Глава II 498
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ 498
§ 1. Становление рыночных отношений 498
§ 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей 511
Вопросы для повторения 519
Источники и литература к седьмому разделу 520
Словарь 522
Источники и литература ко всему учебнику 540
Введение
В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г.
История опирается на факты, полученные из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминании и т. д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.
«Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни народов и племен на территории бывшего СССР. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как собственно описание истории, исторического процесса, так и историю развития исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н. М. Карамзин (1766-1826, «История государства российского» в 12 т.), С. М. Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), В. О. Ключевский (1841-1911,
(Курс русской истории» в 5 т.). После 1917 г. историческая наука был чрезмерно идеологизирована, превратилась в «политику, опрокинутую в прошлое», использовалась для коммунистического воспитания советских людей, особенно молодежи.
Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основные концепции — консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории, или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.
Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию. Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни.
В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы. Равенства и Братства.
В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский историк Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».
Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России: западный, восточный типы; евразийская цивилизация; уникальная и единственная российская усекая) цивилизация. Вызывает споры реальность и характер «сопкой цивилизации».
В отечественной исторической науке всегда была сильна государственная школа. Наиболее распространенной является периодизация венной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь — раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство — сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия - СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2004)
Основными методами исторического исследования являются сравнительно-составительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т. д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.
История России является частью всемирной истории. Главное ее содержание составляет история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета русских людей.
Данное учебное пособие подготовлено для студентов технических вузов в соответствии с Государственным стандартом по курсу «Отечественная история». Авторы надеются, что студенты оценят четкий, конкретный характер изложения материала, таблицы, систематизирующие материал. На протяжении всего изложения особое место обращалось на материальную сторону жизни россиян, на проблемы развития науки, техники, путей сообщения. В учебнике наряду с биографическими справками о крупнейших государственных деятелях приводятся сведения о выдающихся представителях научно-технической мысли, инженерного дела в России. В нашей стране
люди дела, создававшие и развивавшие материально-техническую базу, производственную инфраструктуру, известны совершенно недостаточно. К сожалению, в большинстве технических вузов пока отсутствует специальная обязательная дисциплина - история науки и техники. Поэтому настоящий учебник хотя бы отчасти компенсирует данный пробел.
Материал в учебнике организован проблемно-хронологически. Главы каждого раздела освещают события в политической, экономической и духовной сферах жизни российского общества в тот или иной период, т. е. на протяжении достаточно длительного времени. Это, по мнению авторского коллектива, позволит студентам получить объемное представление о путях развития нашей страны и народа и увидеть всю панораму отечественной истории. Авторы рассчитывают, что студенты будут не только запоминать, но и размышлять в процессе чтения.
В каждом параграфе курсивом выделены наиболее важные сюжеты, раскрывающие содержание параграфа. Курсивом также выделены наиболее важные понятия, выводы, оценки. Учебник содержит элементы хрестоматии, которые представлены рубрикой «Читаем источник». Авторы рассчитывают, что студенты, ознакомившись с приводимыми текстами, ощутят колорит каждой исторической эпохи и лучше воспримут предлагаемый материал. Биографические справки и часть статистического, фактического материала представлена рубриками «История в лицах» и «Это существенно». Наиболее важные даты и персоналии выделены полужирным шрифтом. В конце каждого раздела приводятся вопросы для повторения. После основного текста помещен словарь наиболее важных понятий. В учебнике даются ссылки на используемые источники, приводимые цитаты я статистические сведения. В конце каждого раздела, а также в конце учебного пособия в целом приведены списки источников и литературы. В источниках студенты найдут летописные, документальные, мемуарные и иные свидетельства о происходивших событиях из первых рук. В списках литературы представлены главным образом новейшие работы, вышедшие в последние 10-15 лет. При этом вниманию студентов предлагаются труды авторов, занимающих различные позиции. Ознакомление с использованной в учебнике литературой поможет студентам технических вузов составить представление об основных направлениях научной работы зарубежных и отечественных историков.
Учебник написан коллективом кафедры "История" Петербургского государственного университета путей сообщения, старейшего транспортного вуза страны, основанного в 1809 г.
Авторы:
Профессор, доктор исторических наук В. В. Фортунатов (введение, глава I раздела первого, § 4 главы I раздела третьего, глава I вдела четвертого, § 1 главы II раздела четвертого, глава I раздела пятого, § 4, 5 главы I раздела шестого, раздел седьмой, глоссарий таблицы);
профессор, доктор исторических наук С. Ф. Спигирев (§ 3 главы I раздела шестого);
доцент, кандидат исторических наук А. А. Голубев (глава II раздела четвертого);
доцент, кандидат исторических наук В. И. Голубев (§ 2-4 главы II раздела четвертого);
доцент, кандидат исторических наук В. А. Данилов (§ 1, 2, 5 главы I раздела шестого, § 1, 2 главы II раздела шестого);
доцент, кандидат исторических наук Е. В. Нефедьева (§ 1, 2 главы I раздела второго, глава II раздела второго);
доцент, кандидат исторических наук Т. Н. Трусова (§1,2 главы 11, раздела третьего, § 1-5 главы II раздела пятого);
доцент, кандидат исторических наук В. М. Шадрина (§ 3 главы I раздела второго, § 1-3 главы I раздела третьего);
кандидат исторических наук А. Г. Фирсов (§ 6 главы II раздела пятого);
кандидат исторических наук В. И. Левин (§ 2 главы I раздела пятого);
аспирант К. С. Мурашев (§ 2 главы I раздела пятого).
В подготовке издания такжепринимали участие Р.А.Кособрюхова, Е.В.Соляр, О.В. Санюк.
Литература
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973.
Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М.: Политиздат, 1992.
Данилевский Я. А. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. Ивин А. А. Философия истории. М.: Гардарики, 000.
Каламийцев В. Ф. Методология истории (от источника к исследованию) М.: РОССПЭН, 2001.
Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. М.: Высшая школа, 1990.
Советская историография. М.: РГГУ, 19%.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
Философия истории / Под ред. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 2001.
Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. СПб.: ЛОПИ им. А. С. Пушкина, 1997. ,
Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М.: Международные отношения, 1996.
Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. СПб.: Культура, 1993.
Яковец Ю. В. История цивилизаций. М.: Влада, 1995.
Раздел первый
ДРЕВНЯЯ РУСЬ (862-1237)
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов