logo search
Отечественная история для технических вузов под

Глава II 498

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ 498

§ 1. Становление рыночных отношений 498

§ 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей 511

Вопросы для повторения 519

Источники и литература к седьмому разделу 520

Словарь 522

Источники и литература ко всему учебнику 540

Введение

В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о станов­лении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г.

История опирается на факты, полученные из различных источни­ков. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоми­нании и т. д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагисти­ка (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумиз­матика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), археология (изучение памятников материальной культуры). Исто­рики находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.

«Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни народов и племен на территории бывшего СССР. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авто­ров для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появлением госу­дарства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как собственно описание истории, исторического процесса, так и историю развития исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н. М. Карамзин (1766-1826, «История государства российского» в 12 т.), С. М. Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), В. О. Ключевский (1841-1911,

(Курс русской истории» в 5 т.). После 1917 г. историческая наука был чрезмерно идеологизирована, превратилась в «политику, опро­кинутую в прошлое», использовалась для коммунистического вос­питания советских людей, особенно молодежи.

Во все времена и во всех странах историкам было трудно оста­ваться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Ве­ками историки обслуживали интересы верховных правителей, пра­вящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основные концепции — консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории, или философии истории, включаю­щее в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объектив­ность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология кон­кретного историка проявляется в периодизации истории, в выделе­нии в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию. Долгое время в истории главное внимание об­ращалось на правления монархов, крупные войны, события религи­озной жизни.

В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой терри­тории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через соци­альную революцию заставляет меняться более консервативные произ­водственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собствен­ности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы. Равенства и Братства.

В западной историографии весьма популярен цивилизационный под­ход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский историк Н. Я. Дани­левский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхрон­ных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценно­стям «мировых ансамблях культуры».

Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская циви­лизация возникла относительно поздно. Среди российских и зару­бежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России: западный, восточный типы; евразийская цивилизация; уникальная и единственная российская усекая) цивилизация. Вызывает споры реальность и характер «со­пкой цивилизации».

В отечественной исторической науке всегда была сильна государственная школа. Наиболее распространенной является периодизация венной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь — раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство — сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия - СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2004)

Основными методами исторического исследования являются сравнительно-составительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т. д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.

История России является частью всемирной истории. Главное ее содержание составляет история русского народа, исторического бы­тия, характера, традиций, менталитета русских людей.

Данное учебное пособие подготовлено для студентов техниче­ских вузов в соответствии с Государственным стандартом по курсу «Отечественная история». Авторы надеются, что студенты оценят четкий, конкретный характер изложения материала, таблицы, систематизирующие материал. На протяжении всего изложения осо­бое место обращалось на материальную сторону жизни россиян, на проблемы развития науки, техники, путей сообщения. В учебнике на­ряду с биографическими справками о крупнейших государственных деятелях приводятся сведения о выдающихся представителях научно-технической мысли, инженерного дела в России. В нашей стране

люди дела, создававшие и развивавшие материально-техническую базу, производственную инфраструктуру, известны совершенно не­достаточно. К сожалению, в большинстве технических вузов пока отсутствует специальная обязательная дисциплина - история науки и техники. Поэтому настоящий учебник хотя бы отчасти компенси­рует данный пробел.

Материал в учебнике организован проблемно-хронологически. Гла­вы каждого раздела освещают события в политической, экономиче­ской и духовной сферах жизни российского общества в тот или иной период, т. е. на протяжении достаточно длительного времени. Это, по мнению авторского коллектива, позволит студентам получить объ­емное представление о путях развития нашей страны и народа и уви­деть всю панораму отечественной истории. Авторы рассчитывают, что студенты будут не только запоминать, но и размышлять в про­цессе чтения.

В каждом параграфе курсивом выделены наиболее важные сюже­ты, раскрывающие содержание параграфа. Курсивом также выделе­ны наиболее важные понятия, выводы, оценки. Учебник содержит элементы хрестоматии, которые представлены рубрикой «Читаем ис­точник». Авторы рассчитывают, что студенты, ознакомившись с при­водимыми текстами, ощутят колорит каждой исторической эпохи и лучше воспримут предлагаемый материал. Биографические справки и часть статистического, фактического материала представлена руб­риками «История в лицах» и «Это существенно». Наиболее важные даты и персоналии выделены полужирным шрифтом. В конце каж­дого раздела приводятся вопросы для повторения. После основного текста помещен словарь наиболее важных понятий. В учебнике даются ссылки на используемые источники, приводимые цитаты я стати­стические сведения. В конце каждого раздела, а также в конце учеб­ного пособия в целом приведены списки источников и литературы. В источниках студенты найдут летописные, документальные, мему­арные и иные свидетельства о происходивших событиях из первых рук. В списках литературы представлены главным образом новей­шие работы, вышедшие в последние 10-15 лет. При этом вниманию студентов предлагаются труды авторов, занимающих различные по­зиции. Ознакомление с использованной в учебнике литературой по­может студентам технических вузов составить представление об ос­новных направлениях научной работы зарубежных и отечественных историков.

Учебник написан коллективом кафедры "История" Петербургского государственного университета путей сообщения, старейшего транспортного вуза страны, основанного в 1809 г.

Авторы:

В подготовке издания такжепринимали участие Р.А.Кособрюхова, Е.В.Соляр, О.В. Санюк.

Литература

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973.

Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М.: Политиздат, 1992.

Данилевский Я. А. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. Ивин А. А. Философия истории. М.: Гардарики, 000.

Каламийцев В. Ф. Методология истории (от источника к исследованию) М.: РОССПЭН, 2001.

Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. М.: Высшая школа, 1990.

Советская историография. М.: РГГУ, 19%.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

Философия истории / Под ред. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 2001.

Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. СПб.: ЛОПИ им. А. С. Пушкина, 1997. ,

Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М.: Международные от­ношения, 1996.

Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. СПб.: Культура, 1993.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. М.: Влада, 1995.

Раздел первый

ДРЕВНЯЯ РУСЬ (862-1237)