§ 2. Значение путей сообщения для
экономического развития Древней Руси
Состояние и использование путей сообщения. Социально-экономическое развитие, хозяйственная жизнь, общение населения во многом определялись развитием путей сообщения. На всем огромном пространстве Древней Руси существовали десятки тысяч поселений, сел, деревень и небольших заимок (поселений крестьян, расчищавших лес под пашни). Обычная зона поселения занимала территорию примерно 50-100 км в поперечнике. Между ними располагались незаселенные леса. На обширном пространстве Восточно-Европейской равнины шел процесс формирования территориальной структуры русского государства, и пути сообщения способствовали укреплению столь необходимого для страны государственного единства.
Летописные сведения и данные археологических раскопок указывают на то, что расселение происходило преимущественно в бассейнах рек. По реке проходила дорога — к соседям. Реки, озера наряду с сухопутными дорогами были основными путями сообщения. Следует отметить, что по одной из версий слово «русские», корневые слова «рус» и «рос» означают «живущие по рекам», «река».
Потребности общественного развития на всех этапах исторического пути нашей страны требовали создания путей сообщения. Их становление и улучшение создавало благоприятные условия для развития торговли, обеспечения защиты Отечества. Издавна на Руси
существовали грунтовые дороги, а в лесных и болотистых местах — гати (гать - настил из бревен или хвороста для проезда через топкое место). Они дополнялись паромными переправами через водоемы и реки. (По легенде, будущая княгиня Ольга была паромщицей на реке Великой (Псков), заменяя отца. Здесь ее и увидел молодой Игорь, будущий великий князь.) Для перехода из одной водной системы в другую служил волок. Волоком называли участок между реками, близко сходящимися в своих истоках, или участок суши между рекой и морем или озером. Такие перешейки служили для сообщения на Руси и в Сибири. По ним в старину волочили суда при переходе из одного важного бассейна в другой. У волоков возникали села и города, например Волоколамск (известен с 1135 г.), Вышний Волочек. Суда по рекам против течения проводились в основном бурлаками, т. е. людьми, которые шли по суше и тянули корабль за собой на веревках, канатах. Уже в те времена высоко ценилась профессия лоцмана, который мог провести судно через все преграды.
Внешняя торговля Древней Руси: путь «из варяг в греки». На территории современной России внешняя торговля возникла еще в У1-УП вв. Это было связано с экономическим развитием восточнославянских племен. В славянских племенах происходило разделение труда, росла его производительность, усиливалось имущественное расслоение. Торговля первоначально носила меновый характер и велась как внутри территории племен, так и на границах их расселения. Восточные славяне торговали с приграничными племенами и соседними государствами мехами, воском, рабами. Рабов обычно добывали путем войн и набегов.
Местами торговли были погосты. Это название происходило от слов «гостьба», «гостить», которыми обозначалась внешняя торговля. Считается, что в У1-УН вв. зародилась ярмарочная форма торговли. Появились первые торговцы-скупщики, которые скупали в славянских селениях пушнину, воск, кожи, льняные ткани, ремесленные изделия, зерно. Вывоз зерна осуществлялся через черноморские порты в Грецию, а также по Днепру в Византию. Обратно везли шелковые ткани, изделия из золота и серебра, виноградное вино, оружие и т. д.
В VШ-Х вв. восточные славяне вели посредническую торговлю между арабским Востоком и Византией, а также между Востоком и побережьем Балтийского моря.
Внешнеэкономический фактор сыграл важную роль в возникновении древнерусского государства. Главная транспортная и торговая артерия на протяжении нескольких веков — водный путь «из варяг в греки» — стал осью, вокруг которой развивалась экономическая, политическая и культурная жизнь. Днепровский путь «из варяг в греки» интенсивно использоваться с первой четверти IX — начала X в. Этот путь пролегал от Финского залива, по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины и до Днепра. По Днепру опускались до Черного моря и достигали Византии. Через притоки Днепра и другие пути главная хозяйственная артерия восточных славян соединялась с бассейнами Днестра, Вислы, Волги, Дона, Каспийского и Азовского морей. Па берегах рек, вокруг былых погостов выросли Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. На берегах Черного моря возникли Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак), которые представляли собой военно-торговые форпосты. Путь «из варяг в греки» являлся своеобразной «столбовой дорогой», связавшей Северную и Южную Европу.
В первые века существования древнерусского государства значительная часть русских экспортных товаров собиралась князьями в порядке дани: меха, мед, воск и т. д. Весной на Днепре у Витичева собирался большой караван из княжеских, купеческих и боярских лодок. Под сильной охраной караван спускался вниз по Днепру до первых порогов. Порог Ненасытен обходили по суше. Волоком или на плечах переносились лодки. Невольники переносили товары. Этот путь составлял несколько километров. В устье Днепра на острове Березань 2-3 дня отводилось на отдых и ремонт. Затем шли до устья гая, где также существовала опасность встречи с печенегами. Вдоль берега добирались до Константинополя.
Византийские товары отличались компактностью. Из Византии везли ткани шелковые (камку, атлас, штоф, тафту), золототканые (аксамит), сукно, бархат, сафьян, ковры, оружие, благородные и цветные металлы, краски, предметы художественного ремесла, в том числе финифтяные и эмалевые изделия, дорогие сосуды, поливную керамику, церковную утварь (богослужебные книги, иконы, мозаику, раки мраморные для хранения мощей), резные мраморы, стекло, фаянс, драгоценные камни, жемчужные ожерелья, пряности, хлеб, соль и др. Из Северного Причерноморья вывозили амфоры грушевидной формы, которые на Руси называли корчагами и использовали для хранения вина и оливкового масла. Купцы по завершении торговых операций старались продать лишние суда и отправлялись домой.
Внешняя торговля Древней Руси: путь «из варяг в арабы». Использовали варяги и «сарацинский путь», т. е. сеть рек и волоков, через которые можно было выйти на Волгу и Дон, к Черному и Каспийскому морям. Некоторые авторы считают, что путь «из варяг в арабы» был не менее значимым в экономическом отношении, чем путь «из варяг в греки». Великий Волжский путь начинался на берегах Балтийского моря и у острова Готланд на севере и западе и заканчивался в Хазарском каганате на юге. Широко известны были тогда такие хазарские города, как Хамлидж, или Хамлих (на нижней Волге), Итил, или Атил (в дельте Волги, около Астрахани), Семендер, или Самандар (в низовьях реки Терек, в районе нынешнего Кизляра) и Баланджер, или Беленджер (на полпути между Самандаром и Дарьяльским ущельем в середине Кавказского хребта). Стоит упомянуть крепости Астрахань, Таматарху (в дельте Кубани), Саркел, или Белую Вежу (в нижнем течении Дона).
Восточнославянские племена в VIII-IХ вв. платили необременительную дань Хазарскому государству. Это достаточно аморфное государственное образование, занимавшее огромную территорию с недостаточно четко очерченными границами, контролировало точки пересечения наиболее важных торговых путей Западной Евразии. Таможенные пошлины, которые взимались на всех торговых путях, в городах, крепостях и т. д., служили важным источником дохода и предметом внимания со стороны каганата. Международную транзитную торговлю вели, по некоторым данным, не сами хазарские купцы, а булгарских, хорезмские и кавказские купцы, а также евреи, которые хорошо владели иностранными языками.
Под контролем Хазарского каганата участвовали в международной, торговле и восточнославянские купцы. Они имели постоянные подворья в Итиле и других городах.
Транзитным центром волжской торговли в IХ-Х вв. был Волжский Булгар, столица Волжско-Камской Болгарии. Остатки этого города находятся в селе Болгары на территории современной Татарии. Русские купцы приходили в Булгар флотилиями. Они вели торговлю, отправляли богослужения, подолгу здесь жили. Волжская Болгария успешно торговала с Арабским халифатом, с Византией, с русскими княжествами, особенно с Владимиро-Суздальским. Южнее булгар по течению Волги проживали буртасы (мордва) и мари (черемисы), которые также участвовали во внешнеторговых связях, предлагая на продажу и обмен меха, рогатый скот, хлеб, мед, воск
.
По Волжскому пути в восточные страны отправлялись товары русского и булгарского экспорта. Меха продавались «сороками» — связками по 40 штук. Это были соболиные, куньи, бобровые, горностаевые, беличьи, заячьи и лисьи меха. Вывозились также воск, мед, невольники и невольницы, кольчуги, клинки мечей, янтарь в обработанном и необработанном виде, лен и льняные ткани, изделия из серебра с чернью и позолотой и т. д. На Восток отправлялись византийские шелковые ткани, сукна, парча с золотом и серебром, ковры и т. д. Некоторые русские купцы добирались до Дербента, Баку, Гиляна и Багдада, вели торговлю в Персии, в Арабском халифате. С Востока на Русь и в Балтийские страны поступало большое количество серебряных монет — дирхемов, которые на протяжении длительного времени играли существенную роль в денежном обращении, Импортировались также бисер, жемчуг, драгоценные камни, самшит, украшения из золота, серебра и бронзы (серьга, цепочки, ожерелья, запястья, подвески, кольца, пуговицы, пряжки, булавки, бляхи для украшения одежды и конской сбруи), блюда, металлические зеркала, изделия из стекла и глины, шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, овощи, мускус, камфора, корица, алоэ, фрукты и т. д. Из Волжской Булгарии в русские города по Волге и Оке вывозился хлеб, из Хазарии — рыбий (белужий) клей, скот, кожи, рыба. Волжским путем на Русь приходили товары из Индии и других стран Азии.
Восточная Европа сыграла важную роль в установлении торговли со странами Арабского халифата. Эта торговля через Русскую землю началась с VIII в. У Великого Волжского пути было два направления. В районе современного Волгограда одна дорога продолжалась вверх по Волге. Другим путем купцы через переволоку переходили на Дон. Затем по Дону, Северному Донцу, Сейму, Десне и Оке двигались в Посожье. Верхнее Иоднепровье и на Западную Двину. На «хазарский путь» русские купцы во второй половине IX в. проходили и на ладьях из Днепра через Черное море, Волга к X в. превратилась в важнейшую торговую артерию, которая связала Восток и Север. У арабских авторов Волга называлась Нахр-ар-рус, что означает «русская река».
Судьба внешней торговли во все времена зависела от характера внешней политики, которую проводили государства, прилегавшие к торговым трассам. Хазарский каганат был разгромлен и прекратил существование. Победы были впечатляющими, но последствия весьма неоднозначными. Прекратился приток восточной монеты на Русь, что нанесло торговле существенный урон. Возросло влияние Волжской
Булгарии, которая превратилась в восточный форпост мусульманского мира и главный центр торговли Востока с Русью. От Владимира Святославича в 1006 г. булгары получили право свободной (беспошлинной) торговли по городам на Оке и Волге. Русские купцы получили право свободного приезда в булгарские города. Между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией был подписан ряд мирных договоров.
Падение Хазарского каганата привело в обширные степные районы, пограничные с русскими землями, половцев. Борьба с ними была тяжелой. Половцы перекрыли торговые пути к Азовскому и Каспийскому морям. Они вытеснили с берегов Черного и Азовского морей Византийскую империю, а затем и Русь. В середине XII в. Тмутараканское княжество прекратило свое существование.
Половецкие ханы были заинтересованы в развитии восточной транзитной торговли. Они заняли место хазар в организации торгового посредничества между Европой и Азией. Через территории, которые контролировались половцами, из Средней Азии во второй половине XII — первой трети XIII в. поступали особые шелковые ткани из некрученой пряжи (занданечи), поливная посуда, фаянс. Из Ирана вывозилась бронзовая утварь, ткани, фаянс, художественная керамика — чаши, тарелки, кувшины, выполненные из высококачественной фарфоровой массы.
Сухопутная торговля на западном направлении. География внешнеторговых связей Древней Руси не ограничивалась водными путями — Днепровским н Волжским. В Х1-ХШ вв. сухопутным путем осуществлялись отношения с Францией, Северной и Южной Германией, Италией, Польшей, Чехией, Моравией, Венгрией, Швецией, другими странами и землями Европы. От Киева на запад путь вел к Кракову, Праге и Регенсбургу. В XII в. Регенсбург (ныне в составе земли Бавария) был многолюдным городом и портом на Дунае. В Киеве был двор регенсбургских купцов. Регенсбург имел в Киеве торговые конторы, занимавшиеся покупкой меховых товаров. В Регенсбурге действовала особая корпорация купцов, торговавших с Русью, — рузариев. В Киеве жили греки, армяне, евреи, немцы, моравы, венецианцы, торговцы других национальностей. Им разрешалось отправлять богослужение, строить свои храмы, но запрещалось спорить о вере.
Из Нижней Лотарингии, Рейнской области, Вестфални и Нижней Саксонии в русские земли поставлялась художественная утварь
(бронзовые чаши, другие изделия из металла). Из Чехии привозили серебро, богемское стекло, мрамор. Из Венгрии поставлялись кони. Из Германии в Южную Русь вел Дунайский путь. Использовался также путь из Кельна через Магдебург в польские города и Повисленье. Важным таможенным пунктом на польско-русской границе был Дрогичин Надбужский.
Торговля па Востоке. На восточном направлении русские торговали с печенегами, половцами и другими кочевниками. Эта торговля носила исключительно меновый характер. Русские продавали мед, меха, невольников. Кочевники поставляли рогатый скот, лошадей, овец. Среди русских экспортных товаров главную роль играли меха, мед и воск. Важным предметом вывоза были рабы. После принятия христианства рабы-христиане не продавались на внешних рынках, но в XI-XII вв. продолжали вывозиться рабы-язычники, например половецкие военнопленные.
Археологические и письменные источники позволяют утверждать, из Руси вывозились также лен и льняное полотно («русская ткань»), серебряные изделия, кольчуги, сабли, шишаки (шлемы), икра, моржовая кость и изделия из нее. Вывозились также ювелирные изделия из серебра с филигранью, чернью и зернью, литейные изделия, кожи, замши, шиферные пряслица, висячие «русские» замки, стеклянные бусы, кольца.
Хлеб из Руси в рассматриваемый период не вывозился даже в византийские владения в Крыму. Свидетельства об экспорте хлеба отсутствуют в источниках.
Внешнюю торговлю в древнерусский период вели гости. Словом «гость» первоначально обозначали иноземцев, прежде всего варягов, которые приходили в русские земли с торговыми целями. Постепенно «гостями» стали называть всех купцов-оптовиков, осуществлявших торговлю в крупных размерах за пределами собственного постоянного места проживания. Гости составляли высший разряд городского населения Руси, занимали особое положение в тогдашнем обществе.
Купцы, занимавшиеся внешней торговлей, объединялись, так как бездорожье, перемещение товаров на значительные расстояния, необходимость защищаться от грабежей требовали совместных действий. В дальний путь обычно отправлялись торговые флотилии или караваны повозок под сильной охраной.
Выдающийся русский историк В. О. Ключевский считал, что внешняя торговля была «руководящей силой народного хозяйства страны»,
была тесно связана с разработкой естественных богатств - с лесными промыслами, звероловством и бортничеством (лесным пчеловодством). Он считал, что основные русские города были созданы «успехами внешней торговли», и называл Древнюю Русь «днепровской, городовой, торговой».
Русь в силу своего геополитического положения в течение IX-XII вв. играла важную роль в системе международных внешнеэкономических отношений, выполняла посредническую функцию между азиатским, греческим и европейским миром,
В результате монголо-татарского нашествия нарушились прежние торговые связи Руси. На первое место вышли города на Волжском пути, куда съезжались русские и восточные купцы. Последние были из Золотой Орды, Бухары, Самарканда и других мест. На южном направлении важную роль играли итальянские колонии в Крыму — Каффа и Сурож. Отсюда русские купцы добирались до Константинополя, где им удалось вновь основать свою колонию. В Москве сложились купеческие объединения, которые поддерживали великие князья. «Гости-сурожане» вели торговлю на южном направлении. «Су-конники», принадлежавшие к «суконной сотне», торговали с европейскими купцами.
Древняя Русь занимала выгодное место в системе внешнеэкономических связей раннего Средневековья. Некоторые авторы считают, что русским купцам несколько не хватало активности. Другие считают, что 1Х-ХП вв. были «золотым веком» не только в истории России вообще, но и в истории отечественной внешней торговли в частности. Во всяком случае русские купцы выходили в Черное (Русское) и Балтийское (Варяжское) моря на своих судах, торговали на свои капиталы и пользовались равными правами с иностранными купцами. В условиях ига русские купцы надолго утратили прежние позиции. Их пришлось восстанавливать в течение длительного периода.
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов