§ 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
Правление Василия III. Политика объединения была продолжена при Василии III (1505-1533). Ее итогом стало закрепление за Москвой смоленских земель (1528), Пскова (1510) и Рязани (1521). Основные направления внутренней политики великого князя складывались в условиях борьбы за укрепление власти. Личная власть великого князя была огромна. Он являлся держателем большей доли владений отца и согласно завещанию наследовал земли младших бездетных братьев, которым сам Василий III запрещал жениться. Традиции сепаратизма, местничества, унаследованные от удельного периода, мешали феодальной аристократии объединиться в борьбе за свои сословные интересы. Стремясь усилить свои позиции, великий князь умело использовал противоречия, складывающиеся в среде российской аристократической элиты. Эта политика привела к замене вассальных связей подданническими по отношению к носителю высшей власти. Расширение фонда государственной земельной собственности способствовало распространению поместной системы и упрочению дворянского военно-служилого сословия, обязанного государю службой. Это обстоятельство резко усилило самодержавные тенденции, свойственные московской политической культуре. Опалы, ссылки, тюрьмы, целование креста в знак верности власти — такова была практика подчинения Василию III могущественной аристократии.
Потребности политической централизации диктовали необходимость поиска и создания новых форм управления, соответствующих самодержавию. Боярская дума при государе была представлена потомками Рюриковичей, Гедиминовичей, высокородным старомосковским боярством. Дума обладала законосовещательными, судебными функциями. Ее представители выполняли отдельные поручения ве-
ликого князя в области военного и административного управления, а также имели посольские поручения. Составляя важную часть Государева двора, думные чины в реально складывающейся чиновной иерархии должны были считаться со все возрастающим значением дьяков, которые образовывает нарождающийся аппарат централизованного государственного управления.
Огромное по средневековым меркам государство держалось на отжившей системе кормлений. Сложившаяся ситуация ускорила проведение в жизнь в 30-40-х гг. XVI в. реформ местного самоуправления, основанных на выборном начале. В 1533 г. Василий III пожаловал губную грамоту Пскову, который получал права самоуправления. Вместе с тем эффективность нового управления резко снижалась в условиях слабо разграниченных властных функций, что придавало реформе незавершенный характер. Внешняя политика Василия III получает новое осмысление в условиях складывающихся международных отношений. Ставшие традиционными порубежные войны с Литвой за западные древнерусские территории продолжаются, но наиболее опасными становятся соседи на востоке и юге России. Усиление позиций Османской империи подталкивало крымских царевичей к реализации своей давней мечты о воссоединении с Казанским ханством и Ногайской ордой. Враждебно настроенные соседи нападали на русское пограничье, грабили подмосковные земли, уводили в плен огромное количество народа (поход крымского хана летом 1521 г.). Сам факт опасности, исходящий с территорий волжских татарских ханств и из Крыма, заставлял московскую дипломатию все большее внимание уделять восточной политике.
Необходимость и начало реформ. Земский собор. После смерти Василия III правление государством перешло в руки бояр. Однако мать Наследника, Елена Глинская (1533-1538), опираясь на группу довеянных лиц, сумела стать фактической правительницей. В целом она продолжила политику прежних великих князей. Важнейшим событием стало продолжение реформ местного управления {губной реформы), оправленных на уничтожение системы кормлений и формирование сословно-представительных институтов государства — выборных органов, состоявших из местных представителей служилых людей. Усилению власти способствовала и монетная реформа, установившая единую для всего государства денежную систему. Недолгое регентство Елены Глинской вновь сменилось боярским правлением. Борьба за власть между боярскими группировками при малолетнем царевиче
ослабила сложившуюся систему единовластия. Росло и недовольство боярами в среде московских горожан.
В 1547 г. происходят подряд несколько событий, которые круто меняют судьбу государства. В январе в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная коронация на царство шестнадцатилетнего Ивана IV. При венчании митрополит Макарий провозгласил основы божественного характера царской власти. В условиях господства религиозно-нравственных идеалов в жизни общества это обстоятельство создавало важную предпосылку для движения по пути централизации. Весной-летом в Москве вспыхивает ряд крупных пожаров. Вы горела основная территория столицы. Бедствия спровоцировали открытое восстание, которое началось 26 июня, и последующие два дня Москва по сути находилась в руках горожан. Погромы домов ненавистных бояр, убийство близких родственников царя из Глинских напугали молодого правителя. Ряд выступлений в этот же период произошел в других городах (причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации). Народные восстания поставили правящие круги страны перед необходимостью дальнейших преобразований.
Толчком к развитию преобразовательных идей в московском государстве послужили составившийся при Иване IV кружок близких друзей и советников, а также произведения дворянских публицистов и нарождающейся российской бюрократии.
В Ближнюю думу (или Избранную раду) вошли худородный дворянин Алексей Адашев. придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский и др. Эти лица оказывали огромное влияние на царя. В их руках были сосредоточены основные рычаги управления процессом преобразований.
Памфлеты Валаамских чудотворцев и Ивана Пересветова содержали исходные пункты всей программы преобразований. В них ставились вопросы, связанные с накоплением земельных и иных богатств в руках духовенства, предлагались радикальные меры по решению проблем землевладения и старой системы управления государством. Сочинения Ивана Пересветова выражали идею необходимости для России государственной власти, которая безраздельно должна находиться в руках царя20. В целом речь шла о глобальной перестройке государственных и социальных структур. Оба проекта были исполне-
ны в форме послания царю. Дальнейшее развитие событий показало, Иван IV был не только знаком с ними, но и разделял эти планы.
«солидирующий характер носило и другое важное мероприятие, сведения о котором сохранились в Степенной книге XVII в. в виде сказания о «совете всея земли» — Земском соборе. Сказание повествует о речи царя на Красной площади. «Читая се, — пишет В. О. Ключевский, прежде всего подумаешь, что это был царский призыв всего народа... ко взаимному всепрощению и дружной деятельности на общую пользу...»21
Так начиналась история Земских соборов в России, выросшая из потребностей реформирования, а не в результате длительной борьбы сословий за свои права и привилегии, как это было на Западе. Земское представительное собрание при Иване IV созывалось по указу . Оно не носило постоянного характера, не имело четко обозначенных функциональных обязанностей, не обеспечивало прав и интересов отдельных социальных групп. Но Земские соборы выбирали, обсуждали законы, финансовые, внешнеполитические и проблемы. По важным вопросам государственной жизни центральное правительство созывало необходимых ему людей: представителей приказной администрации, столичных правительственных агентов, высшее столичное купечество. Каждый представитель на соборе приводился к присяге — крестоцелованию. что повышало личную ответственностъ, обеспечивало исполнительность, создавало условия для проведения поставленной собором задачи на местах.
Как орган власти и управления Боярская дума непосредственно подчинялась царю, участвуя в законодательной работе и осуществляя суд высшей инстанции. Она была представлена думными чинами, которые составляли высший слой правительственной иерархии. Более 280 представителей княжеских фамилий в середине XVI в. заседали в Боярской думе или служили по особым княжеским и дворовым спискам. Известно, что в 1563 г. Дума насчитывала до 42 бояр и 12 окольничих22. Бояре и другие думные чины действовали от имени Царя и по его поручению, представляя власть на местах. Они возглавляли дипломатические миссии, осуществляли руководство приказами, выполняли работу наместников, назначались воеводами в войска. Так осуществлялись традиционные взаимоотношения между монархией и аристократией. Зависимость элиты от царя была очень высо-
ка, поэтому Дума не состоялась как самостоятельный высший орган государственного управления.
Одним из первых мероприятий власти было создание центральных органов государственного управления — приказов. Появились Челобитный, Поместный, Посольский, Ямской, впоследствии Казанский, приказы. Государев дворец и государева казна как два общегосударственных ведомства стали обладать более четкими функциями.
Реформы в сфере управления, новое законодательство. Как орган власти и управления Боярская дума непосредственно подчинялась царю, участвуя в законодательной работе и осуществляя суд высшей инстанции. Она была представлена думными чинами, которые составляли высший слой правительственной иерархии. Более 280 представителей княжеских фамилий в середине XVI в. заседали в Боярской думе или служили по особым княжеским и дворовым спискам. Известно, что в 1563 г. Дума насчитывала до 42 бояр и 12 окольничих. Бояре и другие думные чины действовали от имени царя и по его поручению, представляя власть на местах. Они возглавляли дипломатические миссии, осуществляли руководство приказами, выполняли работу наместников, назначались воеводами в войска. Так осуществлялись традиционные взаимоотношения между монархией и аристократией. Зависимость элиты от царя была очень высока, поэтому Дума не состоялась как самостоятельный высший орган государственного управления.
Одним из первых мероприятий власти было создание централь-• ных органов государственного управления — приказов. Появились Челобитный, Поместный, Посольский, Ямской, впоследствии Казанский, приказы. Государев Дворец и Государева Казна как два общегосударственных ведомства стали обладать более четкими функциями. Хотя первые приказы появились ранее середины XVI в., реальное их рождение как системы управления происходило в период деятельности Избранной рады. Это были учреждения с функциональными по преимуществу прерогативами в масштабах государства.
В 1550 г. начинается переработка Судебника 1497 г. Из 99 статей нового Судебника 37 были совершенно новыми. Эти статьи содержали положения о подготовке отмены наместничьего управления и ограничении произвола наместников со стороны выборных от черных крестьян и посадских. 4А которому наместнику... — говорится в ст. 68, — даны в кормление волости, а в которых волостях наперекор сего старост и целовальников не было, и ныне в тех волостях быти старостам
и целовальником во всех»23. Одна из статей Судебника (ст. 85) представляла собой развернутый земельный кодекс, в котором оговаривалось право выкупа земель и ликвидация привилегированного землевладения (тарханов). Несколько статей (ст. 76-81,88) оговаривали права зависимого населения — холопов и крестьян. В целом весь Судебник 1550 г. должен был способствовать созданию правопорядка, сдерживать произвол в сфере правоотношений и облегчать контроль центральных властей над судопроизводством.
В феврале 1551 г. молодой царь выступил перед церковным Собором со знаменитыми «царскими вопросами», которые по сути содержали обширную программу преобразований. Причины обращения к церкви вполне понятны. Назрела необходимость не только подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви, но и стимулировать церковь к ее внутреннему реформированию. Светскую особенно волновали богатства церквей и монастырей, которые складывались на основе покупки и пожалований огромного количества вотчинных земель, ростовщической деятельности, а также неподсудность священников общему суду. На Соборе царь обличал в безнравственности городских и сельских священников, которые церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся, и всякие речи неподобные всегда исходят из уст их»24. Высшее духовенство понимало, что в условиях реформирования государства необходимо упрочить нравственное влияние церкви на общество, принять срочные меры по борьбе с нарушениями церковных и монастырских уставов, так как это подрывало авторитет церкви и способствовало распространению ересей.
Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Попытка Ивана IV лишить церковную корпорацию ее земельного могущества и самостоятельности в вопросах управления и суда окончилась неудачей. Но царю удалось установить контроль над движением церковных земельных фондов, хотя сами владения остались в руках духовенства. Сто ответов на царские вопросы, утвержденные Иваном IVt составили Стоглав, который рекомендовался в качестве основополагающего материала при разборе всех церковных дел.
1555-1556 гг. было подготовлено и проведено еще несколько преобразований, коренным образом коснувшихся прав земельного
владения и власти на местах. Уложение о службе 1556 г. регламентировало порядок военной службы. Дворяне служили с 15 лет до смерти или тяжелого увечья. С каждых 100 четвертей земли (примерно 50 гектаров) должен был выставляться один полностью снаряженный воин — с одним или двумя конями, с оружием, необходимым запасом продовольствия и т. д. В отношении к службе уничтожались некоторые различия между вотчинниками и помещиками. Вотчинники также обязывались выставлять со своих земель вооруженных воинов, но сами могли не служить. С точки Зрения интересов централизации страны эта реформа вела к консолидации господствующего класса. Она исходила из уже наметившихся тенденций развития феодального землевладения: слияния разных форм землевладения, объединения феодалов-землевладельцев в общерусский господствующий класс.
Вопрос о власти на местах были призваны решить и продолженные в эти годы губная и земская реформы. Отправление власти возлагалось на выборных представителей населения на общественных началах. Дворяне выбирали из своей среды губных старост, а на посадах и землях, не находящихся в частном владении, горожане и крестьяне выбирали земских старост и их помощников.
Земская судебная власть обладала даже большими полномочиями, чем власть наместника. Земские власти могли решать не только разбойные дела, но и дела о холопстве и смертной казни. Уставная земская грамота волостей Малой Пинежки, Выйской и Суры Двинского уезда так регламентировала порядок суда: «А разбойные дела им делати и судити, и обыскивая, и виноватых по обыску казнити. а исцем управа с разбойники чинити безволокитно, по нашему Судебнику»25.
Земские органы осуществляли раскладку податей и сбор оброка, контроль за промыслами и торговлей. «Лутчие» люди Двинского уезда — купцы и промышленники, сельские богатеи и зажиточные крестьяне — становились полновластными администраторами, непосредственно возглавляя новые земские органы. Это из них выбирались целовальники — сборщики налогов, ответственные перед своим правительством. Целовальники сначала избирались бессрочно, а затем погодно. Их право собирать налоги распространялось только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне выполняли повинности непосредственно перед царем.
Уставные царские грамоты на управление выдавались путем жалованья, в основном по челобитным местного населения. Общего указа не было. Оттого реформа двигалась постепенно, путем вызревания потребности у населения в создании новых органов управления. В местах, где преобладал черный волостной мир, а также по посадам, за исключением крупных и пограничных городов, земская реформа была проведена полностью.
Ш Иван Грозный. Гравюра надереве
Союз между светской и духовной властью обеспечил успешное проведение реформ. В итоге реформ Избранной рады в Москве возникла приказная система управления. Были отменены «кормления», введена обязательная служба с поместий и вотчин. Централизация государства проявлялась не только в создании новых общегосударственных учреждений или в укреплении самодержавия, но и в постепенном стирании различий между землями, в миграции и перемешивании феодальной верхушки.
Все преобразования отвечали потребностям политической централизации Российского государства, хотя сам процесс централизации был еще далек от завершения.
Опричнина как политика контрреформ. В 1560 г. внутренняя политика царя неожиданно приобрела новые черты. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть под влиянием Избранной рады вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел». Разрыв с прежними единомышленниками был вызван
более вескими причинами, прежде всего переменой взглядов царя на процесс преобразований. Расхождение во взглядах породило сопротивление бывших соратников тем или иным начинаниям царя. Выбор остался за самодержцем.
В условиях России XVI в., где политические и социальные институты общества находились в стадии реформирования, политика быстрого движения по пути уничтожения пережитков удельной системы могла привести и привела к катастрофическим результатам. Возможности царской власти, се реальная сила были таковы, что для достижения обозначенной цели — усиления своих собственных позиций — она не могла встретить в обществе достойного сопротивления. Ведь еще не был сформирован аппарат власти на местах. Созданные центральные ведомства-приказы еще только набирали силу. Социальные связи в обществе были слабыми. С конца XV в. наблюдалось сильное миграционное движение населения в сторону Литвы. Сословия еще не сложились. Исключение составляло только духовенство. В ходе реформ в обществе наметился процесс социальной консолидации, но он был далек от завершения.
Такая ситуация способствовала деформации власти и появлению ее деспотических форм, ярким проявлением одной из них стала опричнина. Опричнина — это форма форсированной /централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок.
Хронологические рамки этого явления, по мнению историков, — с 1564 но 1572 г. Царь отъехал в Александровскую слободу (120 км от Москвы), создал там свой двор и поделил земли на опричные и земские. Было создано двойное управление в государстве, когда земщиной с общегосударственными избами ведала Боярская дума, а опричной с дворцовыми ведомствами ведал царь. Опорой царя стал «опричный двор», фактически царская гвардия и охрана (вспомним «преторианцев» римского императора) в количестве до 6 тыс. человек. Для их испомещения (предоставления поместий) были выселены из своих владений 9 тыс. дворян. С помощью опричников царь развернул кампанию террора против своих действительных и мнимых врагов. Из 43 членов Боярской думы 19 были казнены и 3 пострижены в монахи. Двоевластие, произвол, кровавый хаос потрясли страну. По Синодику (поминальному списку) самого Ивана Грозного было уничтожено 22 тыс. человек. Только в Новгороде во время специальной карательной экспедиции погибло до 15 тыс. человек. Потери среди рядового населения трудно подсчитать. Было разорено около 40% крестьянских дворов. Размеры пашенных наделов сократились с 15
до 4 десятин. В 1572 г. опричнина была отменена. Сталинская историография считана, что Иван Грозный с помощью опричнины укрепил русское централизованное государство. Большинство дореволюционных и современных историков связывают введение опричнины с личностью царя и считают, что она положила начало тяжелому кризису в стране, который перерос в Смуту и едва не обернулся крахом Московского государства. Во всяком случае, с XVI в. возник какой-то порочный круг, некий загадочный и трагический алгоритм: после разумных и необходимых реформ начинались контрреформы.
Такое положение осложняло процесс централизации государственного аппарата. Опричный режим не способствовал укреплению выборного управления на территориях государева удела, хотя губные старосты принимали самое деятельное участие в осуществлении опричной земельной политики. Так, белозерские губные старосты не только описывали, но и непосредственно осуществляли опричные переделы на всем протяжении опричнины Ивана Грозного. Но чаще всею губные старосты исполняли свои обязанности под угрозой тюремного заключения.
Опричная политика Ивана IV, содержавшая в себе такие важнейшие политические акции, как ликвидация старицкого удела, поход на Новгород, низложение митрополита Русской православной церкви и заточение его в монастырь, широкомасштабные перемещения различных социальных групп на новые территории но воле царя, привела к установлению деспотической формы самодержавного правления.
Время реформ было и временем религиозного подъема. Православная доктрина внушала мысль о том, что царь есть образ Бога на земле. На алтарных изображениях византийских церквей Бог возлагал корону на голову императора. Этот жест означал провозглашение полной и абсолютно независимой его власти и столь же безусловной его ответственности. Над монархом, восседавшим во славе, возвышался, подчиняя все вокруг, лик Христа. Эти средневековые представления о власти позволили царю, вводя опричнину, возложить на себя пастырские функции. Василий Грязной, опричный любимец царя, писал Ивану Грозному: «Ты, государь, аки Бог, и мала и велика чинишь».
Во второй половине XVI в. выбор между двумя путями развития страны был обусловлен теми традициями, которые накопило общество. Основы власти великих князей были заложены давно. Ее трансформация под воздействием опричнины — это лишь результат, пред-
И
Иван Григорьевич Выродков
Завоевание Казани было трудным делом. Потребовалось несколько походов в 1545-1552 гг. В 1551 г. была воздвигнута крепость Свияжск, которая стала важным опорным пунктом на пути к Казани. Построил ее дьяк Иван Григорьевич Выродков, который считается первым русским военным инженером. Для артиллерийского обстрела города Выродков соорудил 13-метровую подвижную башню на 50 орудий. Он осуществил минные подкопы полстены, ворота, взорвал систему водоснабжения. Осада Казани была первым успешным опытом ведения минной войны. И. Г. Выродков руководил строительством ряда крепостей, был воеводой в Астрахани. Казнен в период опричнины в 1564 г.
определенный рядом факторов, повлиявших на эволюцию русской государственности.
Внешняя политика Ивана IV. Основные внешнеполитические цели России в середине и во второй половине XVI в. были следующие: на востоке и юго-востоке покорение Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь, на юге — защита от набегов крымских татар, на западе - борьба за выход на Балтику. Первые походы на Казань (1547-1548 и 1549-1550) окончились неудачей. И только тщательная подготовка к новому походу с возведением деревянной крепости Свияжск у впадения в Волгу р. Свияги, недалеко от Казани, позволила осадить Казань и взять ее штурмом (1552). Вслед за ней сдалась Астрахань (1556). В это же время признала вассальную зависимость от России и Ногайская орда (среднее течение Волги и Яика). В 1557 г. было закончено присоединение Башкирии. Это было крупным военно-политическим успехом на Востоке. Присоединенные земли увеличили территорию России в полтора раза. Весь волжский торговый путь переходил к России.
Ведали всем завоеванным Поволжьем воеводы. Военное управление поддерживало политику насильственной христианизации, испомещения здесь русских служилых людей, привлекало местные средние слои на службу царю, уничтожало или выселяло непокорную часть местной верхушки власти. Большая часть аборигенного населения превратилась в ясачных людей, плативших царю ясак (натуральный налог, фактически дань).
Укрепление позиций в Поволжье, строительство Засечной черты (комплекс оборонных укреплений), проходивший южнее Оки, успешный поход русских ратей на Крым (1558-1559) существенно ограничи-
ли активность крымских набегов на пограничные территории. Южные рубежи России во времена Ивана Грозного частенько подвергались набегам со стороны крымских татар. В 1571 г. крымский хан сжег Москву, близлежащие города были разграблены. Но в 1572 г. русская армия князя М. И. Воротынского разгромила татаро-турецкие войска у села Мололи. Покорение восточных земель открыло путь для дальнейшей колонизации русскими Восточной Сибири. В 1581 г. (возможно в 1582 г.) начался поход Ермака в Сибирь, подготовленный богатыми солепромышленниками Строгановыми. Разгром войск хана Кучума отрядом Ермака привел к началу освоения Сибири русскими предпринимателями. Во второй половине 1580-х гг. в западной часта Сибири начинают строиться административные центры, устанавливается воеводское управление.
Проблема выхода к морям. Главной проблемой на протяжении трех столетий (XVI- XVIII) стало завоевание выходов к морям, без чего было невозможно развитие внешней торговли и развитие страны в целим.
Во второй половине XV в. определилось основное внешнеполитическое направление Московского государства. Интересам России отвечало установление тесных связей с Западной Европой, что тогда легче всего было осуществить через моря. России также необходимо было обеспечить оборону западных границ, где ее противником выступал Ливонский орден.
Россия имела выход на Балтику через Архангельск и к Тихому океану на Дальнем Востоке, но геополитические интересы государства требовали незамерзающих морей. Препятствием на пути к Балтийскому морю были шведы и орден ливонских рыцарей, захватившие все побережье. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. Иван Грозный решил отвоевать старинные русские города и выйти к Балтийскому побережью. В течение 25 лет он вел изнурительную Ливонскую войну (1558-1583).
Начало войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Тарту). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). Орден был разбит. По Виленскому договору (1561 г.) Ливонский орден прекратил существование, а его земли были переданы в совместное владение Литвы
и Польши. Вместо слабого противника перед царем оказались теперь три сильных государства — Польша, Дания и Швеция.
Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянутыми несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России, разногласия между царем и его приближенными. Подверглись опале деятели из окружения царя А. Адашев и Сильвестр. Князь А. Курбский сумел бежать в Польшу.
В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния). Избранный на престол Стефан Баторий перешел в наступление. С 1579 г. русские войска вели оборонительные бои.
Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России в 1582 г. Ям-Запольского (с Польшей) и в 1583 г. Плюсского (со Швецией) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов: города Ям, Копорье и Ивангород отошли от русского государства, Польшей и Швецией были захвачены земли Прибалтики. Война истощила силы России. Главная задача — завоевание полноценного выхода к Балтийскому морю — решена не была. За Россией остался небольшой участок балтийского берега с устьем Невы.
Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны В годы опричнины лишь усугубило проблему.
Последний Рюрикович. Реформирование государства продолжилось и при новом царе — Федоре Ивановиче (1584-1598). Регентский совет, назначенный еще Иваном Грозным в помощь слабоумному сыну, продолжил прежнюю политическую линию на укрепление самодержавной власти. Разногласия в совете, вызванные борьбой за власть, вспыхивали постоянно, пока в нем не утвердился лидер — Борис Годунов, царский шурин. Годуновы принадлежали к исконно русскому древнему боярскому роду, несколько веков служившему московским князьям. Разрядные книги свидетельствуют о том, что Годуновы были известны при дворе с самого начала XVI в.26 Родная сестра Бориса Годунова Ирина была выдана замуж за царского сына Федора.
Годунов показал себя мудрым государственником, когда в разгар политической борьбы распустил «двор» — вооруженный охранный корпус, оставшийся от опричнины. Вместе с тем основные направле-
ния внутренней и внешней политики не были пересмотрены после ухода грозною царя.
Хозяйственный кризис, проявления которого имели место уже в 50-е гг. XVI в., разрастался. Экономическое положение в стране осложнялось войнами, опричниной, народными волнениями, недородом и эпидемией чумы. Все эти неблагоприятные обстоятельства привели к сокращению посевных площадей, массовому голоду и исходу больших масс населения в южные окраинные районы. Крестьянское население центра государства стало 6ыст|ю редеть. Тяглецы переселялись от невыносимых податей подальше от центра на новые земли, за Оку и Волгу, нередко образуя, но выражению В. О. Ключевского, бродячий слой крестьянства. Не только крестьянство, но и посадский люд, растревоженный испомещениями времен опричнины, ослабил свои социальные связи. В 80-х it. XVI в. под воздействием резко усилившегося феодального гнета произошли волнения на посадах в Москве, Ливнах и других городах. В октябре 1586 г. в Сольвычегодске посадские люди убили крупного промышленника Семена Строганова. В волнениях проявил себя городской элемент. Менее заметным было участие дворянства. Выступила и церковная верхушка, недовольная ущемлением ее привилегий.
В сложившейся ситуации Борис Годунов приступил к социальным реформам, направленным на укрепление своих позиций. Стремясь найти точку опоры, он сделал ставку на дворянство и именно в интересах этого сословия, обладавшего землей на основе поместного права, издал ряд указов об освобождении помещичьей запашки от податей. Временно налагался запрет на уход крестьян от своих владельцев и посадских тяглецов из городов. Эти правила устанавливались до тех пор, пока их не отменят особым указом.
В это время в отдельных районах уже стали практиковаться заповедные годы, т. е. годы, когда крестьянам запрещалось переходить от владельца к владельцу. В Деревской пятине заповедными были 1581/ 1582-1586/1587 гг. В течение этих лет продолжался сыск крестьян, ушедших от своих господ. Большую роль играли писцовые книги, по .которым можно было установить владельческую принадлежность крестьян. В 1597 г. Холопий приказ издал распоряжение о запрете выхода кабальных холопов на свободу путем выплаты долга. Срок их службы истекал только со смертью господина.
Такая политика все жестче разделяла общество на неподатную, привилегированную часть, которую представляло дворянство и духовенство, и податную, представленную низшими сословиями. С тех
пор и стал складываться крепостнический режим. Временная мера должна была способствовать стабилизации экономики, но она прижилась. Особенно охотно ее использовали помещики, оценив все выгоды жесткого прикрепления крестьян к земле. Именно дворянство провело в жизнь закрепощение крестьян.
Обстановка острого социального кризиса требовала возрождения сильной церковной организации. Годунов выступил главным инициатором церковной реформы. Суть ее состояла в учреждении патриаршества в России (1589). Но реорганизация церкви носила прежде всего политический характер — она укрепляла авторитет Годунова как внутри государства, так и на внешнеполитической арене. Идеология обновленной церкви отвечала интересам светской власти, ведь право окончательного утверждения русского патриарха полностью принадлежало царю.
В 1590 г. в Константинополе собор высших православных патриархов утвердил желаемое патриаршество. Влияние русской православной церкви усилилось, что было важно как в решении вопросов геополитического характера — сохранения влияния на западных землях, отошедших к Литве и Польше, — так и во внутренней политике — для привлечения духовенства и усиления личных позиций борющихся за власть сторон.
Это наглядно подтвердила историческая ситуация, сложившаяся в результате пресечения династии Калиты в 1598 г. Помощь духовенства, оказанная Годунову в ходе вспыхнувшей борьбы за власть, привела его к престолу, правда ненадолго.
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов