logo
Отечественная история для технических вузов под

§ 3. Иван III и возрождение русской

государственности

Территориальное расширение Великого княжества Московского. Про­цесс «собирания» московскими князьями древнерусских земель заметно усилился во второй половине XV в. при Иване III (1462-1505). В течение двух с небольшим десятилетий после занятия великокня­жеского престола ему удалось создать сильное войско. Москве под-

чинились Ярославское и Ростовское княжества. Великий Новгород и непокорная Тверь. Это позволило Ивану III приобрести власть, кото­рая не зависела от воли ордынских ханов. Используя любые средства для достижения своей цели, московский князь форсировал политику «собирания» земель. Свои права на древнерусское территориальное наследие он обосновывал ссылками на «старину», исконностью на­следственных прав на земли Киевской Руси, перешедших через ве­ликокняжеский стол во Владимире к Москве.

Вышеупомянутые княжества давно попали в орбиту московской политики. Утрата традиционных прав приобретала разные формы. Ярославцы передали «отчины» Ивану III на условиях получения сво­их земель из рук великого князя. Ростовские князья продали свою половину владений. Тверским землевладельцам были даны гарантии, благодаря которым тверское боярство отъехало на службу к москов­скому князю, составив «тверской двор».

Судьба Великого Новгорода. Труднее всего было добиться подчине­ния Господина Великого Новгорода. В ход пошли разные методы: подкуп, подлог, насилие, хитрость, раскол, но основная ставка дела­лась все-таки на военную мощь Москвы. Три раза московские рати, с 1471 по 1478 г., выступали в поход на Новгород. Новгородское опол­чение, численно превосходившее войска противника, не сумело до­биться победы из-за возникшего в их рядах раздора.

Потерпев сокрушительное военное поражение, новгородцы смог­ли почувствовать всю силу великокняжеской власти. Жертвами кро­вавой резни стали несколько десятков тысяч человек, в плен уводи­ли в лучшем случае шестую часть ополченцев. Уничтожение части населения, оппозиционно настроенной по отношению к Москве, прохо­дило стремительно и безжалостно. Цвет новгородской вольности — посадники, бояре, «лутчие люди» — были либо истреблены физиче­ски, либо отправлены в московскую тюрьму для «перевоспитания» в духе нового времени. Вотчины и прочее имущество опальных нов­городцев переписывалось на великого князя, а принесшие присягу государю направлялись на московскую службу.

При таких обстоятельствах в 1478-1479 гг. Новгородская респуб­лика прекратила свое существование. Все жители города были при­ведены к присяге московской власти. Вечевые порядки, особый нов­городский суд, выборные должности, совет господ были упразднены. Символ древнего Новгорода — вечевой колокол — увезли в Москву, а новгородские вольности стали достоянием истории.

Окончательное свержение монгольского ига. Вместе с тем набиравшая силу Северо-Восточная Русь находилась под пятой татарских пора­ботителей. Несмотря на царящий в ордынском стане беспорядок, вы­званный распадом родовых структур власти, татарские царевичи час­тенько напоминали русским, «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1477 г., когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал пла­тить дань татарам. Предстояла решительная схватка за право быть свободными. Опасность угрожала Москве не только со стороны Ахмат-хана. В то время Псков подвергся нападению ливонских рыца­рей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж.

Иван III умело использовал все обстоятельства и собрал рать не меньшую, чем у хана. Не вступая в большую схватку, московские войска маневрировали вдоль реки Оки. После переправы татарских войск через Оку, неприятель двинулся к русско-литовской границе, проходящей по реке Угре. Хан надеялся на помощь Литвы, но, так и не дождавшись ее, с первыми морозами повернул конницу в степь.

После стояния на реке Угре в 1480 г. московский князь получил полные суверенные права на подчиненные ему земли. «Свобода дей­ствий» вылилась в несколько удачных военных походов, что ускорило окончательное присоединение Твери и Новгорода. Укрепление воен­ной мощи Москвы способствовало разработке новых договоренностей, сужавших владельческие права удельных князей в пользу великого князя. С этого времени Великое княжество Московское приобрело полный суверенитет и стало общерусским государством.

Ч ИТАЕМ ИСТОЧНИК

Стояние на Угре. Гибель хана Ахмата (русская летопись о свержении ига)

В том же году (1480) пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою… (на Русскую землю)... Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Уфу. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили та­тар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку и стояли, ожидая, когда замерзнет река...

Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому кня­зю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми сила­ми прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соеди­нившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, добе­жали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними бить­ся». Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.

Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Иван и Орду взял и его убил...

О храбрые, мужественные сыновья русские, постарайтесь сохранить свое отечество, Русскую землю, от татар, не пощадите своих голов, да не уви­дят очи пленения и разграбления домов ваших и убиения детей ваших и поругания над женами и дочерьми вашими, так же как нос града, ж иные великие и славные земли от турок — Болгария, Сербия, Греция, Трапе­зует, и Аморея, и албанцы, и хорваты, и Босния, и Манкуп, и Кафа, и иные многие земли.

Ч ем объяснить «триумфальное шествие Ивановой рати»? Причи­ны успеха коренились в особой ситуации, сложившейся в русских землях во второй половине XV в. Деформация средневековых форм организации удельных княжений привела к тому, что социальные группы, причастные в тон или иной степени к политической власти, оказались в состоянии кризиса. Старое боярство, за которым чис­лилось крупное вотчинное землевладение, пережинало интенсивный процесс дробления своих именин в пользу наследников детей бо­ярских. Они-то и составили новую категорию служилых людей, полу­чавших за службу великому князю поместья и вотчины. Не имевшая прочных удельных традиции, эта социальная корпорация включала в себя и перебежчиков из других владений, н выходцев из Литвы и Орды, а также представителей других социальных слоев, отличив­шихся службой великому князю.

Консолидация земель вокруг Москвы объяснялась этническим и религиозно-политическим интересами. Общие истоки формирования восточнославянской общности предопределили процессы, протекав­шие в сфере общественного сознания. Четкое осознание причастно­сти к древнерусскому наследию новгородца, ростовчанина, жителя Твери, да и любого другого города или села воспроизводило менталь­ные структуры более ранней истории, что ослабляло проблему отчуж­дения или равнодушия к действиям московских властей. В 1397-1398 гг. жители Двинской земли, сопротивлявшиеся новгородским

властям, приняли уставную грамоту великого князя Василия I для исполнения норм московского права на своей земле. Очевидно, что объединительная политика Ивана III встретила необходимую под­держку со стороны местного населения. Вот почему сторонников Моск­вы хватало во всех «собираемых» землях.

Народ, связанный единством православной веры, воспринимал Москву как новый центр христианства в русских землях после утраты Киева. Именно церковь наиболее активно препятствовала реализации литовских объединительных планов. Она поддерживала «собирательную» политику московских князей и помогла им справиться с феодальной смутой. Церковь принесла на Русь из Византии не только культуру, но и идеи православной византийской государственности о сильной политической власти и едином государстве. Авторитет церкви способствовал созданию благоприятной почвы, на которой развилось Московское царство.

Наряду с территориальным расширением происходила политическая централизация, изменялось положение московского князя Ива­на III, который стал с 1485 г. в своих официальных политических до­кументах употреблять титул «государь всея Руси и великий князь У Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский и иных». Прежние народные тяготе­ния к Москве превратились в прочные политические связи. Сло­жившаяся в удельные века на Северо-Западе и Северо-Востоке Руси великорусская народность была объединена сильной рукой Москвы. Задача освобождения от власти Орды и устранения претензий Польши и Литвы на древнерусские земли была последовательно решена наследниками Калиты.

Дипломатическое признание Московского государства. Объединитель­ная политика Ивана III задела интересы наиболее крупных противни­ков Москвы: Литвы, Польши, Ливонского ордена и вновь образован­ных татарских орд: Ногайской, Крымской. Казанской, Астраханской, Сибирской. Противодействие их интересам способствовало выработке последовательной внешней политики русского государства, направлен­ной на создание различных дипломатических союзов, с целью укреп­ления и расширения вновь образованного Московского государства. Главной целью внешней политики Москвы было воссоединение под властью «государя всея Руси» западных древнерусских земель, Утраченных в период нашествия монголов. Однако переход к насту­пательным действиям на западе был возможен только в случае укреп-

История в лицах

Иван III

Иван Васильевич родился в 1440 г. и был вторым сыном Василия II Васильевича и Марии Ярославны. Детство Ивана пришлось на время фео­дальной междоусобицы, в которой его отец сохранил трон, но потерял зрение (был ослеплен) и получил прозвище Темный. Иван с малолетст­ва помогал отцу. Он был обвенчан с тверской княжной Марией Бори­совной в политических целях, когда ему было 12, а ей 10 лет. Сын от этого брака умер, не дожив до 30 лет. Вторым браком Иван женился на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византий­ского императора. Брак имел большое политическое значение, подчер­кивал преемственную связь Москвы и павшего от турок Константинопо­ля (1453). Софья обеспечила Ивана III наследниками: родила 10 детей, в том числе пятерых сыновей.

Правление Ивана III (1462-1505) было по существу дела самым про­должительным в истории русского государства. Иван IV Грозный, внук Ивана III, формально правил 51 год (1533-1584), но фактическим пра­вителем государства являлся только с 17 лет, после венчания на царст­во (1547-1584, то есть 37 лет). 43 года, как и Иван III, находился на троне Петр Великий (1682-1725), если считать с 10 лет, когда он был провоз­глашен царем. Реальным самодержавным правителем Петр I стал с 16% г., когда умер его соправитель Иван V. Около 30 лет управляли государ­ством Олег, Ярослав Мудрый, Василий I, Михаил Федорович Романов, Николай I, И. В. Сталин.

ления восточных и южных границ государства. Действия Ивана III, направленные на вовлечение в орбиту московского влияния разроз­ненных феодальной усобицей независимых и полузависимых татар­ских государств, оставшихся от Золотой Орды, способствовали обеспе­чению безопасности границ и созданию благоприятной обстановки для вступления в борьбу с Литвой.

Огромные усилия русской дипломатии были сосредоточены на создании союза всех противников Великого княжества Литовского: Австрии, Венгрии, Молдавии, Крыма. Правда, эти усилия не увенча­лись успехом. Московский государь стремился к заключению выгод­ных династических браков: между своим сыном Иваном Молодым и дочерью молдавского господаря, между дочерью Еленой Иванов­ной и литовским королем. Двусторонние договоренности были до­стигнуты Москвой с крымским ханом, молдавским господарем, дат­ским королем.

За 43 года правления Ивана III территория Московского государ­ства выросла в 6 раз и достигла 2,6 млн км2. Население составило 2-

3 млн. человек. Иван III начал борьбу за возвращение в состав русского государства земель, утраченных в XIII в. Он упорядочил госу­дарственное управление, укрепил финансовое положение, утвердил новое законодательство, правил единовластно, жестко, но разумно. «Россия нынешняя образована Иоанном», — считал Н. М. Карамзин. Современники именовали его Великим. Заслуги этого правителя бес­спорны, так как он воссоздал суверенное независимое русское госу­дарство, которое вошло в историю как Московское царство.

Упорядочение государственного управления. Опираясь на военную силу, Иван III последовательно увязывал свои внешнеполитические цели с потребностями строящегося государства. В конце 80-х гг. он про­вел земельную реформу. Впервые крупный фонд земель, полученный в результате конфискации церковной и частновладельческой собствен­ности на новгородской территории, был использован для раздачи слу­жилым людям московского князя на условиях поместной системы.

Поместье с крестьянами давалось воину от государя за службу. Это владение оставалось государственной собственностью. Поместье было небольшим и могло содержать от 150 до 1500 десятин земли. Размер его зависел от занимаемого воином положения и проявлен­ной им доблести. Именно поместная система заложила основы мос­ковской государственности и придала внешней политике Ивана III на западном направлении новый импульс.

Благодаря достигнутым московско-датским договоренностям (1493) Москва ликвидировала посредническую роль Ганзы и при­балтийских городов во внешнеэкономических связях Московского государства, осуществлявшихся через территорию Балтики. Заклад­ка Ивангорода (1492), борьба за Выборг (1495/96), строительство и укрепление опорных оборонительных сооружений в Копорье, Ста­рой Ладоге, Орешке, Ивангороде надежно защищали важнейшие пу­ти выхода в Финский залив. Эти действия великого князя заявляли о правах молодого государства на самостоятельное и свободное поль­зование балтийскими путями сообщения.

Овладение новгородскими территориями привело к освоению мос­ковской властью земель Северного Поморья и Зауралья. К середине 1480-х гг. московские отряды стали проникать в Зауралье. Местное Население (татары, вогулы, остяки) стало платить дань великому кня­зю в основном пушниной, что было немаловажно в развивающейся внешней торговле. Укрепление русских на востоке способствовало завершению борьбы с остатками Золотой Орды уже в XVI в

.

В 90-х гг. XV в. посольства из Грузии, Шемахи, Хоросана посети­ли Москву. Заинтересованность в посылке посольства проявил и ту­рецкий султан, хотя развить этот интерес в нужном для Ивана III рус­ле не удалось.

Но главной целью Москвы оставалось движение на запад. Пору­бежные столкновения на литовско-русской границе вылились в 1500 г. в войну с Литвой. По «перемирной грамоте» 1503 г. к московскому государству отходила огромная территория на всем протяжении рус­ско-литовской границы. Участки важнейших водных и сухопутных путей сообщения оказались в руках молодого государства: сухопут­ные дороги на Киев через Брянск, Радогощь и Новгород-Северский, водные пути верховьев Днепра и Западной Двины, бассейн реки Десны и значительная часть бассейна реки Сож. Эти приобретения способ­ствовали развитию экономических связей между Украиной, Крымом и Москвой и создавали благоприятные условия для развития внут­рихозяйственных связей в государстве.

Воздействие внешней опасности на процесс развития русской го­сударственности вывело борьбу за окончательное объединение древне­русского наследия за рамки внутренней жизни государства и сделало ее важнейшей составной частью внешней политики Ивана III.

Управление объединенными землями носило в большинстве своем удельный характер. Сохранялась старая система управления княже­скими дворцами и дворами. Местные боярские думы в скором вре­мени слились с московской. Это способствовало созданию в Москве многочисленного слоя княжеской аристократии. Ее представители были рангом выше московских бояр и владели землями на вотчин­ном праве. В Думе Ивана III были представлены только те роды, кото­рые доказали свою преданность Москве. Плеяда виднейших деятелей, входивших в состав Боярской думы и Государева двора, включала в себя талантливых полководцев, с именами которых связаны успеш­ные новгородские походы, стояние на Угре и взятие Казани в 1487 г. (Д. Д. Холмский), войны с Литвой (Д. В. Щеня). Отдельные дипло­матические поручения выполняли по указанию государя бояре.

С новгородских земель были выведены все прежние землевладель­цы. По приказу Ивана III в пределах Новгорода было образовано удельное княжество для Федора Вельского, отъехавшего из Литвы. Крупные земельные владения были выделены новым правителям Нов­города — наместнику князю С. Ярославскому и новгородскому дво­рецкому М. Волынскому. Огромное количество земель было роздано на поместном праве и в кормление. Казна контролировала действия

цветников и волостелей. Кормленщик получал управление волостью на год или два. Он судил население и получал за это с него «корм». Высший суд и управление в отношении всего поместного вселения осуществляло государство, представленное великим кня­зем с детьми и с боярами. Власть великого князя ни с кем не дели­лась. Все назначения, наделение определенными полномочиями для выполнения поручений исходили от имени Ивана III. Сила его вла­сти в полном объеме ощущалась в конфликтных ситуациях, когда го­сударь терпел возражения бояр, но при случае жестоко расправлялся с ними. Когда князь С. И. Ряполовский, принадлежавший к кругу высших руководителей Думы, попытался отстоять законность прав коронованного великого князя, внука Ивана III Дмитрия, он был арестован и обезглавлен.

Судебник 1497 г. В интересах консолидации объединяемых земель и централизации власти при Иване III было систематизировано рус­ское право. 1497 г. датируется составление первого общерусского Су­дебника. Источниковую базу Судебника составили Уставные грамоты XIV XV вв., в том числе Двинская и Белозерская грамоты, содер­жавшие нормы московского права, которое постепенно приобретало общерусский характер, а также Русская Правда, Псковская судная грамота. Прежние нормы права, заимствованные из старых источни­ков, перерабатывались в духе нового времени. 40 статей из 60, пред­ставленных в Судебнике, вводили новые нормы, не известные преж-:. ней судебной практике11.

В организации судопроизводства на всей территории страны поя­вились новшества. Было осуществлено введение суда великого кня­зя и его детей как суда высшей инстанции, суда бояр и окольничих и суда наместников и волостелей.

Судебник регулировал вопросы владения землей. Положения 57-й статьи «О христьянском отказе» определяли единовременный для всего государства срок, в течение которого крестьянам разрешалось покидать своего господина, - Юрьев день. Оговаривалось и холопье право. Введенные судебные нормы не охватывали всех правоот­ношений в складывающемся государстве, но вместе с тем отражали политико-правовые идеи складывающегося самодержавия. При со­ставлении Судебника 1497 г. использовался зарубежный, особенно Византийский, опыт.

Это существенно

Со вступлением Ивана III в брак с Софьей Палеолог обычно связывают введение в России государственного герба —двуглавого орла, который является гербом современной Российской Федерации. Многие авторы считают, что это изображение было заимствовано у династии Габсбур­гов, именовавших себя императорами Священной Римской империи. Иван III стремился показать Габсбургам возросшую роль своего госу­дарства и его международное значение. Московский правитель отка­зался принять от Габсбургов королевскую корону, заявив их послу, что он и так «Государь всея Руси». Принятие королевского титула из рук императора означало бы установление вассальной зависимости Рос­сии от империи. Со временем двуглавый орел стал символизировать геополитическое положение России — местонахождение и а Европе, и 8 Азии, между западной и восточной цивилизациями.

Государственная идеология «Москва Третий Рим». Образование мощного государства с православным населением создало почву для распространения в русском обществе идеи «Москва — Третий Рим». После падения Византии под натиском турок (1453 г.) эта идея вос­производила общин смысл эпохи. Псковский инок Филофей тонко угадал настроения современников: «...яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася воедино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть росейское царство...»12

Глава русской церкви принял титул митрополита Московского и всея Руси. Вместе с тем объем прав и полномочий великокняже­ской власти определил и место церкви в строящемся государстве. Стало возможным превращение русской митрополии в эффективное орудие великокняжеской политики. Идея богоизбранности Москов­ского царства содержала и положение о богоустановленности вла­сти, которое было обязательным для православной державы. Русская государственность стала осознаваться в новых реалиях. Мысль о ви­зантийском наследии в то время последовательно связывали с пред­ставлениями о московской власти как самодержавной и о государе как помазаннике божьем. Митрополит Зосима в сочинении «Изло­жение пасхалии», поданном Собору в 1492 г., сложил похвальное слово «самодержцу» Ивану III. Сам Ног поставил Ивана III — «ново­го царя Константина новому граду Константину — Москве и всей русской земли и иным многим землям государя».

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои расте­рянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покину­тую им временно прямую историческую дорогу», - писал об итогах ордынского периода в русской истории В. О. Ключевский13. Объеди­нение земель превратило Московию в крупное но средневековым мер­кам государство, которое с конца XV в. стало называться Россией. Укрепление единства подвластных территорий стало основной зада­чей политики русских государей ХVI-ХVII вв.