logo
Отечественная история для технических вузов под

§ 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века

Золотой век русской культуры. Достижения XIX в. в области культуры могут быть лишь кратко перечислены. Главное влияние на со­знание россиян в этот период оказывали война 1812 г., общественное движение в России и Европе, войны и поражения, великие реформы Александра II.

В 1802 г. в числе других было создано Министерство просвеще­ния, которое вместе с Военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века от­крылись университеты в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе, Томске. Появились технические вузы — институты Путей сообщения, Техно­логический, Инженерно-строительный, Лесотехническая академия в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве и др. В конце века появились политехнические институты в Киеве, Риге, Харько­ве, Петербурге, а всего в стране было около 50 вузов. Существовали

закрытые привилегированные заведения — Царскосельский, Нежин­ский, Демидовский лицеи, Училище правоведения. Вузы были центра­ми науки, просвещения, подготовки кадров интеллигенции, боролись за внутреннюю автономию.

Русская наука приобрела мировое значение. В первой половине XIX в. Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Химик Н. Н. Зинин получил анилин — красящее вещество для тек­стильной промышленности. Б. С. Якоби разрабатывал электродви­гатель, телеграфные аппараты и т. д. В. Я. Струве создал первокласс­ную Пулковскую обсерваторию. Хирург Н. И, Пирогов на себе ис­пытал действие хлороформа для обезболивания при хирургических операциях. Во второй половине века П. Л. Чебышев внес крупный

вклад в теорию машин и механизмов. Д. И. Менделеев открыл пе­риодический закон химических элементов. И. М. Сеченов исследо­вал физиологию человеческого мозга. А. С. Попов первым в мире изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский первым в мире сконст­руировал самолет. П. В. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые электрические лампочки. К. Э. Циолковский разработал проект ди­рижабля и принципы ракетных двигателей, межпланетных полетов.

Русские моряки и ученые совершили кругосветные путешествия. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и др.), открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали новые географические карты. Уни­кальные путешествия и исследования провели П. П. Семенов-Тян-Шанскнй, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай.

Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Оконча­тельно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течени­ям. Все образованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей как К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. Б. Баратынский, А. С. Пушкин, М. К), Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М- Достоевский, И. С. Турге­нев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.

В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произ­ведения Оперы, симфонии, балеты, романсы, со­зданные в XIX в., стали классикой М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, И. И. Чайковского, П. А. Римского-Корсакова..

В столице империи возводятся величественные архитектурные ан­самбли, формируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. Неотделимы от истории города имена его зодчих: А. Н. Вороннхина (Казанский собор); К. И. Росси (Александрий­ский театр с улицей Росси); О. Монферрана (Исаакиевский собор, Александровская колонна); Тома де Томона (Биржа на Стрелке Ва­сильевского острова); А. Д. Захарова (Адмиралтейство). В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.

В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем (для художников того времени). У Г, Г. Угрюмова, К. П. Брюллова и других приверженцев академической шко­лы — картины на античные и религиозные сюжеты. У А. Г. Венециа­нова - картины крестьянского быта, русской природы. У П. А. Фе

История в лицах

Иван Дмитриевич Сытин

Иван Дмитриевич Сытин (1851 -1934) начинал свою деятельность «маль­чиком на побегушках» в лубочной лавке. С течением времени он пре­вратился в крупного издателя-просветителя. Он издавал учебники, де­шевые издания классиков русской литературы, энциклопедии, народные календари. К 1914 г. И. Д. Сытин выпускал четверть всей книжной продукции на сумму 3 млн руб. В «хозяйство Сытина» входили две крупнейшие типографии, 16 книжных магазинов, школа техническо­го рисования и литографского дела. После 1917 г. И. Д. Сытин помо­гал становлению советского книгоиздания и с 1928 г. стал персональ­ным пенсионером.

дотова — бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И. Е. Репина. В. Г. Перова и др. Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открывшиеся Треть­яковская галерея. Русский музей, деятельность выдающегося искус­ствоведа и критика В. В. Стасова.

За звездами русской культуры первого ряда, которых в XIX в. можно считать десятками, не следует .забывать о других десятках и сотнях талантливых людей, организаторов, работников и творцов зо­лотого века. Без их деятельности российская культура не смогла бы обрести мощный фундамент в виде научных учреждений, вузов, ла­бораторий в промышленности, больниц, книгоиздательств, профес­сиональных театров, газет, журналов.

Мощное культурное развитие отразило зрелость, постоянный ду­ховный подъем русской нации, самоотверженное служение своему народу российской интеллигенции. Правда, большая часть населе­ния страны находилась в неведении относительно культурного бо­гатства России. 3/4 населения к концу XIX в. оставалось неграмот­ным.

Серебряный век. Четкую грань между Золотым и Серебряным веком русской культуры провести довольно трудно. В последние два деся­тилетия XIX в. в связи с интенсификацией исторического развития . страны проявляются следующие тенденции, которые в первые деся­тилетия XX в. становятся вполне очевидными:

1. Происходит дальнейшее усложнение, дифференциация культуры, ее различных отраслей.

2. Намечается демократизация культуры, т. е. постепенное приобщение к ней все более широких народных масс.

3. В связи с демократизацией появились и такие явления, как коммерциализация и омещанивание культуры, приспособление ее к вкусам «широкой публики» с целью заработать «на культурке».

Развитие частной инициативы при известной ограниченности го­сударственных средств способствовало распространению культуры вширь, росту культурных запросов населения. Без большого преуве­личения можно говорить о том, что в культурной сфере происходил процесс разгосударствления, в культурной жизни развивалась свое­образная многоукладность.

Быстро росла доля частных вложений а народное образование. Частной инициативе во многом обязано своим размахом и высоким уровнем женское образование. Например, в Петербурге в 1914 г. из 75 женских средних школ 45 были частными гимназиями, где плата за обучение в младших классах составляла 60-80 руб., а в старших — 150-200 руб. в год. Плата за обучение в вузах была введена еще при Николае I. При его правнуке Николае II плата за обучение неуклон­но возрастала. В некоторых технических вузах, а также во всех вузах, где обучались преимущественно женщины, обучение строилось на коммерческих началах. В конце XIX в. Министерство финансов со­здало сеть платных коммерческих училищ. Платными были и много­численные курсы шоферов, фотографов, стенографисток, медицинских сестер и т. д. Бесплатным предполагалось сделать лишь начальное образование. За все остальное следовало платить.

Высокодоходным делом были издание книг, журналов, выпуск газет. В 1913 г. Россия вышла на второе место в мире после Германии по количеству издаваемых книг. Объединения предпринимателей-книготорговцев («Русское общество книготорговцев и издателей», «Всероссийское общество книжного дела», «Общество торговцев нота­ми и музыкальными произведениями» и др.) пытались регламентиро­вать ценообразование, торговые скидки, создавали единую классифи­кацию,

систему книготорговой библиографии. Однако противоречия и конкуренция оставались.

Большой популярностью пользовался кинематограф. Публика охотно платила за то, чтобы посмотреть «новую фильму», «синему». К 1916 г. в Петрограде работало 144 кинотеатра. На одном сеансе по­казывали 6-8 картин (1800 метров пленки, примерно 1,5-2 часа).

В лучших кинотеатрах билет стоил от 35 коп. до 1 руб., в худших — 15-20 коп.

В этот период речь, конечно, не шла о приобретении в семейное пользование граммофонов, фотоаппаратов, кинопроекторов и т. д. Про­изводство сложной культурно-бытовой техники только налаживалось, и она в основном закупалась за границей, была принадлежностью бо­гатых домов. Но газеты, книги, билеты на выставку и даже в театр в городах не были предметом роскоши. Отнюдь не дороговизна была причиной того, что расходы на культурные нужды в бюджете рядо­вых граждан редко превышали расходы на потребление алкогольных напитков.

Демократизация и коммерциализация культуры как в России, так и в других странах породили весьма характерное и типичное для XX в. явление: вульгаризацию (огрубление), примитивизацию (упрощение) явлений культуры, ее приспособление (адаптацию) к весьма нераз­витым и примитивным эстетическим и нравственным запросам и вку­сам основной массы населения.

В частные художественные школы, лаборатории и экспедиции на­учных и технических обществ, в газеты, издательства, художествен­ные выставки и другие дела вкладывали деньги меценаты, заинтересо­ванные кредиторы, спонсоры всякого рода. Не всегда эти вложения окупались, но и разорялись меценаты не так уж часто. Покровитель­ство культуре придавало желанный европейский лоск, наводило не­который благородный глянец на облик формирующейся российской буржуазии. Имена Мамонтова, Морозова, фон Мекка, Строганова, Третьякова, Юсупова, некоторых других в ретроспективном плане явно заслоняют многочисленных колупаевых и разуваевых, которых среди отечественных предпринимателей было все же большинство.

Трудно однозначно оценить степень внедрения рыночных отно­шений в многослойную, причудливую ткань отечественной культуры. Многообразие источников финансирования, возможность найти свою «творческую нишу» стимулировали соперничество художественных направлений, концепций, творческих личностей. Негативные, побоч­ные явления, свойственные стартовому периоду коммерциализации культуры, воспринимались достаточно спокойно, и степень эффек­тивности действия рыночных отношений в сфере культуры вряд ли может, быть точно оценена. Дело в том, что процесс формирования собственно буржуазной культуры в России остался незавершенным.

Общественно-политическое размежевание в стране, обострение политической борьбы, приверженность творцов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили поляризацию и политизацию в культурной среде, внутри научно-педагогической, художественной и иной интеллигенции. «Литература, журналистика, литераторы — у нас тщательно раз­делены надвое и завязаны в два мешка; на одном написано "консер­ваторы", на другом "либералы". Чуть журналист раскроет рот — он уже непременно оказывается в котором-нибудь мешке. Есть сугубо жгучие вопросы, имена, о которых нельзя высказывать собственных мыслей. Мыслей этих никто не услышит — слушают только одно: одобряешь или порицаешь. Порицаешь — в один мешок, одобряешь — в другой, и сиди, и не жалуйся на неподходящую компанию. Сам ви­новат...» — описывала ситуацию тех лет русская писательница Зи­наида Николаевна Гиппиус (1869-1945), активная участница куль­турно-общественной жизни тех лет, уехавшая после революции из страны.

В эти годы в общественных науках 'обострился спор между мате­риалистами и идеалистами. Противостояли друг другу религиозное и светское начала. Скандальный характер приобретало появление в искусстве некоторых новых течений. Повергал в шок, эпатировал пуб­лику футуризм (В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.). Под лозун­гами «свободы искусства», его «самоценности» и «самополезности» выступало такое сложное и противоречивое явление, как декадент­ство. Его теоретики и идеологи А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев в журнале «Мир искусства» резко критиковали реалистичное творчество «пе­редвижников», эстетику Н. Г. Чернышевского, любое «направленство». Острую полемику вызывало обращение деятелей искусства к изображению иррационального, подсознательного в природе челове­ка. Большой общественный резонанс имел роман М. П. Арцыбашева «Санин» (1907), который многими воспринимался как проповедь амо­рализма и половой распущенности.

Многие деятели культуры принимали участие в создании и ра­боте политических партий и особенно многочисленных обществен­ных организаций — профессиональных, литературно-художествен­ных, культурно-просветительных, благотворительных и др. В целом же при весьма резких расхождениях в вопросах творчества, в вопросах профессиональных значительная часть деятелей культуры находилась во внутренней или открытой оппозиции к царскому режиму,

История в лицах

Иван Петрович Павлов

Иван Петрович Павлов (1849-1936) был первым русским лауреатом Нобелевской премии. Он получил ее в 1904 г. за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения. Создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей школы физио­логов был избран членом крупнейших академий, почетным членом сотни научных обществ. После Октябрьской революции, несмотря на слож­ные отношения с большевистским руководством, великий ученый про­должал плодотворно трудиться на благо Родины.

считала его виновником всех бед России, неоднократно прокламиро­вала желание служить не государству, а народу.

Серебряный век укрепил тенденцию возрастания мировой значи­мости и влияния русской культуры. В этот короткий период труды И. П. Павлова и И. И. Мечникова удостоились Нобелевской пре­мии (учреждена в 1901 г.).

Еще в 1895 г. Александр Степанович Попов (1859-1905/6) про­демонстрировал первый в мире радиопередатчик. В 1900 г. А. С. По­пов получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за создание прибора для регистрации грозовых разрядов («грозоотмет­чиков»). В 1904-1905 гг. искровые радиостанции были установлены на кораблях русского флота, а в 1915 г. в строй вступил радиотеле­графный завод — первое отечественное радиотехническое предпри­ятие.

Н. В. Склифосовский широко применял антисептический ме­тод в хирургии. Ученые много делали для армии, для восстановле­ния русского флота после Русско-японской войны (кораблестрои­тель А. Н. Крылов и др.). Еще в 1911 г. Г. Е. Котельников изобрел ранцевый парашют. Н. Д. Зелинский в 1915 г. создал угольный про­тивогаз. Н. Е. Жуковский создал первый в Европе аэродинамиче­ский институт.

Достижения русской науки отмечались на многочисленных меж­дународных конгрессах. Русские ученые избирались в руководящие органы международных научных обществ. Происходил интенсивный обмен научными публикациями. Свободное владение несколькими иностранными языками было обычной нормой для интеллигентного человека, особенно ученого и инженера.

Международные контакты позволяли быстро использовать новей­шие достижения зарубежной науки и техники, формировали у рус-

ской научно-технической интеллигенции требовательность к самим себе и чувство гордости за хорошо сделанную работу. Так, Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922), инженер и ученый в облас­ти строительной механики и мостостроения, по проектам которого было построено более ста больших мостов через крупнейшие реки страны, получивший гран-при на Парижской выставке 1911 г., мог уверенно констатировать: «Необходимо обратить внимание на то, что ни в одном из сооружений, проектируемых в столь большом количестве, не обнаружилось никаких повреждений. Впрочем, сравнительная статистика данных о крушениях мостов убеждает, что в этом отношении наши мосты находятся в большем благополучии, за границей».

Для российской науки период Серебряного века был настоящим «Злотым веком». В то же время было подсчитано, что из 3 121 908 изобретений, запатентованных во всем мире, России принадлежали 1/150 часть, США - 1/3, Англии – 1/6. Русским ученым было над чем подумать.

Это существенно

В 1897 г., согласно первой всероссийской переписи, грамотные среди населения в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4%. Осенью Н.908 г. Комиссия по народному образованию Третьей Государственной думы разработала план постепенного введения всеобщего началь­ного обучения, рассчитанный на 20 лет (1909-1928). Началось строи­тельство школьных зданий и подготовка учителей. Если за 1894-1904 гг. бюджет Министерства народного просвещения увеличился с 22 до 42 млн руб., а все расходы на народное образование выросли с 40 до 100 млн руб., то к 1914 г. совокупные расходы государства, земств и городов на нужды народного образования с оставили около 300 млн руб.

Война прервала этот процесс. К 1916 г. в России было грамотно менее половины населения. Если в Германии из 10 тыс. призывавшихся в армию не умели писать только 4 человека, в Англии — 100, в США — 380, в Италии —- 3072, то в России не умели писать 6110 новобранцев из 10 тыс. (Всеобщее начальное обучение было введено в СССР в 1930 г., щ. неграмотность была ликвидирована только во второй половине 30-х гг.).

Приобщение народа к культуре происходило в различных формах. Расширялась сеть народных домов (к 1917 г. — 237 учреждений), на­родных библиотек и читален (в 1914 г. — 12 600), выставок. В городах доступными для основной массы населения становятся книги, газеты, кинематограф, эстрада, цирк. В 1913 г. в России выходило 856 газет Казовым тиражом 2,7 млн экземпляров. Насчитывалось около 14 тыс. публичных библиотек, К 1917 г. в стране имелось 150 музеев

.

История в лицах

Владимир Григорьевич Федоров

Владимир Григорьевич Федоров (1874-1966) окончил Артиллерийское училище (1895) и Михайловскую артиллерийскую академию (1900). Ра­ботал в артиллерийском комитете Главного артиллерийского управле­ния. Еще в 1907 г. написал первую русскую работу о создании автома­тического оружия. Некоторые консервативные генералы не понимали полезности автомата для вооружения русской армии. Считали, что слиш­ком большим будет расход боеприпасов, что автомат не нужен, так как человека надо убить всего один раз и для этого достаточно надежной винтовки С. И. Мосина (создана в 1891 г.). В 1916 г. В. Г. Федоров со­здал первый в мире автомат под винтовочный патрон калибра 6,5 мм. Директор первого советского завода, выпускавшего оружие его систе­мы (1918-1931). Работал в Министерстве вооружения и в Академии артиллерийских наук. Профессор, генерал-лейтенант инженерно-тех­нической службы, один из первых Героев Труда (1928) из числа до­революционной интеллигенции.

Судьба автомата В. Г. Федорова была непростой и в советское время. Автомат посчитали оружием гангстеров и полицейских для расстрела демонстраций трудящихся. В Великую Отечественную войну наши сол­даты вступили с теми же винтовками Мосина, а производство автоматов было налажено в основном по ходу войны. Кстати, знаменитый автомат М. Т. Калашникова имеет большое сходство с первым отечественным автоматом В. Г. Федорова.

Данные тенденции просматриваются в развитии любой сферы культуры.

Число вузов и студентов увеличилось к 1913 г. вдвое. Женщины получили доступ к высшему образованию, но в России женское выс­шее образование было только платным. В средних учебных заведени­ях также преобладало платное обучение. Министерство торговли со­здало коммерческие училища (наряду с реальными и классическими).

В науке возникло множество школ, направлений. К 1917 г. наряду с 300 государственными научными учреждениями большую работу проводили 300 научных обществ. Традиционной сферой деятельно­сти для русской научно-технической интеллигенции было участие в обеспечении обороноспособности страны.

Еще в 1909-1914 гг. собственные конструкции самолетов создали Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. И. И. Сикорский в 1913 г. построил самолет «Русский витязь», а его четырехмоторные самолеты «Илья Муромец» выпускались серийно, хотя и на полукустарных предприятиях. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал ранцевый парашют, который быстро ввели в обращение во всех стра­нах, кроме России. Некоторые генералы считали, что без парашюта летчик будет с большим усердием бороться за спасение дорогостоя­щего летательного аппарата.

В 1914-1917 гг. многие специалисты работали в Комитете воен­но-технической помощи. При нем была организована Комиссия сы­рья, а при Российской академии наук — по инициативе В. И. Вернад­ского — Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), призванная наладить использование собственных ресурсов ввиду невозможности закупать импортное сырье. По пред­ложению Б. Б. Голицына было создано Военно-метеорологическое управление. Прогнозы погоды учитывались при планировании бое­вых операций, особенно с началом применения отравляющих газов. Для защиты солдат от отравляющих веществ Николай Дмитриевич Зелинский (1861-1953) еще в 1915 г. изобрел угольный противогаз. Но заказ на это единственно надежное средство защиты от химиче­ского оружия был получен только в марте 1916 г.

Среди российских инженеров никогда не переводились смелые, талантливые, бескорыстные люди, преданные своему делу, вынаши-

История в лицах

Алексей Николаевич Крылов

Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) окончил Морское училище и Морскую академию, служил на флоте, преподавал в ряде вузов. В кон­це 90-х гг. XIX в. разработал теорию качки корабля («теория Крылова»), а затем вместе с С. О. Макаровым работал над проблемой непотопля­емости корабля. В 1900-1908 гг. заведовал Опытовым судостроитель­ным бассейном Морского министерства в Петербурге. В 1908-1910 гг. был главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета Морского министерства. Руководил отечест­венным кораблестроением в период воссоздания флота после Русско-японской войны, обеспечил разработку и осуществление судострои­тельных программ, составление проектов и постройку кораблей ос­новных типов и классов. Был постоянным консультантом петербург­ских Металлического, Путиловского, Балтийского и Адмиралтейских заводов по всем вопросам нового кораблестроения. Еще до 1917 г. стал академиком, генерал-лейтенантом по флоту, членом и почетным членом многих российских и иностранных научных обществ, прези­дентом Русского физико-химического общества. После 1917 г. про­должал служить своей стране. Стал автором более 500 научных тру­дов. Создал школу отечественного судостроения. Оставил интересные «Мои воспоминания».

вавшие дерзкие технические проекты, делавшие выдающиеся откры­тия.

В литературе реалистов (А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк. А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, В, В. Вересаев, А. С. Се­рафимович, А. М. Горький и др.) пытаются теснить символисты (В. Я. Брюсов, А. А. Белый, А. А. Блок и др.), футуристы (В. В. Мая­ковский и др.), акмеисты и другие течения.

В русских театрах ставились пьесы Л. Н. Андреева, М. Горького, Н. Чехова. Новым явлением театральной жизни стал Малый ху­дожественный театр в Москве, созданный при помощи крупного ка­питалиста С. Т. Морозова. Классикой театрального искусства стали работы режиссеров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Дан­ченко, В. Э. Мейерхольда, актеров И. М. Москвина, В. И. Качало­ва, О. Л. Кииппер-Чеховой, М. Ф. Андреевой, В. Ф. Комиссар-жевской и др.

В музыке развивались традиции «Могучей кучки». Менеджером, продюсером русского искусства в Европе был С. П. Дягилев. Евро­пейскую известность быстро приобрели композиторы С. В. Рахма­нинов, И. Ф. Стравинский, Б. Ф. Асафьев, А. К. Глазунов, испол­нители Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, артисты балета А. Павлова, В. Нижинский и др.

В живописи наряду с «передвижниками» приобретают известность В.М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих. Раз­личные художественные позиции служат основой для появления худо­жественных объединений — «Мира искусства», Союза русских ху­дожников и др.

Русское общество долгие годы усердно впитывало достижения, духовные ценности Запада. Некоторым на Западе казалось, что рус­ская культура вторична, является всего лишь результатом западного влияния — вестернизации. С тем большим удивлением чопорная Ев­ропа увидела, как в начале XX в. Россия стала превращаться в вели­кий самобытный мир, в один из мировых центров, генерирующих новые идеи, новые технологии, новый стиль, новые духовные ценно­сти.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Мно­гое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее разви­тие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряжен­ность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философ

ской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствитель­ности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источ­ники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни... Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой Рос­сии», — вспоминал позже русский философ Н. А. Бердяев («Самопо­знание», первая публикация в

1949 г.).

Многие крупные деятели искусства называли предреволюцион­ное время «полетом над бездной», чувствовали приближение потря­сений и отразили это в своем творчестве.

Вопросы для повторения

1. Почему так тяжело решался аграрный вопрос в России?

2. Каковы были характер, направленность реформ в рассматрива­емый период? Почему и в чьих интересах проводились контр­реформы?

3. Чем объясняются неудачи в области внешней политики послед­него русского царя?

4. Какая по характеру революция произошла в 1917 г.? Почему к власти пришли большевики?

Источники и литература к пятому разделу

Источники

Александр Второй: Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.

Архив русской революции: В 22 т. М: Терра, 1991-1994.

Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. М.: Соцэкгиз, 1960.

Ганелин Р. Ш., Куликов С В. Основные источники по истории России конца XIX — начала XX в.: Учебное пособие. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

Генеральная репетиция Великого Октября. Документы, материалы, иллюст­рации о революции 1905-1907 гг. М.: Политиздат, 1980.

Государственный строй Российской империи накануне свержения: Сборник

законодательных актов. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность вцарствование Николая II в изображении современника. М.: НЛО, 2000.

Дневники императора Николая II. СПб., 1992.

Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Ленизлат, 1991.

Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М.: Республи­ка, 1993.

Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.

Милюков П. //. Воспоминания: в 2 т. М.: Современник, 1991. Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1994. Октябрьская революция: Мемуары. М.: Орбита, 1991.

Особые журналы Совета министров Российской Империи. 1909-1917 гг.:

1910 г. М.: РОССПЭН, 2001. Отречение Николая И. Воспоминания очевидцев. Документы / Репринтное

издание 1927 г. М.: Советский писатель, 1990.

Платонов О. Терновый венец России: Тайная история масонства: документыи материалы. М.: Русский вестник, 2000. Т. 2. Последние дневники императрицы Александры Федоровны Романовой.

Февраль 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Под ред. В. А. Козлова и В. М. Хрусталева. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. СПб.: Блиц, 1995.

УстряловН.В. Былое - революция 1917 г. (1890-е - 1919 г.): Воспоминанияи дневниковые записи. М.: Анкил, 2000.

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. М.: Просвещение, 1990.

Хрестоматия по истории СССР, 1900 — конец 1930-х гг. М.: Просвещение,

1988.

Литература

Ананъич Б. В., Гаиелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Дмит­рий Буланин, 1999.

Бахтиаров А. А. Брюхо Петебурга: Очерки столичной жизни. СПб.: Ферт, ,. 1994.

Боханов А. Н. Николай II. М.: АСТ-Пресс, 2000.

Будницкий Н. А. Терроризм в российском освободительном движении: идео­логия, этика, психология. Вторая половина XIX — начало XX в. М.: РОССПЭН, 2000.

Великие реформы в России. 1856-1874. М: Изд-во МГУ, 1992.

Виргинский В. С, Хотченков В. Ф. Очерки истории науки и техники, 1870— 1917 гг. М.: Просвещение, 1988.

Георгиева Н. Г. Революционное движение в России в конце XIX — начале XX в. М.: Высшая школа, 1986.

Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.

Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функцио­нирования. М.: РОСПЭН, 1996.

Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М.: Просве­щение, 1985.

Дякин В. С. Деньги для сельского хозяйства 1892-1914 гг. Аграрный кредит в экономической политике царизма. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.

Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999.

История внешней политики России: Конец XIX — начало XX века (От Рус­ско-французского союза до Октябрьской революции). М.: Международ­ные отношения, 1997.

История России XIX — начала XX в.: Учебник для исторических факульте­тов университетов. М.: Зерцало, 2000.

Кавторин В. В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 года. Л.: Лениздат,1992.

Касвииов М. К. Двадцать три ступени вниз. М.: Мысль, 1988. Катков Г. М. Февральская революция. М.: Русский путь, 1997.

Кожииов В. «Черносотенцы» и Революция: Загадочные страницы истории. 2-е изд. М.: Прима В, 1998.

Корелин А. Я., Степанов С. А. С. Ю. Витте — финансист, политик, дипломат. М.: Террос, 1998.

Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М.: РОССПЭН,

Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформа­торская альтернатива. М.: Политиздат, 1991.

Медведев Р. 1917. Русская революция: победа и поражение большевиков. М.: Права человека, 1997.

Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907 1914 гг. М.: РОССПЭН, 1998.

Мэсси Р. Николай и Александра. М.: Интерпракс, 1990.

Олъдепбург С. С. Царствование императора Николая II. СПб.: Петрополь, 1991.

Очерки русской культуры XIX в.: В 6 т. Т. 1. Общественно-культурная сре­да. М.: Изд-во'мГУ, 1998. Пайпс Р. Русская революция: В 2 ч. М.: РОССПЭН. 1994.

Первая мировая война. Пролог XX века / Отв. ред. В. Л. Мальков. М.: Нау­ка. 1998.

Перегудова 3. И. Политический сыск России (1880-1917). М.: РОСПЭН. 2000.

Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОСПЭН, 2000.

Политические партии России: история и современность. М.: РОСПЭН. 2000.

Политические партии России: страницы истории. М.: Изд-во МГУ, 2000.

Поршнем О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат в период Первой мировой войны (1914 — март 1918 г.). Екатерин бург Уральское отделение РАН, 2000.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петро­граде. М.: Прогресс, 1989. Российские консерваторы. М.: Русский мир, 1997.

Российские реформаторы XIX - начала XX в. М.: Международные отноше­ния, 1995.

Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М.: Олма-Пресс, 2001.

Руднева С. Е. Демократическое совещание (сентябрь 1917 г.): история фору­ма. М.: Наука, 2000.

Ульянова Г. II. Благотворительность московских предпринимателей: I860 1914 гг. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 1999.

Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX - нача­ло XX в. М.: Наука, 1995.

Яковлев И. II. Последняя война старой России. М.: Просвещение, 1994.

Раздел шестой

РОССИЯ СОВЕТСКАЯ

( 1917-1991)