§ 3. Развитие путей сообщения,
материальной и духовной культуры
в ордынский период
Возникновение ямской службы. В период ига Золотой Орды значительно ухудшилось геополитическое положение русских земель. На протяжении ХIII-ХIV вв. Русь находилась в международной изоляции. На севере, северо-западе — агрессивные шведы и Ливонский орден, на западе — недружественное Великое княжество Литовское,
целью которого было воссоединение древнерусских земель, но под своей эгидой; на востоке — жестокий сюзерен в лице Золотой Орды. Были нарушены тортовые и культурные связи между русскими землями: надолго прервалась связь Северо-Восточного региона с южными и западными княжествами, а также с другими странами. Однако именно тяжелые внешнеполитические условия способствовали объединению раздробленных русских княжеств вокруг Москвы в единое государство. Ордынская система коммуникаций была распространена на русские территории, что. в свою очередь, помогало восстановлению и укреплению хозяйственных связей между различными регионами, хозяйственному возрождению Московской Руси в целом.
Организация системы коммуникаций была заимствована монголами у китайцев и активно использовалась как в самой Монгольской империи, так и на покоренных землях. Огромная площадь Монгольской империи, ее военизированный характер требовали обеспечения быстрой связи между отдаленными окраинами. Для создания такой системы связи по всей территории государства 5мли установлены на определенном расстоянии друг от друга почтовые пункты ямы. Каждый ям состоял из конюшни и постоялого двора. Население окружающих территорий должно было содержать соответствующий ям, выделяя для этого определенное количество людей, лошадей, продуктов и всего необходимого для быстрого бесперебойного обслуживания требований ханских гонцов, послов и чиновников. На покоренных территориях монголы с целью установления быстрой связи также устраивали ямы. Ямская система была создана и в завоеванных русских княжествах. На русское население была распространена тяжелая ямская повинность. Впоследствии, уже в независимой России, вплоть до XIX в. сохранялись ямы, ямская служба.
Внешнеторговые связи русских земель. Несмотря на тяжелое экономическое положение русских земель в условиях ига, по мере их хозяйственного возрождения уже с XIV в. постепенно развивается и расширяется внешняя торговля. Наиболее активно русские купцы торговали с Востоком, Покорение и присоединение русских земель привело к тому, что Золотая Орда оказалась на перекрестке старых торговых путей Восточной Европы. В результате Восток и Запад были соединены безопасными торговыми путями. Монгольские ханы были заинтересованы в расширении прибыльной международной торговли и старались привлечь в Орду иностранных купцов, сделав дороги и рынки безопасными для них. На сарайских рынках велась
очень активная торговля. Сюда приходили товары из Средней Азии, Византии, Египта, Италии. Уже в 1300 г. в Сарае была основана русская торговая колония. Русские купцы привозили сюда для дальнейшей перепродажи в Крым, Иран, а также в западные страны меха, льняные и шерстяные ткани, оружие, ремесленные изделия. Закупали они соль, шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, восточную поливную посуду, драгоценные камни.
Восточная ориентация русской торговли в период ига привела к появлению в русском языке многих стон, связанных с коммерцией, которые были заимствованы у монголов: товар (обозначало скот или имущество вообще), товарищ (первоначально значило «деловой партнер»), товарищество (в смысле компании предпринимателей), пай, сундук, торба.
Усиление восточной торговли не привело, однако, к полному прекращению торговых отношений с западными странами. При этом известно, что русские купцы редко посещали западноевропейские рынки. В основном иноземные торговцы приезжали торгован) в русские земли. На Запад по-прежнему вывозили сырье — воск, меха, пеньку, лес. Ввозили оттуда благородные металлы, селитру, сукно, вино, оружие. Торговые связи с Западной Европой, в первую очередь со Швецией, значительно укрепились уже после освобождения от золотоордынского ига, когда в 1492 г. Иван III напротив шведской Нарвы построил русский пограничный форпост — Ивангород. Однако осуществление равноправной торговли с Западной Европой и экономическое развитие русских земель в целом было затруднено, в первую очередь из-за отсутствия полноценного выхода к Балтийскому морю.
Утраты и обретения русской культуры. Нашествие Батыя и другие монгольские карательные экспедиции XIII в. причинили колоссальный ущерб не только политическому и экономическому развитию страны. Тяжелый удар был нанесен по культурной жизни страны. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало русское зодчество: были разрушены многие храмы, из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей на полвека прекратилось каменное строительство. Вместе с храмами погибали мозаики и фрески, иконы. Расхищались библиотеки, уничтожались рукописи. Упадок пережило прикладное Искусство. Но, несмотря на столь разрушительные прямые последствия монголо-татарского нашествия, в целом сфера русской духовной
культуры устояла, оказалась менее деформированной, чем политическая или социально-экономическая системы Руси.
В первые десятилетия ига создавшаяся обстановка почти не оставляла места для художественного творчества. Однако уже со второй половины XIII в. начинается польем. Первые военные победы, успехи хозяйственного строительства способствовали оживлению культуры, особенно в городах. В них увеличивается удельный вес ремесла, возрождаются многие технические навыки, преданные длительному забвению после монголо-татарского вторжения, совершенствуется мастерство ремесленников и художников. В свою очередь, наметившийся духовный подъем помогал объединению русских людей и, следовательно, положительно влиял на ход военных действий, на экономическое развитие. В сознании порабощенных россиян никогда не угасала мысль о необходимости борьбы с завоевателями. Постепенно формировалась высокая общенациональная идея, вокруг которой происходила консолидация русского народа. Большое значение для возрождения национального сознания Руси имела победа русского войска на Куликовом поле. Эта победа доказала русским людям не только необходимость, но и возможность вести успешную борьбу за освобождение от ига. Стремление к независимости, объединение Руси, рост национального самосознания, духовный подъем — вот те основные компоненты, которые характеризуют русскую культуру периода золотоордынского ига. Развитие всех отраслей культуры, всех видов искусства в эту эпоху шло от возрождения к расцвету.
Идея объединения древнерусских земель, обращение к историческому прошлому Руси, когда страна была едина, сильна, а потому независима, особенно характерны для раннемосковского искусства. Это объясняется тем, что московские князья, претендуя на роль политического центра такого объединения, стремились поставить себе на службу идеологию, церковь, все подвластные ей виды искусства. В XV в. Москва выступает уже не только как политическая столица нового крупного государства, но и как культурный центр всех русских земель.
Официальное летописание, письменная литература и устное народное творчество периода золотоордынского ига призывали жителей русских земель к объединению. В начале XV в. при участии митрополита Фотия в Москве был составлен новый летописный свод, главной идеей которого был союз московской великокняжеской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Причем новый летописный свод начинался
«Повестью временных лет» с целью подчеркнуть продолжение Москвой традиций киевского и владимиро-суздальского периодов в истории страны.
О нашествии монголо-татар, о героическом сопротивлении русских людей сообщают исторические повести, написанные современниками событий («О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Под воздействием победы на Куликовом иоле в 1380 г. возник цикл литературных произведений: «Задонщина», «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище». Их объединила одна главная мысль — о единстве русской земли как основе победы над врагом. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества — жанр исторической песни как непосредственного отклика на конкретные события. В песнях отражены подвиги простых людей, пытавшихся остановить врагов («Повесть об Авдотье-рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»),
В XIV- XV вв. на русских землях начинается процесс возрождения каменной архитектуры. Особенно быстрыми темпами строятся монастыри: если в Х1-ХШ вв. на Руси насчитывалось не более 70 монастырей, то к середине XV в. их стало более 180. За последующие полтора столетия было построено около 300 новых монастырей, а за один лишь XVII в. — 220.
Войско Батыя уничтожило многие русские города. Уже в конце XIII и особенно в ХIV-ХV вв. восстанавливаются, отстраиваются вновь крупные русские центры. Ранее других каменное строительство возобновилось в Новгороде и Пскове. Уже в XIV в. первые каменные храмы появляются и в Московской земле (в Москве, Звенигороде, Загорске).
Для зодчества второй половины XIV в. характерно усиленное возведение крепостных сооружений. Это было вызвано необходимостью обеспечения условий для последующей борьбы с Золотой Ордой. В этой связи на первый план выдвигалась идея укрепления южнорусских рубежей. В 70-е гг. XIV в. сначала в Нижнем Новгороде, а затем в Серпухове строятся каменная и дубовая крепости. Обе крепости должны были стать серьезным препятствием для продвижения ордынцев в глубь страны.
При князе Дмитрии Ивановиче впервые отстраиваются из камня стены Московского Кремля. Огромный по своим размерам (протяженность стен достигала почти 2000 м), Кремль был построен за очень непродолжительный период: заготовка камня началась в 1366 г., собственно возведение крепости осуществлялось в 1367-1368 гг. Каменный
Московский Кремль стал важнейшим укреплением Северо-Восточной Руси. В XV в., когда большее распространение получили математические знания, практически все крепости на границах Руси строились на основе математически проработанного плана.
В начале XV в. Москва стала приобретать все большее политическое значение в качестве объединителя всех русских земель. Московские великие князья, обустраивая свою резиденцию, хотели, чтобы она не уступала во внешнем блеске Владимиру, Потому многие каменные храмы XIV-XV вв. строятся по образцам владимиро-суздальского зодчества: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Звенигороде (1400), Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422).
Освобождение Московской Руси от иноземного ига, становление ее как независимого единого государства выдвигало необходимость обустройства столицы с учетом европейского опыта. С этой целью Ива ном III были приглашены в Москву зарубежные, в первую очередь итальянские, мастера: Аристотель Фиораванти, Вон Фрязин, Марко Руффр, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый. Этими, а также русскими зодчими в последней четверти XV в. был создан новый ансамбль Московского Кремля, который в основном сохраняется до настоящего времени. Строительство кремлевских соборов итальянскими архитекторами способствовало появлению в русской архитектур новых технических приемов, которые были заимствованы из зарубежного архитектурного опыта эпохи Возрождения. Так, при возведении Аристотелем Фиораванти Успенского собора впервые на Руси были использованы железные связи. Новым было создание большого внутреннего пространства храма, установление больших оконных проемов. Архангельский собор (Алевиз Новый) внешне был оформлен в духе итальянского Возрождения.
Помимо реконструированных храмов в ансамбль Московского Кремля вошли также и постройки гражданского назначения: Каменная палата для государевой казны, новый великокняжеский дворец, кирпичные кремлевские стены с башнями, мосты через реки Неглинную и Москву. В новом ансамбле Кремля получила воплощение идея ( величия и силы единого Московского государства.
Особенно ярко духовный польем второй половины XIV — XV в. выразился в живописном искусстве. Именно этот период считается «золотым веком» средневековой русской живописи. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, мастеров их школ радовало современников, продолжает восхищать и сегодня. Важно отметить,
что появление в 70-е гг. XIV в. такою самобытного, виртуозного византийского иконописца, как Феофан Грек, не привело к слепому подражанию великому мастеру со стороны русских художников. А ведь Феофан попал в Новгород зрелым мастером, уже расписавшим много церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате, Кафе и в некоторых других византийских городах. Современники понимали, что Феофан Грек «среди иконописцев отменный живописец» (так о нем отзывался церковный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый). Он принимал участие в росписях важнейших храмов сначала Новгорода, затем Москвы. Феофан Грек работал бок о бок с русскими мастерами, воспитал группу талантливых учеников.
Однако ко времени появления его на русской земле здесь уже Вжилась национальная школа живописи. Наиболее ярким ее представителем был Андрей Рублев. Известно, что Рублев работал вместе с Феофаном, расписывая стены Благовещенского собора Московской) Кремля. Однако он не стал подражать авторитетному византийскому художнику. Живопись Рублева скорее противоположна по духовному содержанию и цветовой гамме: он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Наиболее ярким свидетельством духовного взлета периода ига является самое замечательное произведение Андрея Рублева икона «Троица». В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обособления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв.
Таким образом, Московская Русь, формируя свою государственность в условиях жесткого подчинения Золотой Орде, оказалась отторгнутой от европейской цивилизации. 15 результате монголо-татарского нашествия и ига, которое продолжалось почти два с половиной столетия, собственные древнерусские социально-политические институты были уничтожены, а складывание новых происходило при непосредственном участии представителе»! монгольских ханов с учетом примера азиатского сюзерена. Именно поэтому существенным структурным изменениям подверглось в первую очередь политическое и социально-экономическое развитие русских земель. При этом в меньше»! степени оказалась деформированной духовная сфера. Здесь в условиях ига сохранялись и преумножались древнерусские традиции, позже обогащенные элементами западноевропейского творчества, особенно итальянского Возрождения.
Вопросы для повторения
Каковы были причины катастрофического разгрома Древней Руси?
Почему систему отношений между Золотой Ордой и русскими землями называют игом?
Что сохранилось в русских землях от периода Древней Руси? Что появилось нового?
Какую роль сыграли московские князья Даниловичи в возрождении русской государственности?
Сравните деятельность Ивана III с деятельностью любого другого правителя страны. Почему Ивана III современники называли Великим?
Источники и литература ко второму
разделу
Источники
Задонщина. М.: Современник, 1980.
Памятники Куликовского цикла. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛMIL 1998.
Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2.
Хрестоматия но истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Просвещение, 1989.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 18G1 г. М.: Просвещение, 1987.
Литература
Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.: Наука, 1989.
Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. М.: Мысль, И992.
Вернадский Г. В История России. Монголы и Pvcь. Тверь: Леан; М. Аграф, 1997.
Викторова .Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980.
Горский А. А. Русские земли в XIII XIV вв.: Пути политического развития. М: Изд. центр ИРИ, 1996.
Гумилев Л. Я. Древняя Русь и Великая Степь. СПб.: Кристалл. 2001.
Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: Очерки Висторин общины, сословии, государственности (до начала XVI в.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XI1I-X1V вв. М.: Наука. 1985.
В. Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М.: Знание, 1990.
Каргалов В. В. Свержение монголо-татарского ига. М.: Просвещение, 1973.
Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь: РИФ ЛТД, 1995.
Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.
Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X-XVII вв. М., 1976.
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было? М.: Панорама, 1991.
Очерки русской культуры XIII-XV вв.: В 2 ч. М.: МГУ, 1970.
Похлебкии В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений с татарскими государствами в XIII-XVI вв. М.: Международные отношения, 2001.
Пресняков А. £ Образование Великорусского государства. М.: Богородский печатник, 1998.
Прохоров F. 94. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: В 2 т. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2000.
Три Рима. М., 2001.
Соколов Ю. Ф. Александр Невский - полководец земли Русской. М., 1992
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М.: Соцэкгиз, 1960.
Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997.
Янин В. Л. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV веков. М.: Изд-во МГУ, 1998.
Раздел третий
М ОСКОВСКОЕ ЦAPCTBO (1480-1700)
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов