
- Тесты к теме № 19
- Тема № 20. История независимого Казахстана
- 20.1. Этапы становления независимости Казахстана.
- Тесты к теме № 20
- Методические рекомендации по изучению дисциплины (традиционные, интерактивные и инновационные методы)
- Методические особенности организации семинарских занятий
- Обзор интерактивных форм и методов обучения применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
- Составление кроссворда
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (перечни вопросов для подготовки к рубежному контролю и к экзаменам) Вопросы первого рубежного контроля
- Спасибо за внимание!