§1. Либеральные реформы Александра II
и консервативные контрреформы
Александра III
Земская, судебная, военная, университетская и другие реформы 60-70-х гг. Александр II жил в переходную эпоху: нес на себе груз прошлого наследия и тенденции будущего. Он не обладал последовательной и продуманной системой политических взглядов, был весьма консервативен, однако здравый смысл и заветы гуманного воспитания подтолкнули его к проведению либеральных реформ.
На осень 1861 — начало 1862 г. приходится целая серия важнейших перестановок в правительстве: в Министерство финансов назначается М. X. Рейтерн, в военное — Д. А. Милютин, народного просвещения — А. В. Головин, чуть позже в Министерство государственных имуществ — А. А. Зеленой, юстиции — Д. Н. Замятнин. Эти государственные деятели были сторонниками постепенных реформ и получили у историков наименование «либеральных бюрократов» или «просвещенных бюрократов».
В январе 1862 г. российское правительство впервые опубликовало государственный бюджет, точнее — роспись государственных доходов и расходов. Распоряжение императора о ежегодной публикации бюджета к всеобщему сведению было сделано в форме указа 1 января 1862 г. Впервые российские подданные получили возможность знать сумму налоговых поступлений, а также статьи и суммы расходной части.
Большим событием в общественной и политической жизни России, повлиявшим на всю ее пореформенную историю, была земская реформа. В 1864 г. в России вводились земские учреждения, которые состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. И те и другие избирались на три года. Члены земских собраний получили название «гласных». Их избрание проходило по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянских общин. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы.
Политических прав у земств практически не было. Не обладали они и законодательной инициативой. В компетенцию земств входили вопросы народного образования, здравоохранения, благотворительности, благоустройство дорог, забота о местной торговле и промышленности. Организация земствами школ, больниц, сиротских домов способствовала решению насущных проблем жизни населения. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений; правительственная администрация также утверждала председателей земских управ.
Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Однако в организации земств современниками отмечались некоторые изъяны:
♦ постоянно поддерживался значительный перевес дворян в земствах;
♦ председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов — предводители дворянства;
♦ вводились земства лишь в 34 губерниях Центральной России.
Однако и ограниченные в правах земства показали свою жизнеспособность, а земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
В 1870 г. было создано городское самоуправление, которое строилось на таких же принципах, что и земское. В его ведении находились хозяйственные вопросы. Каждые четыре года в 509 городах избирались городские думы, которые формировали городские управы. Руководил и городской думой, и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей.
С 1864 г. началась судебная реформа — наиболее последовательная из всех буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.
В стране вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебную палату (несколько судебных округов). Суд стал бессословным, т. е. одинаковым и равным для всех сословий. Низшей инстанцией был мировой суд, ему поручались гражданские дела. Важные уголовные дела рассматривались в окружном суде коллегией присяжных. Сами присяжные выбирались из дворян, горожан и крестьян, тем самым соблюдался всесословный принцип суда. Присяжные определяли виновность или непричастность к преступлению, а коронный судья вел заседание и определял меру наказания на основании вердикта присяжных. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат, которого в то время чаще называли присяжным поверенным. Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Следствие проводил судебный следователь. Решения судов могли быть обжалованы, апелляции подавались в судебные палаты, а затем и в высшую судебную инстанцию империи — Сенат. Коронного судью назначал министр юстиции. Назначение было пожизненным, жалованье высоким, что позволяло говорить о независимости коронных судей от административных органов.
Новизна дела, открытость судебного процесса, приток в ряды прокуратуры и адвокатуры талантливых деятелей постепенно меняли отношение общества к суду в России, прежде всего в городах. Новые порядки сделали судебные заседания заметным общественным явлением. Во многих газетах и журналах создавались разделы судебной хроники.
Военная реформа растянулась на долгие годы. В ходе ее проводилась реорганизация военного управления, проходило перевооружение армии, совершенствовалась военно-судебная система, улучшалась деятельность военно-учебных заведений. Программу коренного переустройства русской армии представил Д. А. Милютин (1816-1912), который с 1861 г. около 20 лет был военным министром.
Страну разделили на пятнадцать военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненных военному министру. Было централизовано и упорядочено управление войсками. Военные суды и учебные заведения сближались по устройству с гражданскими. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью, распространявшейся на все мужское население
империи, достигшее 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался срок службы в шесть лет. Отслужившие увольнялись в запас на девять лет. На флоте служили семь лет и три года находились в запасе. Значительные льготы давало образование: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода.
Армия играла значительную роль в распространении грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимулировало рост образованности в стране.
В 60-е гг. по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.
Университетская реформа. Существенные изменения в жизни общества предъявляли спрос на образованных людей, требовали развития науки, поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Введенный в 1863 г. Университетский устав предоставлял широкую автономию университетам: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, предоставлялась свобода в распределении внутренних денежных средств и т. д. Вузы получали литературу из-за границы и издавали свои труды без цензурного контроля. Совет университета стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой.
Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Для гимназий устанавливалась плата, но они были бессословными и делились на классические и реальные. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки.
В пореформенной России действовали три типа начальных школ: министерские, земские и церковно-приходские, целью которых было начальное образование через преподавание чтения, письма, арифметики и Закона Божьего.
С эпохи Александра II началось движение в сторону решения проблем женского образования. В первой половине XIX в. в России не существовало регулярного женского образования. В 1858 г. были открыты в Петербурге и Москве женские училища, причем московское находилось под покровительством императрицы. Позже женские училища стали открываться во всех губернских городах. С 1862 г. вводились женские гимназии, а в 70-х гг. были созданы Высшие женские
курсы. Бестужевские курсы в Петербурге, наиболее известные в стране, давали основательное высшее образование.
Реформа печати. Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Вводилась карательная цензура: теперь наказывали за уже опубликованные материалы, вплоть до закрытия издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура.
Своеобразно проявилась реформа в церковной сфере. Ликвидировалась сословная замкнутость православного духовенства с той целью, чтобы священниками становились не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев, сектантов.
Роль либеральной бюрократии в проведении реформ. Александр II и его судьба. Реформирование России шло в ногу с веком. Именно
1860- 1870-е гг. для многих стран были временем модернизации: отмена рабства и Гражданская война в Соединенных Штатах Америки
1861- 1865 гг., начало европеизации Японии — «революция Мэйдзи» 1867-1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г. Современники называли проведенные Александром II реформы 1860-1870-х гг., «великими», так как они изменили облик государства, проникая во все сферы жизни общества. Они открыли путь интенсивному экономическому развитию, значительно продвинули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако политическое преобразование страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией.
Александр II в сознании народа представлялся как царь-освободитель, хотя крестьянская реформа и не была завершена.
Царь смотрел на реформы как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи. Реформы позволили преодолеть назревавший острый кризис в обществе, но постепенно их ход замедлился. Сам реформатор устал, а в стране не нашлось силы, способной к конструктивному давлению на власть. Единение с передовой частью российского общества в начале проведения реформ казалось залогом успешного преодоления кризиса. Теперь же общество испытывало разочарование в монархе. Либералы получили поле
деятельности — земства, суды, университеты, где могли применить свои знания и инициативу, занялись конкретной деятельностью. В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и теми, кто стремился приостановить преобразования. Либералы настаивали на созыве Всероссийского земского органа, но их пугало нарастание новых общественных противоречий.
В обществе усиливались голоса людей, выступавших против бюрократических методов управления страной, полицейского произвола, надоевшей непоследовательности Александра II в его реформистской политике. Социальная напряженность усугублялась безынициативностью правительства. К середине 1870-х гг. в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальное общественное течение — революционеры-народники — перешло к террористической борьбе. На активизацию народнических организаций правительство ответило репрессиями. В ответ на это начинается героическая и безрассудная охота революционеров за императором. Значительная часть империи фактически была объявлена на военном положении, но плодов эта политика не принесла.
После того как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце (в феврале 1880 г.), министром внутренних дел был назначен видный военачальник М. Т. Лорис-Меликов (1825-1888). Боевой генерал оказался гибким политиком: ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества.
М. Т. Лорис-Меликов в конце 1870-х гг. предлагал императору в ответ на либеральные ожидания образованного общества созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой новых реформ. Увенчаться курс Лорис-Меликова должен был созывом совещательного органа с участием депутатов от земств и городов. Здесь предполагалось обсудить вопрос о дополнениях к крестьянской реформе, к положениям о земствах и городах. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, но в этот же день погиб от бомбы террориста. Продолжение реформ Александром III могло бы выбить почву из-под ног революционеров. Но, к сожалению, смерть царя-реформатора подорвала влияние либералов. Новый император находился под сильным идейным влиянием жесткого консерватора обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, что сделало неизбежным свертывание и пересмотр реформ-
Правительство постепенно стало отбирать у населения права, дарованные в годы реформ. Земствам запретили собирать ряд налогов,
публиковать свои материалы без разрешения губернатора, жестоко наказывали за вмешательство в политические вопросы. Губернатор мог уволить «по неблагонадежности» любого земского служащего. Министр внутренних дел получил право запрещать обсуждение в печати неугодных правительству вопросов.
Судебные следователи оказались под контролем администрации, политические дела ушли из ведения новых судов. Лиц, заподозренных властями в неблагонадежности, стали ссылать вовсе без суда (административная ссылка). В классических гимназиях насаждалось механическое изучение мертвых языков — латыни и древнегреческого, а реальные гимназии превратили в реальные училища, из которых поступить в высшую школу было очень трудно. Была урезана и внутренняя автономия вузов.
Реформы и народничество. В общественном движении второй половины XIX в. можно выделить три основных направления: либерализм, социализм, консерватизм. В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество, основывавшееся на системе взглядов о «самобытном» пути развития России. Объективными условиями появления такой идеи явилось слабое развитие капитализма в России и наличие крестьянской общины.
Основы «русского социализма» были сформулированы А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским. Они являлись теоретиками наиболее активного революционного течения в общественном движении. Манифест об освобождении крестьян восторженно был встречен А. И. Герценом, однако вскоре он понял, что народ царем обманут. Н. Г. Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабительскую сущность крестьянской реформы, но был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. В своих трудах оба выдающихся теоретика развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать залогом пути к социалистическому строю, доказывая, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни. Думали, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм. Главным средством достижения социальной справедливости они считали крестьянскую революцию, поэтому народничество 1870-х гг. называют революционным народничеством в отличие от либерального народничества 1880-х гг., проповедовавшего мирный Просветительский путь преобразований. Вообще русское народничество представляло широкий спектр различных течений.
Эпоха 1860-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного движения. Термин «либерализм» происходит от латинского слова, означающего «свободный». Известные юристы Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин писали о поспешности реформ, неподготовленности некоторых слоев народа к переменам. Либералы выступали против революционных методов, отстаивали законный и постепенный путь преобразований, компромисс в политике. Либеральные течения не были едиными по своим взглядам. Между их отдельными группами проходили острые дискуссии.
В своей деятельности либералы опирались на земства, в которых некоторые видели основную ячейку будущего демократического устройства России. В большинстве своем либералы были западниками и призывали использовать для России все прогрессивное, что выработала культура и политическая жизнь Западной Европы.
Но на рубеже 1860- 1870-х гг. знаменем большинства недовольных самодержавием являлось революционное народничество. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. Народники говорили о долге интеллигенции перед народом и прежде всего перед крестьянством, которое они должны были избавить от гнета и эксплуатации.
Одним из народнических течений было бунтарское. Его идеологом считают М. А. Бакунина, выходца из дворянства, получившего блестящее образование, западника по убеждениям. М. А. Бакунин — один из лидеров анархизма. Он и его последователи хотели заменить государство свободными автономными обществами. Зачинщиком всемирного бунта, по мнению М. А. Бакунина, должна стать Россия. В русском народе он видел черты, соответствующие его анархическим идеям: веру в то, что земля ничья и принадлежит народу, веру в общинное землевладение.
Еще одно течение называли пропагандистским. Его теоретиком был П. Л. Лавров, сын помещика, в прошлом полковник, профессор Артиллерийской академии, считавший, что народ надо готовить к революции, создать революционную партию, состоящую из энергичных, преданных делу людей.
Теоретиком заговорщическою течения был П. Н. Ткачев. Он считал, что переворот в России должен быть осуществлен путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков. П. Н. Ткачев был уверен, что
главное условие успешного политического переворота — всеобщие недовольство и отчаяние.
Нараставшее в радикальной среде напряжение вылилось в 1870-е гг. в массовое движение - хождение в народ. Движение было стихийным, и приняли в нем участие несколько тысяч пропагандистов. Интеллигенция двинулась в деревню, пытаясь распространить среди крестьян демократические и социалистические идеи и в надежде поднять крестьян на бунт. Энтузиазм, порыв интеллигенции не оправдались. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя, идеи социализма и им непонятны.
Следующий этап народнического движения — возникновение в конце 1876 г. централизованной всероссийской организации «Земля и воля», которую возглавили А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов. С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов. Землевольцам пришлось поменять тактику: они поселились в деревне в качестве врачей, учителей, стали устраиваться на работу в земства и волостные правления, создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционно!! пропаганды, стали издавать газету «Земля и воля».
Однако в организации возникли разногласия: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. Невозможность договориться привела к расколу. В 1879 г. сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора — в «Народную волю».
«Народная воля» — строго централизованная организация. Ядро составляли профессиональные революционеры. Руководителями стали А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов. Организация вела широкую пропаганду в рабочей среде, привлекала на свою сторону армию. В августе 1879 г. Исполнительный комитет, возглавлявший «Народную волю», вынес «смертный приговор» Александру II. 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким.
Вскоре большая часть исполнительного комитета была арестована. В апреле 1881 г. организаторы и исполнители покушения на царя были повешены.
Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, заявила о неприятии тактики индивидуального тер-
рора и для «аграрного переворота» ставила цель пропаганды в народе. Существовала организация до 1881 г. К этому времени все ее члены либо эмигрировали (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в «Народную волю».
Новым явлением в социальной жизни пореформенной России стало рабочее движение. Основоположники нового общественного движения безоговорочно приняли учение марксизма. В распространении идей немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса в России важную роль сыграл бывший народник Г. В. Плеханов, создавший в 1883 г. в Швейцарии группу «Освобождение труда». Плеханов выступал за свержение самодержавия как тормоза на пути развития капитализма в России. Считая капиталистический путь развития прогрессивным, а социалистическую революцию — отдаленной перспективой, он выступал за создание рабочей партии, действующей в союзе с либералами. В 1880-х гг. возник ряд марксистских кружков (Д. Благоева. М. И. Бруснева, Н. Е. Федосеева).
Осенью 1895 г. петербургские марксисты объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который имел связи с десятками заводов и фабрик, издавал листовки, проводил забастовки, иропагандироват марксизм среди рабочих.
К. П. Победоносцев и другие охранители самодержавия. Ужесточение политического режима Александра III. После гибели Александра II на престол вступил его тридцатишестилетний сын Александр III. Наследником он стал лишь в двадцать лет, после смерти старшего брата Николая, и только с этого времени начал получать образование, необходимое самодержцу.
После гибели Александра 11 у трона развернулась острая борьба. Сторонники реформ — министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза, военный министр Д. А. Милютин — настаивали на созыве представительства, одобренного Александром II 1 марта, в день смерти. Противники реформаторства, в частности К. П. Победоносцев, доказывали, что это будет гибелью России.
Александр III далеко не во всем положительно оценивал реформы 1860-х гг. Он считал, что их проведение подорвало вековые устои русской жизни. В разрешении проблем государства новый император часто опирался на бывшего своего учителя правоведения Победоносцева, известного юриста и государственного деятеля. Имя Победо-
носцева ассоциируется с самодержавием. Он сотрудничал с тремя императорами, около 40 лет близко стоял у трона и четверть века являлся обер-прокурором Святейшего синода (1880-1905).
К. П. Победоносцев не сочувствовал преобразованиям Александра II и воспитывал своего ученика Александра (будущего императора Александра III) во враждебном отношении к политике его царствовавшего отца.
Крупнейший идеолог консерватизма Победоносцев 8 марта 1881 г. на заседании Совета министров в своем выступлении произнес программную речь, заявив о несостоятельности проводившейся политики реформ, решительно предостерегал от введения в России конституционного строя, который считан более низким по сравнению с самодержавием. Победоносцев утверждал, что идея представительства лжива по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое он относил к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов и т. д. Порочная идея «народовластия», по мнению Победоносцева, способствовала появлению проникнутых ложью учреждений. Выборное начало вручает власть толпе, которая, будучи не в силах осмыслить сложные политические программы, слепо идёт за броскими лозунгами. Победоносцев призывал к пересмотру основных реформ минувшего царствования.
Сам царь на первых порах умалчивал о своем курсе, но вскоре стало ясно, что серьезная опасность для властей миновала: общество было растеряно и испугано цареубийством, а горстка террористов исчерпала свои силы.
Александру III понадобилось всего два с небольшим года, чтобы придать самодержавию новое обличье. Участники покушения на Александра II были арестованы и в начале апреля казнены. Министры-либералы — Лорис-Меликов, Абаза и Милютин — были изгнаны ^из правительства.
Ближайшее окружение императора, оказывавшее влияние на правительственную политику, составили наиболее консервативно настроенные политические и общественные деятели. Виднейшими последователями и проводниками консерватизма в конце XIX в. были: литературный критик, поэт-переводчик, профессор философии Московского Университета и впоследствии редактор журнала «Русский вестник» М. Н. Катков, примыкавший в молодости к либеральному течению;
Н. П. Игнатьев — граф, дипломат, министр внутренних дел; Д. А. Толстой — был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения, министром внутренних дел; И. И. Воронцов-Дашков — генерал-адъютант, а впоследствии министр императорского двора и др.
Социальную основу консерваторов составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства. Православие провозглашалось духовной основой жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия и свертывание реформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.
После эпохи «Великих реформ» 1860-1870-х гг. страна вступила в следующий этап своей истории, получивший название контрреформ. При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, были серьезно урезаны, а некоторые и прямо отменены.
Автономия университетов была отменена. Университетский устав 1884 г. отменил выборы профессоров, деканов и ректоров, теперь их стали назначать. Из университетов были уволены известные прогрессивные преподаватели. Для студентов вводилась форменная одежда, плата за обучение возросла. Все студенческие организации запрещались.
В 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», запретив принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права поступления в высшие учебные заведения.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК
П оложение о земских участковых начальниках (12 июля 1889 г.)
Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению Губернатора или Губернского присутствия... Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
Земскому начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий (18 июня 1887 г.)
Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении I им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.
В стране практически ликвидируется женское образование. На несколько лет было закрыто большинство высших курсов для женщин.
Резко возрастает роль церкви в сфере образования. Для укрепления религиозного чувства и поднятия хотя бы низшего уровня народного образования был проведен ряд мер по открытию сети церковно-приходских начальных школ.
Начались преследования либеральной прессы. Согласно «Временным правилам о печати» (1882), совещание четырех министров — внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Синода — могло закрыть любое издание, запретить неугодным лицам заниматься журналистикой. Прекращается издание радикальных и многих либеральных периодических изданий.
В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках». Земских начальников назначал министр внутренних дел из числа потомственных дворян. Земский начальник был для крестьян и администратором, и судьей в одном лице. Он мог смещать старост и отменять решения сходов, арестовывать и штрафовать крестьян, наказывать их розгами.
Правительство добивается усиления дворянского влияния в руководстве земств. Новое положение о земстве, принятое в 1890 г.. жестко подчиняло земства надзору губернатора и одновременно усиливало в нем роль дворян. Система выборов была реорганизована на строго сословной основе.
В начале 1890-х гг. были приняты меры к изменению судебных уставов. Несменяемость судей была ограничена, сузился круг лиц, из которых назначались присяжные.
Одновременно принимались меры, направленные на поддержку дворянского землепользования и помещичьего хозяйства: был создан Дворянский банк с правом выдачи льготных кредитов.
Современники по-разному оценивали 1880-е - начало 1890-х гг. Охранители
прославляли Александра III — «царя миротворца», в правление которого Россия не вела крупных войн и отличалась относительной внутренней стабильностью. Александр III был волевым, упорным и твердым человеком. В отличие от предшественников вел образ жизни примерного семьянина, играл на духовых инструментах, интересовался живописью и русской историей. Критически настроенные современники видели, что во второй половине 1890-х гг. сложилась такая социально-политическая обстановка в стране, которая не позволила правительству реализовать принятые реакционные законодательные акты и повернуть вспять исторический процесс. Оптимисты ждали прихода нового правителя.
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов