§ 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
Золотой век русской культуры. Достижения XIX в. в области культуры могут быть лишь кратко перечислены. Главное влияние на сознание россиян в этот период оказывали война 1812 г., общественное движение в России и Европе, войны и поражения, великие реформы Александра II.
В 1802 г. в числе других было создано Министерство просвещения, которое вместе с Военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись университеты в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе, Томске. Появились технические вузы — институты Путей сообщения, Технологический, Инженерно-строительный, Лесотехническая академия в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве и др. В конце века появились политехнические институты в Киеве, Риге, Харькове, Петербурге, а всего в стране было около 50 вузов. Существовали
закрытые привилегированные заведения — Царскосельский, Нежинский, Демидовский лицеи, Училище правоведения. Вузы были центрами науки, просвещения, подготовки кадров интеллигенции, боролись за внутреннюю автономию.
Русская наука приобрела мировое значение. В первой половине XIX в. Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Химик Н. Н. Зинин получил анилин — красящее вещество для текстильной промышленности. Б. С. Якоби разрабатывал электродвигатель, телеграфные аппараты и т. д. В. Я. Струве создал первоклассную Пулковскую обсерваторию. Хирург Н. И, Пирогов на себе испытал действие хлороформа для обезболивания при хирургических операциях. Во второй половине века П. Л. Чебышев внес крупный
вклад в теорию машин и механизмов. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. И. М. Сеченов исследовал физиологию человеческого мозга. А. С. Попов первым в мире изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский первым в мире сконструировал самолет. П. В. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые электрические лампочки. К. Э. Циолковский разработал проект дирижабля и принципы ракетных двигателей, межпланетных полетов.
Русские моряки и ученые совершили кругосветные путешествия. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и др.), открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали новые географические карты. Уникальные путешествия и исследования провели П. П. Семенов-Тян-Шанскнй, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай.
Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей как К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. Б. Баратынский, А. С. Пушкин, М. К), Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М- Достоевский, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.
В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, И. И. Чайковского, П. А. Римского-Корсакова..
В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. Неотделимы от истории города имена его зодчих: А. Н. Вороннхина (Казанский собор); К. И. Росси (Александрийский театр с улицей Росси); О. Монферрана (Исаакиевский собор, Александровская колонна); Тома де Томона (Биржа на Стрелке Васильевского острова); А. Д. Захарова (Адмиралтейство). В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.
В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем (для художников того времени). У Г, Г. Угрюмова, К. П. Брюллова и других приверженцев академической школы — картины на античные и религиозные сюжеты. У А. Г. Венецианова - картины крестьянского быта, русской природы. У П. А. Фе
И
Иван Дмитриевич Сытин
Иван Дмитриевич Сытин (1851 -1934) начинал свою деятельность «мальчиком на побегушках» в лубочной лавке. С течением времени он превратился в крупного издателя-просветителя. Он издавал учебники, дешевые издания классиков русской литературы, энциклопедии, народные календари. К 1914 г. И. Д. Сытин выпускал четверть всей книжной продукции на сумму 3 млн руб. В «хозяйство Сытина» входили две крупнейшие типографии, 16 книжных магазинов, школа технического рисования и литографского дела. После 1917 г. И. Д. Сытин помогал становлению советского книгоиздания и с 1928 г. стал персональным пенсионером.
дотова — бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И. Е. Репина. В. Г. Перова и др. Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открывшиеся Третьяковская галерея. Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова.
За звездами русской культуры первого ряда, которых в XIX в. можно считать десятками, не следует .забывать о других десятках и сотнях талантливых людей, организаторов, работников и творцов золотого века. Без их деятельности российская культура не смогла бы обрести мощный фундамент в виде научных учреждений, вузов, лабораторий в промышленности, больниц, книгоиздательств, профессиональных театров, газет, журналов.
Мощное культурное развитие отразило зрелость, постоянный духовный подъем русской нации, самоотверженное служение своему народу российской интеллигенции. Правда, большая часть населения страны находилась в неведении относительно культурного богатства России. 3/4 населения к концу XIX в. оставалось неграмотным.
Серебряный век. Четкую грань между Золотым и Серебряным веком русской культуры провести довольно трудно. В последние два десятилетия XIX в. в связи с интенсификацией исторического развития . страны проявляются следующие тенденции, которые в первые десятилетия XX в. становятся вполне очевидными:
1. Происходит дальнейшее усложнение, дифференциация культуры, ее различных отраслей.
2. Намечается демократизация культуры, т. е. постепенное приобщение к ней все более широких народных масс.
3. В связи с демократизацией появились и такие явления, как коммерциализация и омещанивание культуры, приспособление ее к вкусам «широкой публики» с целью заработать «на культурке».
Развитие частной инициативы при известной ограниченности государственных средств способствовало распространению культуры вширь, росту культурных запросов населения. Без большого преувеличения можно говорить о том, что в культурной сфере происходил процесс разгосударствления, в культурной жизни развивалась своеобразная многоукладность.
Быстро росла доля частных вложений а народное образование. Частной инициативе во многом обязано своим размахом и высоким уровнем женское образование. Например, в Петербурге в 1914 г. из 75 женских средних школ 45 были частными гимназиями, где плата за обучение в младших классах составляла 60-80 руб., а в старших — 150-200 руб. в год. Плата за обучение в вузах была введена еще при Николае I. При его правнуке Николае II плата за обучение неуклонно возрастала. В некоторых технических вузах, а также во всех вузах, где обучались преимущественно женщины, обучение строилось на коммерческих началах. В конце XIX в. Министерство финансов создало сеть платных коммерческих училищ. Платными были и многочисленные курсы шоферов, фотографов, стенографисток, медицинских сестер и т. д. Бесплатным предполагалось сделать лишь начальное образование. За все остальное следовало платить.
Высокодоходным делом были издание книг, журналов, выпуск газет. В 1913 г. Россия вышла на второе место в мире после Германии по количеству издаваемых книг. Объединения предпринимателей-книготорговцев («Русское общество книготорговцев и издателей», «Всероссийское общество книжного дела», «Общество торговцев нотами и музыкальными произведениями» и др.) пытались регламентировать ценообразование, торговые скидки, создавали единую классификацию,
систему книготорговой библиографии. Однако противоречия и конкуренция оставались.
Большой популярностью пользовался кинематограф. Публика охотно платила за то, чтобы посмотреть «новую фильму», «синему». К 1916 г. в Петрограде работало 144 кинотеатра. На одном сеансе показывали 6-8 картин (1800 метров пленки, примерно 1,5-2 часа).
В лучших кинотеатрах билет стоил от 35 коп. до 1 руб., в худших — 15-20 коп.
В этот период речь, конечно, не шла о приобретении в семейное пользование граммофонов, фотоаппаратов, кинопроекторов и т. д. Производство сложной культурно-бытовой техники только налаживалось, и она в основном закупалась за границей, была принадлежностью богатых домов. Но газеты, книги, билеты на выставку и даже в театр в городах не были предметом роскоши. Отнюдь не дороговизна была причиной того, что расходы на культурные нужды в бюджете рядовых граждан редко превышали расходы на потребление алкогольных напитков.
Демократизация и коммерциализация культуры как в России, так и в других странах породили весьма характерное и типичное для XX в. явление: вульгаризацию (огрубление), примитивизацию (упрощение) явлений культуры, ее приспособление (адаптацию) к весьма неразвитым и примитивным эстетическим и нравственным запросам и вкусам основной массы населения.
В частные художественные школы, лаборатории и экспедиции научных и технических обществ, в газеты, издательства, художественные выставки и другие дела вкладывали деньги меценаты, заинтересованные кредиторы, спонсоры всякого рода. Не всегда эти вложения окупались, но и разорялись меценаты не так уж часто. Покровительство культуре придавало желанный европейский лоск, наводило некоторый благородный глянец на облик формирующейся российской буржуазии. Имена Мамонтова, Морозова, фон Мекка, Строганова, Третьякова, Юсупова, некоторых других в ретроспективном плане явно заслоняют многочисленных колупаевых и разуваевых, которых среди отечественных предпринимателей было все же большинство.
Трудно однозначно оценить степень внедрения рыночных отношений в многослойную, причудливую ткань отечественной культуры. Многообразие источников финансирования, возможность найти свою «творческую нишу» стимулировали соперничество художественных направлений, концепций, творческих личностей. Негативные, побочные явления, свойственные стартовому периоду коммерциализации культуры, воспринимались достаточно спокойно, и степень эффективности действия рыночных отношений в сфере культуры вряд ли может, быть точно оценена. Дело в том, что процесс формирования собственно буржуазной культуры в России остался незавершенным.
Общественно-политическое размежевание в стране, обострение политической борьбы, приверженность творцов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили поляризацию и политизацию в культурной среде, внутри научно-педагогической, художественной и иной интеллигенции. «Литература, журналистика, литераторы — у нас тщательно разделены надвое и завязаны в два мешка; на одном написано "консерваторы", на другом "либералы". Чуть журналист раскроет рот — он уже непременно оказывается в котором-нибудь мешке. Есть сугубо жгучие вопросы, имена, о которых нельзя высказывать собственных мыслей. Мыслей этих никто не услышит — слушают только одно: одобряешь или порицаешь. Порицаешь — в один мешок, одобряешь — в другой, и сиди, и не жалуйся на неподходящую компанию. Сам виноват...» — описывала ситуацию тех лет русская писательница Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945), активная участница культурно-общественной жизни тех лет, уехавшая после революции из страны.
В эти годы в общественных науках 'обострился спор между материалистами и идеалистами. Противостояли друг другу религиозное и светское начала. Скандальный характер приобретало появление в искусстве некоторых новых течений. Повергал в шок, эпатировал публику футуризм (В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.). Под лозунгами «свободы искусства», его «самоценности» и «самополезности» выступало такое сложное и противоречивое явление, как декадентство. Его теоретики и идеологи А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев в журнале «Мир искусства» резко критиковали реалистичное творчество «передвижников», эстетику Н. Г. Чернышевского, любое «направленство». Острую полемику вызывало обращение деятелей искусства к изображению иррационального, подсознательного в природе человека. Большой общественный резонанс имел роман М. П. Арцыбашева «Санин» (1907), который многими воспринимался как проповедь аморализма и половой распущенности.
Многие деятели культуры принимали участие в создании и работе политических партий и особенно многочисленных общественных организаций — профессиональных, литературно-художественных, культурно-просветительных, благотворительных и др. В целом же при весьма резких расхождениях в вопросах творчества, в вопросах профессиональных значительная часть деятелей культуры находилась во внутренней или открытой оппозиции к царскому режиму,
История в лицах
Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов (1849-1936) был первым русским лауреатом Нобелевской премии. Он получил ее в 1904 г. за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения. Создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей школы физиологов был избран членом крупнейших академий, почетным членом сотни научных обществ. После Октябрьской революции, несмотря на сложные отношения с большевистским руководством, великий ученый продолжал плодотворно трудиться на благо Родины.
считала его виновником всех бед России, неоднократно прокламировала желание служить не государству, а народу.
Серебряный век укрепил тенденцию возрастания мировой значимости и влияния русской культуры. В этот короткий период труды И. П. Павлова и И. И. Мечникова удостоились Нобелевской премии (учреждена в 1901 г.).
Еще в 1895 г. Александр Степанович Попов (1859-1905/6) продемонстрировал первый в мире радиопередатчик. В 1900 г. А. С. Попов получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за создание прибора для регистрации грозовых разрядов («грозоотметчиков»). В 1904-1905 гг. искровые радиостанции были установлены на кораблях русского флота, а в 1915 г. в строй вступил радиотелеграфный завод — первое отечественное радиотехническое предприятие.
Н. В. Склифосовский широко применял антисептический метод в хирургии. Ученые много делали для армии, для восстановления русского флота после Русско-японской войны (кораблестроитель А. Н. Крылов и др.). Еще в 1911 г. Г. Е. Котельников изобрел ранцевый парашют. Н. Д. Зелинский в 1915 г. создал угольный противогаз. Н. Е. Жуковский создал первый в Европе аэродинамический институт.
Достижения русской науки отмечались на многочисленных международных конгрессах. Русские ученые избирались в руководящие органы международных научных обществ. Происходил интенсивный обмен научными публикациями. Свободное владение несколькими иностранными языками было обычной нормой для интеллигентного человека, особенно ученого и инженера.
Международные контакты позволяли быстро использовать новейшие достижения зарубежной науки и техники, формировали у рус-
ской научно-технической интеллигенции требовательность к самим себе и чувство гордости за хорошо сделанную работу. Так, Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922), инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, по проектам которого было построено более ста больших мостов через крупнейшие реки страны, получивший гран-при на Парижской выставке 1911 г., мог уверенно констатировать: «Необходимо обратить внимание на то, что ни в одном из сооружений, проектируемых в столь большом количестве, не обнаружилось никаких повреждений. Впрочем, сравнительная статистика данных о крушениях мостов убеждает, что в этом отношении наши мосты находятся в большем благополучии, за границей».
Для российской науки период Серебряного века был настоящим «Злотым веком». В то же время было подсчитано, что из 3 121 908 изобретений, запатентованных во всем мире, России принадлежали 1/150 часть, США - 1/3, Англии – 1/6. Русским ученым было над чем подумать.
Это существенно
В 1897 г., согласно первой всероссийской переписи, грамотные среди населения в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4%. Осенью Н.908 г. Комиссия по народному образованию Третьей Государственной думы разработала план постепенного введения всеобщего начального обучения, рассчитанный на 20 лет (1909-1928). Началось строительство школьных зданий и подготовка учителей. Если за 1894-1904 гг. бюджет Министерства народного просвещения увеличился с 22 до 42 млн руб., а все расходы на народное образование выросли с 40 до 100 млн руб., то к 1914 г. совокупные расходы государства, земств и городов на нужды народного образования с оставили около 300 млн руб.
Война прервала этот процесс. К 1916 г. в России было грамотно менее половины населения. Если в Германии из 10 тыс. призывавшихся в армию не умели писать только 4 человека, в Англии — 100, в США — 380, в Италии —- 3072, то в России не умели писать 6110 новобранцев из 10 тыс. (Всеобщее начальное обучение было введено в СССР в 1930 г., щ. неграмотность была ликвидирована только во второй половине 30-х гг.).
Приобщение народа к культуре происходило в различных формах. Расширялась сеть народных домов (к 1917 г. — 237 учреждений), народных библиотек и читален (в 1914 г. — 12 600), выставок. В городах доступными для основной массы населения становятся книги, газеты, кинематограф, эстрада, цирк. В 1913 г. в России выходило 856 газет Казовым тиражом 2,7 млн экземпляров. Насчитывалось около 14 тыс. публичных библиотек, К 1917 г. в стране имелось 150 музеев
.
История в лицах
Владимир Григорьевич Федоров
Владимир Григорьевич Федоров (1874-1966) окончил Артиллерийское училище (1895) и Михайловскую артиллерийскую академию (1900). Работал в артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления. Еще в 1907 г. написал первую русскую работу о создании автоматического оружия. Некоторые консервативные генералы не понимали полезности автомата для вооружения русской армии. Считали, что слишком большим будет расход боеприпасов, что автомат не нужен, так как человека надо убить всего один раз и для этого достаточно надежной винтовки С. И. Мосина (создана в 1891 г.). В 1916 г. В. Г. Федоров создал первый в мире автомат под винтовочный патрон калибра 6,5 мм. Директор первого советского завода, выпускавшего оружие его системы (1918-1931). Работал в Министерстве вооружения и в Академии артиллерийских наук. Профессор, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, один из первых Героев Труда (1928) из числа дореволюционной интеллигенции.
Судьба автомата В. Г. Федорова была непростой и в советское время. Автомат посчитали оружием гангстеров и полицейских для расстрела демонстраций трудящихся. В Великую Отечественную войну наши солдаты вступили с теми же винтовками Мосина, а производство автоматов было налажено в основном по ходу войны. Кстати, знаменитый автомат М. Т. Калашникова имеет большое сходство с первым отечественным автоматом В. Г. Федорова.
Данные тенденции просматриваются в развитии любой сферы культуры.
Число вузов и студентов увеличилось к 1913 г. вдвое. Женщины получили доступ к высшему образованию, но в России женское высшее образование было только платным. В средних учебных заведениях также преобладало платное обучение. Министерство торговли создало коммерческие училища (наряду с реальными и классическими).
В науке возникло множество школ, направлений. К 1917 г. наряду с 300 государственными научными учреждениями большую работу проводили 300 научных обществ. Традиционной сферой деятельности для русской научно-технической интеллигенции было участие в обеспечении обороноспособности страны.
Еще в 1909-1914 гг. собственные конструкции самолетов создали Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. И. И. Сикорский в 1913 г. построил самолет «Русский витязь», а его четырехмоторные самолеты «Илья Муромец» выпускались серийно, хотя и на полукустарных предприятиях. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал ранцевый парашют, который быстро ввели в обращение во всех странах, кроме России. Некоторые генералы считали, что без парашюта летчик будет с большим усердием бороться за спасение дорогостоящего летательного аппарата.
В 1914-1917 гг. многие специалисты работали в Комитете военно-технической помощи. При нем была организована Комиссия сырья, а при Российской академии наук — по инициативе В. И. Вернадского — Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), призванная наладить использование собственных ресурсов ввиду невозможности закупать импортное сырье. По предложению Б. Б. Голицына было создано Военно-метеорологическое управление. Прогнозы погоды учитывались при планировании боевых операций, особенно с началом применения отравляющих газов. Для защиты солдат от отравляющих веществ Николай Дмитриевич Зелинский (1861-1953) еще в 1915 г. изобрел угольный противогаз. Но заказ на это единственно надежное средство защиты от химического оружия был получен только в марте 1916 г.
Среди российских инженеров никогда не переводились смелые, талантливые, бескорыстные люди, преданные своему делу, вынаши-
История в лицах
Алексей Николаевич Крылов
Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) окончил Морское училище и Морскую академию, служил на флоте, преподавал в ряде вузов. В конце 90-х гг. XIX в. разработал теорию качки корабля («теория Крылова»), а затем вместе с С. О. Макаровым работал над проблемой непотопляемости корабля. В 1900-1908 гг. заведовал Опытовым судостроительным бассейном Морского министерства в Петербурге. В 1908-1910 гг. был главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета Морского министерства. Руководил отечественным кораблестроением в период воссоздания флота после Русско-японской войны, обеспечил разработку и осуществление судостроительных программ, составление проектов и постройку кораблей основных типов и классов. Был постоянным консультантом петербургских Металлического, Путиловского, Балтийского и Адмиралтейских заводов по всем вопросам нового кораблестроения. Еще до 1917 г. стал академиком, генерал-лейтенантом по флоту, членом и почетным членом многих российских и иностранных научных обществ, президентом Русского физико-химического общества. После 1917 г. продолжал служить своей стране. Стал автором более 500 научных трудов. Создал школу отечественного судостроения. Оставил интересные «Мои воспоминания».
вавшие дерзкие технические проекты, делавшие выдающиеся открытия.
В литературе реалистов (А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк. А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, В, В. Вересаев, А. С. Серафимович, А. М. Горький и др.) пытаются теснить символисты (В. Я. Брюсов, А. А. Белый, А. А. Блок и др.), футуристы (В. В. Маяковский и др.), акмеисты и другие течения.
В русских театрах ставились пьесы Л. Н. Андреева, М. Горького, Н. Чехова. Новым явлением театральной жизни стал Малый художественный театр в Москве, созданный при помощи крупного капиталиста С. Т. Морозова. Классикой театрального искусства стали работы режиссеров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, актеров И. М. Москвина, В. И. Качалова, О. Л. Кииппер-Чеховой, М. Ф. Андреевой, В. Ф. Комиссар-жевской и др.
В музыке развивались традиции «Могучей кучки». Менеджером, продюсером русского искусства в Европе был С. П. Дягилев. Европейскую известность быстро приобрели композиторы С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Б. Ф. Асафьев, А. К. Глазунов, исполнители Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, артисты балета А. Павлова, В. Нижинский и др.
В живописи наряду с «передвижниками» приобретают известность В.М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих. Различные художественные позиции служат основой для появления художественных объединений — «Мира искусства», Союза русских художников и др.
Русское общество долгие годы усердно впитывало достижения, духовные ценности Запада. Некоторым на Западе казалось, что русская культура вторична, является всего лишь результатом западного влияния — вестернизации. С тем большим удивлением чопорная Европа увидела, как в начале XX в. Россия стала превращаться в великий самобытный мир, в один из мировых центров, генерирующих новые идеи, новые технологии, новый стиль, новые духовные ценности.
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философ
ской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни... Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России», — вспоминал позже русский философ Н. А. Бердяев («Самопознание», первая публикация в
1949 г.).
Многие крупные деятели искусства называли предреволюционное время «полетом над бездной», чувствовали приближение потрясений и отразили это в своем творчестве.
Вопросы для повторения
1. Почему так тяжело решался аграрный вопрос в России?
2. Каковы были характер, направленность реформ в рассматриваемый период? Почему и в чьих интересах проводились контрреформы?
3. Чем объясняются неудачи в области внешней политики последнего русского царя?
4. Какая по характеру революция произошла в 1917 г.? Почему к власти пришли большевики?
Источники и литература к пятому разделу
Источники
Александр Второй: Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
Архив русской революции: В 22 т. М: Терра, 1991-1994.
Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. М.: Соцэкгиз, 1960.
Ганелин Р. Ш., Куликов С В. Основные источники по истории России конца XIX — начала XX в.: Учебное пособие. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
Генеральная репетиция Великого Октября. Документы, материалы, иллюстрации о революции 1905-1907 гг. М.: Политиздат, 1980.
Государственный строй Российской империи накануне свержения: Сборник
законодательных актов. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность вцарствование Николая II в изображении современника. М.: НЛО, 2000.
Дневники императора Николая II. СПб., 1992.
Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Ленизлат, 1991.
Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М.: Республика, 1993.
Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
Милюков П. //. Воспоминания: в 2 т. М.: Современник, 1991. Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1994. Октябрьская революция: Мемуары. М.: Орбита, 1991.
Особые журналы Совета министров Российской Империи. 1909-1917 гг.:
1910 г. М.: РОССПЭН, 2001. Отречение Николая И. Воспоминания очевидцев. Документы / Репринтное
издание 1927 г. М.: Советский писатель, 1990.
Платонов О. Терновый венец России: Тайная история масонства: документыи материалы. М.: Русский вестник, 2000. Т. 2. Последние дневники императрицы Александры Федоровны Романовой.
Февраль 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Под ред. В. А. Козлова и В. М. Хрусталева. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. СПб.: Блиц, 1995.
УстряловН.В. Былое - революция 1917 г. (1890-е - 1919 г.): Воспоминанияи дневниковые записи. М.: Анкил, 2000.
Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. М.: Просвещение, 1990.
Хрестоматия по истории СССР, 1900 — конец 1930-х гг. М.: Просвещение,
1988.
Литература
Ананъич Б. В., Гаиелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
Бахтиаров А. А. Брюхо Петебурга: Очерки столичной жизни. СПб.: Ферт, ,. 1994.
Боханов А. Н. Николай II. М.: АСТ-Пресс, 2000.
Будницкий Н. А. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. Вторая половина XIX — начало XX в. М.: РОССПЭН, 2000.
Великие реформы в России. 1856-1874. М: Изд-во МГУ, 1992.
Виргинский В. С, Хотченков В. Ф. Очерки истории науки и техники, 1870— 1917 гг. М.: Просвещение, 1988.
Георгиева Н. Г. Революционное движение в России в конце XIX — начале XX в. М.: Высшая школа, 1986.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М.: РОСПЭН, 1996.
Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М.: Просвещение, 1985.
Дякин В. С. Деньги для сельского хозяйства 1892-1914 гг. Аграрный кредит в экономической политике царизма. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.
Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999.
История внешней политики России: Конец XIX — начало XX века (От Русско-французского союза до Октябрьской революции). М.: Международные отношения, 1997.
История России XIX — начала XX в.: Учебник для исторических факультетов университетов. М.: Зерцало, 2000.
Кавторин В. В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 года. Л.: Лениздат,1992.
Касвииов М. К. Двадцать три ступени вниз. М.: Мысль, 1988. Катков Г. М. Февральская революция. М.: Русский путь, 1997.
Кожииов В. «Черносотенцы» и Революция: Загадочные страницы истории. 2-е изд. М.: Прима В, 1998.
Корелин А. Я., Степанов С. А. С. Ю. Витте — финансист, политик, дипломат. М.: Террос, 1998.
Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М.: РОССПЭН,
Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Политиздат, 1991.
Медведев Р. 1917. Русская революция: победа и поражение большевиков. М.: Права человека, 1997.
Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907 1914 гг. М.: РОССПЭН, 1998.
Мэсси Р. Николай и Александра. М.: Интерпракс, 1990.
Олъдепбург С. С. Царствование императора Николая II. СПб.: Петрополь, 1991.
Очерки русской культуры XIX в.: В 6 т. Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во'мГУ, 1998. Пайпс Р. Русская революция: В 2 ч. М.: РОССПЭН. 1994.
Первая мировая война. Пролог XX века / Отв. ред. В. Л. Мальков. М.: Наука. 1998.
Перегудова 3. И. Политический сыск России (1880-1917). М.: РОСПЭН. 2000.
Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М.: РОСПЭН, 2000.
Политические партии России: история и современность. М.: РОСПЭН. 2000.
Политические партии России: страницы истории. М.: Изд-во МГУ, 2000.
Поршнем О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат в период Первой мировой войны (1914 — март 1918 г.). Екатерин бург Уральское отделение РАН, 2000.
Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде. М.: Прогресс, 1989. Российские консерваторы. М.: Русский мир, 1997.
Российские реформаторы XIX - начала XX в. М.: Международные отношения, 1995.
Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М.: Олма-Пресс, 2001.
Руднева С. Е. Демократическое совещание (сентябрь 1917 г.): история форума. М.: Наука, 2000.
Ульянова Г. II. Благотворительность московских предпринимателей: I860 1914 гг. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 1999.
Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX - начало XX в. М.: Наука, 1995.
Яковлев И. II. Последняя война старой России. М.: Просвещение, 1994.
Раздел шестой
РОССИЯ СОВЕТСКАЯ
( 1917-1991)
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов