logo
syllabus_po_istorii

Тема № 15. Казахстан в годы нэПа и индустриализации

Цель и задачи: Раскрыть особенности и закономерности социально-экономического и политического развития Казахстана в 20-30 гг. XX века в условиях становления тоталитарной системы.

План:

15.1. Политика НЭПа в Казахстане, ее результаты. Земельно-водные реформы.

15.2. Национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии.

15.3. Индустриализация в Казахстане.

Ключевые понятия: Новая экономическая политика, продналог, концессии, земельно-водная реформа, национально-территориальное размежевание, индустриализация.

Литература:

1. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.

2. Бурханов К.Н., Абылхожин Ж.Б., СултановТ.И., Кадырбаев А.Ш. Страна в

сердце Евразии. А.1999.

Абылхожин Ж. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ век.

3. Чокай М. Туркестан под властью Советов. А., 1993.

1. В результате гражданской войны промышленное производство упало до 20% от уровня 1914 года, сельскохозяйственное производство сократилось наполовину. Основная часть населения Казахстана – 4 миллиона 359 817 человек из 4 781 263 всего населения проживали в сельских районах. Разруха, безвозмездная конфискация хлеба и скота у населения, привели к ряду восстаний против Советской власти в Кустанайском, Петропавловском, Зайсанском уездах.

Подобная политика не могла не вызвать протеста у населения. В 1920-1922 годах по республике прокатилась волна выступлений против Советской власти.

На 10 съезде РКП (б), состоявшемся в 1921 году, было принято решение о переходе к новой экономической политике или НЭПу.

Сущность НЭПа состояла в замене продразверстки продналогом, что помогло бы поднять сельское хозяйство.

С 1923 года ситуация в экономике стала выравниваться. Этому способствовало и то, что с 1922 в промышленности стала допускаться аренда средств производства, привлекался иностранный капитал, возникали концессии. НЭП привел к полной легализации частной торговли и быстрому восстановлению внутреннего рынка.

Большую роль в возрождении сельского хозяйства сыграла земельно-водная реформа, проведенная в начале 20-х гг. Целью этих реформ стало устранение последствий колониальной политики царизма в аграрной сфере.

2 февраля 1921 года был принят декрет о возвращении казахам участков, не занятых переселенцами к 1917 году. 19 апреля 1921 года по новому декрету казахам были возвращены земли по левобережью Урала и вдоль Иртыша.

В целом НЭП достиг в Казахстане главных своих задач – преодоление экономического кризиса, восстановление связи между промышленными городами и аулом и деревней, сохранение социальной базы Советской власти.

2.Важным моментом в истории Казахстана 20-х годов стало национально-территориальное размежевание Казахстана и Средней Азии в 1924-1925 годах.

Советские республики были созданы после революции по дореволюционным административным границам и не совпадали с этническими границами расселения народов Средней Азии. Казахи, кроме Казахской АССР, были разбросаны по трем республикам - Туркестанской АССР, Бухаре и Хорезме и везде казахи были в меньшинстве. Но подлинная причина национально-териториального размежевания, инициированного Советским правительством лежала в опасениях большевиков, связанных с возможной консолидацией тюркских народов.

12 июня 1924 года было принято решение о размежевании, создавалась специальная комиссия, в состав которой вошли Т.Рыскулов, С.Ходжанов, С.Мендешев и другие известные люди. Спорных вопросов в определении границ было немало.

Был решен вопрос о новой столице Казахстана. Предлагались Акмолинск, Актюбинск, Аулие-Ата, Чимкент, Ак-Мечеть. 26 января 1925 года было принято решение о переводе столицы из Оренбурга в Ак-Мечеть, Оренбург передавался России.

Таким образом, становится ясно, что большинство задекларированных прав автономий в условиях жесткого большевистского режима не могли быть реализованы.

3. Индустриализация в Казахстане началась после 14 съезда ВКП(б), состоявшегося в декабре 1925 года.

Важнейшим моментом индустриализации было строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. В апреле 1927 года с севера из Семипалатинска и с юга со станции Луговая началось сооружение дороги. Финансирование было произведено в размере 200 млн. рублей. На строительстве дороги работало более 39 тысяч рабочих и служащих. 25 апреля 1930 года была произведена смычка северного и южного участков. Общая протяженность дороги составила 1445 км. Строительство Турксиба привел к усилению экономических связей между южными и северными регионами республики. В годы индустриализации была построена железная дорога Гурьев-Доссор, Щучье-Акмолинск.

Строительство и модернизация промышленных предприятий, дорог привели к строительству кирпичных, лесопильных, цементных заводов – Илийский лесопильный, Семипалатинский и Уральский кирпичные заводы и др.

Отрицательные стороны индустриализации проявились:

- в закреплении за промышленностью Казахстана сырьевой и добывающей направленности;

- проводилась индустриализация за счет сельского сектора экономики, обескровливая и без того разоренное сельское хозяйство;

- в Казахстан прибыло за годы индустриализации около 1 млн. 800 тыс. человек, что не способствовало сохранению традиционного хозяйства, привело к дальнейшему дисбалансу в этнической структуре населения.