Тема № 14. Казахстан в годы установления Советской власти
Цель и задачи:
раскрыть основные политические процессы, происходившие в Казахстане в связи с гражданской войной, процесс становления советской государственности.
План:
14.1.Казахстан в годы гражданской войны.
14.2.Образование деятельность Кирревкома.
14.3.Образование Казахской АССР.
14. 4. Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 20-е годы ХХ века.
Ключевые понятия: гражданская война, Киревком, автономия, размежевание.
Литература:
1.История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.
2. Ауанасова А.М.Национальная интеллигенция Туркестана в первой четверти
XX века. Алматы, 2001.
3.Алаш-Орда: Сб.док. / Сост. Н.Мартыненко. Алма-Ата,1992.
4.Аманжолова Д.А. Движение Алаш в 1917 году. М., 1992.
1. В мае 1918 года с мятежа чехословацкого корпуса началась гражданская война в Казахстане. Чехи и словаки, бывшие солдаты австро-венгерской армии, количеством около 50 тысяч человек, захватили Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Пензу, практически все города Среднего Поволжья. Вместе с белогвардейскими частями им удалось свергнуть советскую власть в ряде городов Северного Казахстана (Петропавловск, Акмолинск, Атбасар, Кустанай). 11 июня 1918 года от Советов был освобожден Семипалатинск. Таким образом, большая часть Тургайской, Акмолинской, Уральской, Семипалатинской областей перешли под контроль белой гвардии.
Активное участие в свержении советской власти приняли алашевцы.
Победа Красной армии означала победу советской власти, и тому были объективные причины: популярность социалистических идей в беднейших слоях населения, концентрация ресурсов в руках большевиков, гибкая политика советской власти в отношении национальных окраин.
2. Политика Алаш-орды строилась в тяжелых условиях. Автономия существовала между двух огней – советской властью и белым движением. В июне 1918 года, после падения Советской власти, алашевцы приняли решение о недействительности всех актов советской власти на территории автономии Алаш. Выполняя решения 2 Всеказахского съезда о создании народной милиции, А.Букейханов подписал постановление о наборе в ее ряды. Каждая волость должна была направить в нее 30 человек, полностью снаряженных. Однако реализация указа шла с трудом в условиях всеобщей разрухи.
Когда стал очевиден военный перевес красных, алашевцы, понимая, что казахское население находится в крайне тяжелом положении, пошли на признание советской власти. К тому же 4 ноября 1919 года Реввоенсовет республики опубликовал указ об амнистии алашским деятелям. 21 декабря 1919 года областные советы Алаш-орды приняли официальные решения о переходе на сторону Советской власти.
Влияние алашевцев на казахское население было все еще значительным. Руководителям автономии было обещано создание автономии казахов в рамках Российской республики. Лидерам Алаш были предложены высокие посты на государственной службе. Хочу отметить, что один человек – председатель правительства Алаш Алихан Нурмухамедович Букейханов так и не признал до самой своей смерти Советскую власть.
3. В области государственного строительства советское правительство пошло на создание автономий на всех окраинах России для привлечения на свою сторону нерусских народов. 26 августа 1920 года Ленин и Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании автономной Киргизской (Казахской) советской социалистической республики».
4 октября 1920 года в Оренбурге председатель Кирревкома Радус-Зенькович открыл Учредительный съезд советов КАССР. В нем приняли участие 273 делегата от 7 регионов края. Главным документом, принятым на съезде 6 октября стала «Декларация прав трудящихся КАССР», закрепившая законодательно создание казахской советской автономии.
Так начался новый, советский период истории Казахстана.
4. В годы гражданской войны советское правительство в контролируемых ею регионах проводило политику военного коммунизма. Суть ее заключалась во введении чрезвычайных мер в экономике. Конкретно это проявилось:
1. в продовольственной разверстке - конфискации продовольствия, зерна у крестьянства за исключением семенного фонда и прожиточного минимума. Иначе Советская власть не смогла бы вести гражданскую войну;
2. В ускоренной национализации не только крупной, но и средней, мелкой промышленности, централизации ее управлением;
3. Во введении всеобщей трудовой повинности (сначала для буржуазии, а затем и для всех слоев населения).
- Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум) Наименование модуля: История Казахстана. Этнокультурные процессы с XI века до наших дней.
- Тематический план выполнения и сдачи заданий срсп и срс
- Список литературы
- Информация по оценке знаний обучающихся
- Критерии оценки знаний обучающихся
- Процедура апелляции.
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- Тезисы лекций Тема №1. Введение в историю Казахстана
- Тесты к теме № 1
- Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана
- Тесты к теме № 2
- Тема № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Тесты к теме № 3
- Тема №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Тесты к теме № 4
- Тема № 5. Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана
- Тесты к теме № 5
- Тема № 6. Казахстан в период монгольской империи ( XIII –первая половина XV веков)
- 6.4. Ханство Абулхаира.
- Тесты к теме № 6
- Тема № 7. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Тесты к теме № 7
- Тема № 8. Казахское ханство в xvi1-начале XVIII веков
- Тесты к теме № 8
- Вопросы первого рубежного контроля
- Тема № 9. Казахстан в составе Российской империи
- Лекция № 10. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме №11
- Тема № 12. Политическое и социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
- Тесты к теме № 12
- Тема №13. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана в начале хх века
- Тесты к теме № 13
- Тема № 14. Казахстан в годы установления Советской власти
- Тесты к теме № 14
- Тема № 15. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Тесты к теме № 15
- Тема №16. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Политические репрессии
- 16.1. Коллективизация сельского хозяйства.
- Тесты к теме № 16
- Тема № 17. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Тесты к теме № 17
- Тема № 18. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Тесты к теме № 18
- Тема № 19. Казахстан в 1964-1991 годы
- Тесты к теме № 19
- Тема № 20. История независимого Казахстана
- 20.1. Этапы становления независимости Казахстана.
- Тесты к теме № 20
- Методические рекомендации по изучению дисциплины (традиционные, интерактивные и инновационные методы)
- Методические особенности организации семинарских занятий
- Обзор интерактивных форм и методов обучения применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
- Составление кроссворда
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (перечни вопросов для подготовки к рубежному контролю и к экзаменам) Вопросы первого рубежного контроля
- Спасибо за внимание!