§ 2. Приоритеты и проблемы
в национальной и внешней политике
российского правительства
Россия как многонациональное государство. Россия является федеративным, многонациональным государством.
В современном понимании федерализм (от лат.federatio— союз, объединение) -- это теория и практика сложного по своей структуре политико-территориального устройства государства, состоящего из двух и более частей — субъектов федеративного объединения (республик, штатов, областей, земель, кантонов, провинций и пр.), обладающих большей или меньшей степенью самостоятельности.
Федерализм позволяет сочетать преимущества крупного государства, в качестве которою выступает федерация в целом, с преимуществами сравнительно небольших государств, какими обычно являются субъекты федерации. При обширности территории и разнообразии местных природно-климатических, экономических и других особенностей федерализм позволяет учесть эти особенности и приблизить органы власти и управления к населению. В многонациональных государствах федерализм способе» помочь предотвращению распада на отдельные части. Федерализм может способствовать укреплению единства и территориальной целостности многонационального государства и в то же время учесть стремления живущих в нем народов к созданию собственной национальной государственности.
Распад СССР, Югославии, Чехословакии был связан с тем, что федерализм лежавший в основе этих государств, носил номинальный, фиктивный характер. СССР долгое время держался за счет сильного союзного центра, интегрирующей рол» КПСС. Югославию длительное время объединял своим авторитетом и диктатом выдающийся государственный деятель и бесспорный лидер Иосип Броз Тито.
Подлинный федерализм несовместим с тоталитарной системой, с командно-административным управлением, со сверхцентрализацией, с постоянными нарушениями со стороны союзных органов суверенных прав субъектов федерации. Федерализм представляет собой разновидность системы сдержек и противовесов, но в данном случае не между ветвями власти (законодательная, исполнительная, судебная) в горизонтальной плоскости, а по вертикали — между центром н субъектами федерации.
В Конституции РФ 1993 г. накоплены важные моменты:
признание статуса субъектов РФ не только за национальными государствами (республиками) и национально-государственными образованиям» (автономными областями и автономными округами), но и за краями и областями, в которых проживает преимущественно русское население;
принцип равноправия всех субъектов РФ, который, однако, нарушается де-факто предоставлением некоторых преимуществ отдельным субъектам федерации;
право народов на самоопределение в рамках сохранения единства и территориальной целостности РФ;
отказ от характеристики республик, входящих в состав РФ, только как автономных.
Среди этнических общностей России 21 имеет по Конституции РФ собственную форму государственности в виде соответствующих республик: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Республика Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия Татарстан, Тува, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.
Россия исторически складывалась как многонациональное государство. К 1990 г. в ее составе было более 30 национальных образований с разной степенью автономии (т.е. самостоятельности) центральных властей: 1С автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов. Самостоятельность и союзных республик в составе СССР, и автономных национальных образований в составе РСФСР была фиктивной. Российские демократы обещали национальным автономиям существенное расширение прав, чтобы заручиться их поддержкой.
Парад суверенитетов в России. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. говорилось о необходимости расширения реальных полномочий национальных автономий, а также краев и областей. Было провозглашено верховенство Конституции и законов РСФСР на всей её территории и приостановите действия законов СССР, если они вступают в противоречие с суверенными правами республики.
В августе 1990 г. Б.Н. Ельцин, находясь в Татарии, обещал национальным автономиям столько суверенитета, сколько они смогут переварить.
В ходе референдума 17 марта 1991 г. об учреждении поста, президента РСФСР население 11 из 16 автономных республик (Башкирии, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Карелии и др.) не поддержали
идею президентства. В Татарстане. Чечено-Ингушетии и Северной Осетии референдум вообще не проводился.
Началось провозглашение суверенитетов. Первым принял Декларацию о государственном суверенитете Татарстан и избрал своим президентом М Шаймиева. Татарстан попытался получить статус субъекта международного права, но Конституционный суд РСФСР его не признал. После августовского путча избрали президентов и приняли республиканские конституции все остальные национальные республики в составе РСФСР.
Главной причиной борьбы за суверенитет было требование перераспределить доходы от экспорта сырья и энергоносителей в пользу своей республики, о праве свободно распоряжаться недрами, сырьевыми ресурсами.
31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. Договор был составлен так, что он фактически передавал в совместное ведение федеральных органов власти и органов власти суверенных республик землю, ее недра и все природные ресурсы; федеральные органы власти должны были координировать (иначе говоря — контролировать) международные и внешнеэкономические отношения республик в составе РФ. В то же время договор был наполнен риторикой о признании полного суверенитета, государственной самостоятельности республик, но не давал им права выхода из состава Федерации.
Татарстан отказался подписать Федеративный договор, и15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном, который передал в исключительное ведение этой республики (а не в совместное с федеральными властями, как это было предусмотрено недавно принятой Конституцией РФ 1993 г.) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, расположенными на территории Республики Татарстан. В 1993 г. Татарстан получил право самостоятельно экспортировать продукцию военных заводов, а в начале 1994 г. — распоряжаться добываемыми здесь нефтью и газом
Были также заключены специальные договоры федеральных властей о разграничении предметов ведения и полномочий с властями краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, а затем с властями автономных областей и автономных округов. По Конститу-
ции РФ 1993 г. все национальные и территориальные образования формально равны: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Но некоторые заняли особое положение. 12 января 1996 г. Б. Н. Ельцин подписал соглашение с губернатором Свердловской области. Возникла группа преуспевающих регионов («доноров»): Липецкая, Белгородская, Вологодская — черная металлургия; Татарстан, Башкортостан, Сала (Якутия), Иркутская, Нижегородская, Самарская, Тюменская — нефть, газ, химия, цветные металлы и пр. Большинство составили депрессивные регионы.
Чеченская проблема. Наряду с серьезными перекосами, диспропорциями в уровнях социально экономического развития и благополучия отдельных субъектов федерации характер затяжной проблемы приобрела ситуация в Чеченской Республике. 22 августа 1991 г. начались массовые митинги в Чечено-Ингушской Республике. 6 сентября 1991 г. Верховный Совет был распущен и власть перешла к Общенациональному конгрессу чеченского народа (ОКЧН), который заявил о независимости Чечни от России. Президентом Чечни стал команд, дующий авиационной дивизией, генерал Советской Армии Д. Дудаев. Чеченская республика Ичкерия провозгласила свою независимость. Из ее состава выделилась Ингушетия. Ельцин издал указ о введение в республике чрезвычайного положения, считая, что начался распад РФ, но через три дня отменил свой указ. Г. Старовойтова и другие лидеры «Демократической России» предупреждали о бесперспективности силового давления на Чечню. Вооружение СА на территории Чечни было разграблено. Независимость Республики Ичкерия никто не признал, но до середины 1994 г. с ней никто и не боролся. В Чечне восторжествовали произвол, криминал и геноцид в отношении нечеченцев К началу 1997 г. Чечню покинули около 48 тыс. русских, которых к 1991 г. было почти 400 тыс.
С 11 декабря 1994 по 31 августа 1996 г. продолжалась «первая чеченская война», б августа 1996 г. в боях за Грозный было убито около 420, ранено 1300 и пропало без вести более 120 российских военнослужащих. 10 августа и резидент РФ признал военное поражение федеральных сил и Грозном и объявил общенациональный траур.
31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) А. Лебедь (секретарь Совета безопасности РФ) и А.Масхадов подписали совместное заявление. (Д. Дудаев был убит весной 1996 г. прямым попаданием ракеты федеральных войск в результате спецоперации. Сменивший его
А. Масхадов в советское время был полковником Советской Армии.) Уступчивость Лебедя многие критиковали. Предполагалось, что статус Чечни будет определен до 31 декабря 2001 г.
27 октября 1997 г. ОКЧН высказался за полную независимость и суверенитет Республики Ичкерия. 23 ноября 1996 г. Ельцин подписал указ о выводе двух бригад федеральных войск. Погибло 4379 российских военнослужащих, 703 пропали без вести. 800 пророссийски настроенных граждан были помещены в концентрационные лагеря, более 300 уничтожены. Д. Завгаев, бывший еще при советской власти руководителем ЧИ АССР, возвращенный московским руководством в Чечню после взятия Грозного, и еще около 50 человек эмигрировали в Москву.
26 ноября 1996 г. В. Черномырдин и А. Масхадов подписали Временное соглашение о принципах взаимоотношений между федеральным центром и Чеченской Республикой, но на короткий срок. 27 января 1997 г, А. Масхадов стал президентом Чечни.
В августе 1999 г. началась антитеррористическая операция против боевиков, вторгнувшихся в Дагестан. В августе-сентябре 1999 г. произошли взрывы в московском метро, были взорваны дома в Москве, Волгодонске. В. В. Путин, только что занявший пост председателя российского правительства, обвинил в терроризме чеченских сепаратистов и провозгласил жесткую позицию по этому вопросу. Поэтому военные действия после выдавливания боевиков из Дагестана были перенесены в Чечню. Грозный и ряд городов, в которых оборонялись боевики, подверглись значительным разрушениям. В результате упорных боев Грозный и другие города были заняты федеральными войсками, а боевики загнаны в горы. Была назначена администрация Чечни. Избран депутат в ГД. В ходе продолжившейся антитеррористической операции были убиты многие террористы, главари бандитских формирований.
В 2000-2002 гг. сопротивление боевиков переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам не удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления — Ш. Басаева и А Масхадова. Потери федеральных сил превысили 3 тыс. человек. Боевикам удавались различные террористические акции. Местное население в своей массе настроено против федералов, так как медленно восстанавливалась нормальная работа экономики и социальной сферы не найден путь урегулирования чеченского конфликта. Захват заложников в конце октября 2002 г. в Москве высветил остроту и многоплановость чеченской проблемы, а также всего круга проблем в сфере межнацио-
нальных и межконфессиональных отношений. Большие надежды стали связываться с проведением референдума по Конституции Чечня
Русские в России. Кризис межнациональных отношений в нашей стране обусловлен рядом факторов, которые являются достаточно устойчивыми. Это, во-первых, разнообразие российских условий многонационального состава населения. Во-вторых, весьма большая напряженность в отношениях между Центром и регионами, отсутствие достаточно продуманной и последовательной национальной и региональной политики. В-третьих, в российском обществе явно не хватает согласия, как не хватает и многого другого, что открывает путь к возникновению конфликтов разных типов, к тому, что каждый «тянет одеяло на себя», оправдывая это заботой о своем «народе», «титульной нации», «коренном населении» и т. д.
Между тем Чеченская воина 1994-1996 гг., антитеррористическая операция в Чечне в 1999-2000 гг., некоторые другие события последнего десятилетия явно указывают на то, что национальный вопрос в России существует и его обсуждение и решение пока откладываются на какое-то неопределенное будущее.
Если на территории СССР русские составляли 43%, то в составе населения России — около 80%. В последние 10-15 лет русским пришлось столкнуться с таким неприятным явлением, как русофобия, неприязненное и даже враждебное отношение к русским людям, к русскоязычному населению в целом. В 1970-е гг. начался, а с 1980-х гг. приобрел всеобщий характер отток русских и русскоязычных граждан из республик бывшего СССР, особенно из Казахстана, Узбекистана, Закавказья. Только в 1989-1993 гг. в Россию прибыло 1,2 млн. человек75.
Враждебное отношение к русскому этносу после распада скоп системы стало превращаться в стереотип массового сознания нерусских. Одной из главных причин была русификация, не афишировавшийся компонент внутренней политики КПСС, так как русская культура в сочетании с марксистско-ленинской идеологией должна была стать базисом для новой исторической общности — советской народа. Разумеется, продолжали выходить книги на национальных языках, устраивались декады национального искусства в Москве других городах, в президиумах больших всесоюзных совещаний и собраний непременно присутствовали дехканин в тюбетейке, горец в
папахе, женщины в шароварах или другой специфической одежде, в концертных программах были представлены творческие силы из всех регионов страны. В реальной жизни русификация многими, особенно быстро растущими кадрами национальной номенклатуры, бюрократии и части интеллигенции, воспринималась как частичная этнокультурная денационализация, размывание национального самосознания, в перспективе — угроза существованию этнической общности.
В результате «парада суверенитетов», а затем и прекращения существования СССР у национальных элит появилась возможность «порулить». Для оправдания собственных провалов, отвлечения внимания населения от всепоглощающей коррупции был легко найден «общий враг», создан «образ врага». Когда-то в СССР таким удобным врагом был «американский империализм», в США — «СССР — империя зла», на территории бывшего СССР, бывшего «социалистического лагеря», в самой России врагами стали русские и русскоязычные. Бытовой национализм «местных», «коренных», «титульной нации» был использован «национально мыслящими» лидерами местных элит и воплощен в дискриминационных законах против местного русскоязычного населения. Ни о каком равнении на цивилизованные страны речь не шла. Из чужого опыта использовалось только то, что могло быть использовано для оправдания сиюминутных действий.
Причины подобного развития достаточно очевидны: исчез страх перед бывшей империей, ее руководством, которое реформами резко ослабило Россию; способности России удовлетворять потребности новых государств в ходе реформ быстро уменьшались, а предложения помощи, содействия со стороны новых восточных и западных партнеров казались более перспективными.
Проблема самоидентификации русских в новых исторических условиях является одной из наиболее сложных. В советское время всех советских граждан, приезжавших из СССР за границу, довольно часто, от эстонцев до узбеков, называли русскими. В наши дни все преступно-криминальные элементы, осевшие в Западной Европе и США, получили наименование «русской мафии», хотя этнические русские на самом деле составляют в этой среде не более трети. Некоторые средства массовой информации, публицисты и даже политики зачастую пускаются в рассуждения о том, что сами понятия «русские», «русский народ», «русская культура» и т. д. носят искусственный характер и не имеют под собой достаточной почвы. С другой стороны, на
российской политической арене время от времени заявляют о себе деятели, выступающие под лозунгами «Россия — для русских». О том, что такая организация, как Русское национальное единство, такое понятие, как «русские фашисты», все еще существуют, средства массовой информации любят напоминать электорату перед очередными выборами. На протяжении последних 10-15 лет не раз анонсировались грядущие «еврейские погромы». Ни одного погрома не состоялось. Все евреи, как и немцы, поляки и др., пожелавшие покинуть Россию, благополучно сделали это. А вот тотальное унижение русских и русскоязычных (включая тех же евреев), которое оказалось горше погрома, стало фактом повседневной жизни для миллионов семей в ближнем зарубежье, в странах СНГ и Прибалтики.
Геополитическая ситуация. Угроза государственной дезинтеграции, развала России (вслед за СССР) приобретает особое значение в условиях резкого ухудшения геополитического положения страны. Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км.: с Норвегией — 2194 км, Финляндией — 1325,8, Польшей — 209,3, Монголией — 3485, Китаем - 4280,4, Кореей — 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна — 16 997,9 км. Северного Ледовитого океана — 19 724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) — 458,5, на Черном море — 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией — 437,5 км, Латвией — 250, Литвой — 251, Беларусью — 990, Украиной — 1270,2, Грузией — 950,4, Азербайджаном — 367,2, Казахстаном — 7200 км.
Практически у всех «новых» соседей России выявились территориальные, экономические и иные претензии.
Деградация Вооруженных Сил, «Есть такая профессия — Родину защищать», — говорит один из героев культового советского кинофильма «Офицеры». На протяжении длительного периода Вооруженные Силы СССР считались гордостью советского народа. В 1960-е и особенно в 1970-е, в первой половине 1980-х гг. произошло перерождение Советской Армии. Это было связано с ослаблением взаимной требовательности внутри офицерского корпуса, со все большей формализацией воспитательной работы. Крайне негативным оказалось влияние афганской войны 1979-1989 гг. на состояние Вооруженных Сил.
В 1992-1998 гг. положение в Вооруженных Силах Российской Федерации постоянно ухудшалось. Разрушение военно-промышленного комплекса обернулось прекращением поставок в армию самолетов, танков, другой сложной техники, особенно новейших образцов. Отсутствие средств не позволяло вести боевую подготовку на необходимом уровне. Летчики не летали. Танкисты «воевали» на картах. Многие солдаты за время службы не имели возможности стрелять из боевого оружия. Все слабые места российской армии проявились во время первой чеченской войны 1994-1996 гг., когда боевые потери ВС РФ, но официальным данным, составили 3541 военнослужащий. За 1997 и четыре месяца 1998 г. в армии погибли еще 1534 человека. За эти же 16 месяцев покончили жизнь самоубийством 614 военнослужащих. Главной причиной участившихся самоубийств офицеров стало бедственное положение их семей из-за систематической невыплаты заработной платы, различных видов полагающегося военнослужащим довольствия.
Еще до распада СССР много говорилось о необходимости армейской реформы. Складывается впечатление, что на протяжении 1990-х гг. новому российскому руководству армия была нужна лишь для подстраховки в случае обострения внутриполитической ситуации. А для этого казалось достаточным иметь недалеко от Москвы несколько боеспособных, надежных частей. Россия перестала выступать на международной арене в качестве сверхдержавы. Российские руководители по этому поводу не выражали никакого сожаления. Армия в 1990-е гг. утратила большую часть того авторитета, который она еще сохраняла к концу советской эпохи. В Европе авторитет военной службы и доверие к военным сокращались постепенно, с 58% доверия в 1981 г. до 50% в 1990 г., даже до 30% в некоторых странах. В России за 1990-е гг. доверие к военным в обществе упало с 60-70 до 25%. Считается, что при сокращении доверия к армии ниже 30-10% армия не ощущает моральной поддержки общества, что свидетельствует о явном неблагополучии.
Большое распространение среди молодежи получило стремление уклониться от исполнения «почетной обязанности», что связано со множеством причин. В течение последних десятилетий в армии возникла и встала в полный рост проблема «дедовщины», издевательского отношения военнослужащих более старшего призывного возраста к солдатам младших призывных возрастов. Раньше в армию не брали наркоманов и уголовников. Теперь они попадают в ее ряды. В армейскую среду вносятся отношения, которые для нее органиче-
ски неприемлемы и превращают казарму в самый настоящий ад. Множество молодых людей оказываются неподготовленными к службе в Вооруженных Силах России. Низкое интеллектуальное развитие сопровождается нередко и плохими физическими данными. Физические кондиции, состояние здоровья юношей призывного возраста не только служат показателем здоровья народа, но и важной составляющей национальной безопасности страны.
Между тем события последних лет показали, что у России есть собственные интересы на международной арене, которые необходимо отстаивать.
Россия и страны Запада. В российской внешней политике первостепенное место в 1992-2003 гг. отводилось отношениям со странами дальнего зарубежья.
В декабре 1991 г. президент США Джордж Буш-старший поздравил свой народ с победой в «холодной войне». 1 февраля 1992 г. Россия и США официально подписали декларацию о прекращении «холодной войны». Страны НАТО больше всего беспокоила судьба ядерного оружия на территории бывшего СССР. Белоруссия, Казахстан и Украина отказались от статуса ядерных держав. На протяжении ряда лет ядерное оружие было перебазировано на территорию России.
В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, но он так и не был ратифицирован.
В 1994 г. был завершен вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии. Некоторые из недавних «союзников» сразу заявили о желании быть принятыми в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Через несколько лет Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО. Россия и НАТО приняли совместную программу «Партнерство во имя мира».
Самолюбию российского президента западные лидеры отдавала дань, приглашая на ежегодные встречи «большой семерки». Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики Ельцин не участвовал, его мнением мало интересовались. Во время двусторонних встреч Ельцин и его партнеры много шутили, но западные партнеры исходили лишь из собственных интересов. Отношение к России в полной мере проявилось весной 1999 г., когда блок НАТО начал ничем не спровоцированную войну против Югославии. Целью НАТО было низвержение сильного югославского лидера Слободана Милошевича. С мнением России западные страны не посчита-
лись. Председателю правительства РФ (в тот момент Е. М. Примакову) пришлось на полпути в США, куда он направлялся с официальным визитом, развернуть самолет и вернуться на родину. Натовские массированные бомбардировки, продолжавшиеся несколько месяцев, в конечном счете поставили Югославию на колени. Милошевич был передан в Гаагский международный трибунал. А России пришлось подумать о том, что на равноправное партнерство с Западом рассчитывать не приходится и стоит подумать о защите своих собственных интересов.
Россия в СНГ. Отношения с отдельными странами. В отношениях с ближним зарубежьем, которое включало в себя участников СНГ и страны Балтии, России приходилось решать множество сложнейших проблем, связанных с «наследием СССР». Содружество Независимых Государств развивалось с большим скрипом. Регулярно проводились встречи руководителей бывших советских социалистических республик, большинство из которых были бывшими руководителями республиканских организаций КПСС. Было установлено поочередное председательство стран-участниц и введен пост Исполнительного секретаря СНГ, создана Межпарламентская ассамблея и выработан Устав СНГ. Но в СНГ так и не было создано наднациональных органов, которым страны-участницы делегировали бы часть своего суверенитета, т. е. определенные полномочия. Если в послевоенной Европе в результате упорной терпеливой работы была осуществлена всесторонняя экономическая и политическая интеграция, ликвидированы национальные границы и с 2002 г. введена единая денежная единила (евро), то на постсоветском пространстве, несмотря на сотни подписанных соглашений, устойчивого сотрудничества добиться не удалось. После введения Россией нового российского рубля во второй половине 1993 г. исчезла общая рублевая зона, распалось единое экономическое пространство СНГ.
В рамках СНГ России приходилось строить отношения с участниками, учитывая свои собственные интересы и достаточно сложные взаимоотношения между независимыми, суверенными государствами.
В Центрально-Азиатском регионе Россия сохраняла военно-политическое лидерство. С Казахстаном (Н. Назарбаев), Киргизией (А. Акаев) и Таджикистаном (Э. Рахмонов) был подписан договор о коллективной безопасности, открытый для присоединения всех других государств СНГ. В рамках этого договора созданы Совет коллективной безопасности и Совет министров обороны СНГ, которые ко-
ординировали оборонительную политику участников перед лицом угрозы южным рубежам СНГ, исходившей с территории Афганистана, где в гражданской войне верх взяли экстремисты из движения «Талибан». В 2002 г. Россия приняла активное участие в крупномасштабной антитеррористической операции США на территории Афганистана. В рамках этой операции на территории Киргизии появилась американская военная база.
В сложном и противоречивом положении оказалась российская дипломатия на Кавказе. После ожесточенного абхазско-грузинского конфликта 1992-1993 гг., в результате которого значительная часть грузинского населения была вынуждена покинуть места постоянного обитания, на разделительной линии между борющимися сторонами пришлось встать российским миротворческим воинским формированиям. При желании грузинского руководства (Э. Шеварднадзе) восстановить полный контроль над Абхазией и прямо противоположным стремлении абхазского руководства к полной независимости последующему вхождению в состав России проблема выбора для российского руководства оказалась весьма непростой.
При сохранявшихся на протяжении 1990-х гг. напряженных азербайджано-армянских отношениях и при наличии тяжелой ситуации в Чечне азербайджанское руководство приняло решение о строительстве нефтепровода через Турцию, а не через Северный Кавказ.
Российским военнослужащим пришлось выступить в качестве миротворцев в районе Приднестровья, где в 1992 г. вспыхнули ожесточенные бои между вооруженными силами Молдавии и самопровозглашенной Приднестровской Республики. Кровопролитный конфликт был прекращен благодаря вмешательству командующего 1-4-й российской армией генерала А. И. Лебедя. Российское правительство начало вывоз в Россию значительных количеств боеприпасов и другого военного снаряжения, которое могло оказаться не в тех руках, как ото уже было в Чечне.
Отношения с Украиной (Л. Кучма) в 1990-х гг., развивались достаточно неровно и были связаны с разделом имущества, оставшегося от СССР (Черноморский флот, ядерные боеприпасы, носители ядерного оружия и т. д.), а также с урегулированием экономических вопросов. Россия не платила за транзит энергоносителей и Европу но трубопроводам через территорию Украины, а Украина в зачет неуплаты за транзит самовольно подключалась к российским нефте- и газопроводам.
С учетом возросшего стратегического значения Беларуси как форпоста на границе с НАТО Россия и Беларусь в 1997 г. подписали договор об образовании Союза. Оба государства сохранили свой суверенитет. Общих полновластных надгосударственных органов создано не было- Несмотря на многочисленные встречи президента Беларуси А. Лукашенко с Ельциным и Путиным, развитие союзного государства развивалось медленно, противоречиво. Многие конкретные вопросы решить так и не удалось.
Проблемы в сфере международных отношений. Внешнеполитическое положение России в 2000-2003 гг. оставалось непростым. Несмотря на внешнеполитическую активность президента В. В. Путина, инициативы, исходившие из России, не всегда поддерживались. За 10-15 лет из авторитетной сверхдержавы, какой был СССР, наша страна превратилась в достаточно скромного участника международных отношений. Сохраняется немало болезненных проблем, решение которых пока просматривается с большим трудом. На западном для России направлении НАТО продолжает продвигаться на восток. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов, как Япония и Китай. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна коренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с начала 70-х гг. базировалась на системе договоров США и СССР ,110 вопросам ограничения стратегических вооружений.
За последнее десятилетие XX в. участие России в мировых хозяйственных связях сократилось более чем наполовину. В то же время резко возросла зависимость российской экономики от внешнего рынка. По данным ВТО, к середине 2000 г. доля России в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5%, в импорте — 0,7%. Участие России в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, оценивалось как чисто символическое. Вес РФ как экспортера услуг составила 0,7%, как импортера — чуть более 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%. Рейтинг России как суверенного субъекта мировых хозяйственных связей за 1990-е гг. заметно упал.
Ежегодный валовой национальный продукт (ВНП) и ежегодные продажи некоторых корпораций (данные за 1995 г.)76
Ранг, место | Страна, корпорации | ВНП, млрд долларов США | Население, мл» человек |
1 | США | 6387,69 | 260 |
2 | Япония | 3926,67 | 125 |
3 | Германия | 1903,01 | 81 |
4 | Франция | 1289,24 | 58 |
5 | Италия | 1134,98 | 57 |
6 | Великобритания | 1042,70 | 58 |
7 | КНР | 561,11 | 1205 |
8 | Канада | 57438 | 28 |
9 | Испания | 533,99 | 39 |
10 | Бразилия | 471,98 | 152 |
11 | Россия | 348,41 | 148 |
12 | Республика Корея | 338,41 | 44 |
13 | Мексика | 324,96 | 91 |
16 | Индия | 262,81 | 897 |
19 | Швеция | 216,29 | 8,7 |
22 | Дженерал Моторс (США) | 154,95 |
|
23 | Дания | 137,61 | 5,2 |
25 | Форд Мотор (США) | 128,44 |
|
31 | Эксон | 101,46 |
|
32 | Украина | 99,68 | 52 |
33 | Финляндия | 96.22 | 5 |
В 1999 г. Россия занимала следующие места в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции: 1-е — добыча естественного газа, 2-е — производство бурого угля, картофеля, нефти, строительного кирпича, 3-е — производство
молока и железной руды, 4-е — производство электроэнергии, чугуна, стали, вывозка деловой древесины, изготовление хлопчатобумажных тканей, 5-е — минеральные удобрения и улов рыбы, 6-е — каменный уголь, готовый прокат черных металлов, пиломатериалы, скот и птица на убой (в убойном весе), зерновые и зернобобовые культуры, 7-е — целлюлоза, животное масло, сахарная свекла, 10-е — чулочно-носочные изделия, легковые автомобили, 12-е — цемент, обувь, 13-е — шерстяные ткани, бумага и картон, 15-е — растительные масла77. Заметно невооруженным глазом, что в производстве готовых изделий, сложных машин Россия слабо представлена в современном мире.
Данные результаты во многом были предопределены характером рыночных реформ, которые начались с января 1992 г. Серьезные изменения произошли и в сфере внешнеэкономических отношений. Указом президента РФ от 15 ноября 1991 г. юридические и физические лица получили разрешение на осуществление любого вида внешнеэкономической деятельности. Государство стало контролировать внешнеэкономическую деятельность косвенно — с помощью таможенно-тарифной и лицензионной системы ввоза и вывоза. В то же время Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» допускает в определенных случаях введение государственной монополии на торговлю отдельными товарами. Фактически в стране произошла отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Государство лишилось значительных поступлений в бюджет. Внутренний рынок наполнился импортными товарами. В странах Восточной Европы в ходе рыночных реформ также произошел отказ от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
За 1990-е гг. произошло значительное сокращение производства и потребления отечественной продукции. Экспортная же сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, через который реализовалось более четверти валового внутреннего продукта страны. Во времена СССР на экспорт уходило не более 10% ВВП. На мировой рынок в 1990-е гг. уходило от 20 до 80% национального производства различных сырьевых товаров и полуфабрикатов. Только поставки на экспорт позволили держаться на плаву целому ряду отраслей и предотвратили окончательный крах отечественной промышленности.
Как и в дореволюционный период, большие споры в российском обществе, в политических кругах вызвала проблема привлечения за-
рубежных инвестиций. Только 9 июля 1999 г. был принят Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В законе определены возможные иностранные инвесторы, виды и объекты иностранных инвестиций. Иностранным инвесторам в законодательном порядке даны гарантии от национализации, реквизиции или конфискации их собственности, кроме случаев, когда эти меры принимаются в общественных интересах. Предусмотрена компенсация в случае национализации или реквизиции. Иностранные инвесторы получили следующие возможности: приобретать акции и другие ценные бумаги, в том числе государственные ценные бумаги; участвовать в приватизации; получать землю в аренду; арендовать имущество; получать права на разработку и освоение возобновляемых природных ресурсов на основе концессионных договоров; переводить за рубеж платежи, связанные с иностранными инвестициями; использовать валюту РФ на ее территории. Правовой режим для иностранных инвесторов, как правило, не может быть более благоприятным, чем для российских инвесторов.
Серьезной внешнеэкономической проблемой для постсоветской России стала проблема внешнего долга. Российское руководство при распаде СССР объявило Россию восприемником весьма солидных долговых обязательств, с которыми заканчивалась «перестройка» М. С. Горбачева. Для проведения рыночных реформ были получены дополнительные кредиты. На начало 1998 г. внешний долг РФ ее составлял 150,8 млрд. долларов, в том числе около 42 млрд. доллар по правительственным кредитам, предоставленным странами Парижского клуба, и около 32 млрд. долларов, включая просроченные проценты, частным западным банкам, объединенным в Лондонский 1 Парижский клуб представляет собой организацию 19 стран-кредиторов, занимающуюся государственным кредитованием зарубежным стран. Российская Федерация с 1997 г. является членом Парижского клуба, так как сама является крупным международным кредитором. Долг развивающихся стран Российской Федерации превыше 100 млрд. долларов. Лондонский клуб — это объединение 600 частных банков, международных кредиторов, которые осуществляют координацию своих действий по отношению к должникам. Российскому руководству в конце 1990-х гг. удалось добиться договоренности о реструктуризации долга Парижскому и Лондонскому клубам с отсрочкой выплаты основного долга на 25 лет.
В начале XXI в. место России в мире завидным не назовешь. На страна, сохранив самую крупную территорию в мире, по большинст-
ву количественных и качественных показателей откатилась на весьма скромные места. Речь идет не о выполнении былой мессианской роли, а о выживании, поиске своего места в системе международных отношений. России предстоит осознать свое ноное предназначение, сосредоточиться, обустроиться, сохранить силы и дожить до лучших времен. Всем россиянам, которым дорога Родина, которым некуда, не с чем и не за чем ехать, предстоит большая работа, предстоит научиться жить своим умом. Изучение отечественной истории, умение извлекать из нее уроки и учитывать их в конкретной деятельности является важной частью при выработке стратегии развития России в наступившем веке.
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов