§ 2. Развитие политических отношений
в русских землях в условиях ига
Вассальная зависимость русских князей. Естественное политическое и социально-экономическое развитие покоренных древнерусских земель было прервано и существенно деформировано длительным золотоордынским игом. В целом развитие российской государственности в период ига шло под контролем и при непосредственном участии ордынской администрации. Это предопределило азиатски сориентированный во многих чертах характер будущего Московского государства. Именно Золотая Орда дала первый пример централизованной политической власти, с которой столкнулись непосредственно русские князья, вынужденные постоянно посещать ханский двор. Русские князья учились у своих ордынских хозяев науке абсолютного деспотического правления, строгого вертикального подчинения, жестокого наказания ослушавшихся и подавления недовольных.
Монголы не оккупировали Русь, а подчинили ее политически и закабалили экономически. Хан Золотой Орды стал высшим сувереном (господином) страны. В русских документах периода золотоордынского ига хан именуется «царем». Князья считались вассалами ханов Золотой Орды, их «служебниками». Ордынские ханы подтверждали права русских князей на их княжества и выдавали ярлык на великое княжение Владимирское. Для этого князья должны были ездить с богатыми дарами и с выражением покорности в Сарай и в столицу Монгольской империи Каракорум. Причем в Орде искусно использовалась борьба русских князей за Владимирский стол: ярлык на великое княжение получал, как правило, тот князь, который мог предложить более богатые подарки и усмирить непокорных ордынских противников. I. е. важнейшим условием получения княжеского ярлыка была политика, противоречащая русским национальным интересам. Князья, которые отказывались подчиняться воле монгольских ханов, как правило, погибали. Только за первые 100 лет ига по при-
казанию хана в Орде было убито более 10 русских князей. Наиболее гибкие могли рассчитывать на поддержку со стороны Орды, в том числе и вооруженную поддержку. Так постепенно формировалась генерация покорных русских князей, для которых высшим законом была воля хана.
Одним из ярких проявлений вассальной покорности русских князей было заложничество. По ханскому требованию князья должны были отправлять в Орду своих сыновей, младших братьев или племянников в качестве постоянных заложников (иногда на срок 5-8 лет) либо приезжали сами с семьями в Сарай во временное распоряжение хана. Таким образом, русские князья становились лично зависимыми от ханов Золотой Орды как крепостные. Оказавшись в рабском положении, привыкая и приспосабливаясь к нему, князья переносили все черты азиатского рабства на свое население, не жалея при этом ни бояр, ни дворян, ни простой люд.
В 50-е гг. XIII в. в русские земли были направлены ханские наместники — баскаки, их сопровождали военные отряды. Баскаки должны были следить за правильностью сбора наложенной дани (ордынский выход), контролировать лояльность местных князей и их администрации, подавлять возможные антиордынские выступления. Деятельность баскаков отличалась особой жестокостью по отношению к русскому населению. Это становилось причиной городских восстаний против баскаков. Во второй половине XIII в. такие восстания произошли и Новгороде, Суздале, Ростове, Ярославле и других городах. В итоге уже в начале XIV в. баскачество как система управления было ликвидировано, а функция сбора дани передана местным князьям.
Выдвижение Москвы. Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставили перед россиянами вопрос о необходимости объединения. Несколько княжеств могли претендовать на роль центра нового объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси. Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и др.), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV в. происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое княжение и политическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско
.
Москва вступила в соперничество с Тверью за великое княжение в начале XIV в. при сыновьях первого московского князя Даниила Александровича — Даниловичах. Юрии Данилович (правил в 1303-1325 гг.) присоединил к московскому княжеству земли вдоль всего течения Москвы-реки, значительно увеличил таким образом его территорию, первым из московских правителей стал претендовать на Владимирское великое княжение. Соперничество с Тверью привело к гибели Юрия Даниловича: он был убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. Но уже преемник Юрия — его младший брат Иван Данилович (Калита) — сумел получить великокняжеский ярлык, оказав хану помощь в подавлении антиордынского восстания в Твери.
Политика Ивана I Калиты (1328-1340) внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и доставщиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях. Историческая опенка личности и действий Ивана Калиты двойственна. Его правление действительно способствовало централизации русских земель, но достигалось это тяжелой для россиян ценой. «Он не боролся против гнета Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой "выхода", доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. Его политика "правежа" денежных средств с населения русских земель была неуклонной и жестокой, сопровождавшейся крутыми мерами»9.
Объективно действия Ивана Калиты приводили к усилению Московского княжества. В его правление не было совершено ни одного карательного набега на московские владения. При Калите была полностью отменена система баскачества. столь ненавистная русским людям. Сбором дани и доставкой ее в Орду стал заниматься московский князь. «Такое поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в Орду получил и Иван Данилович, когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем»10. Иван I, являвшийся посредником Золотой Орды по сбору
История в лицах Иван I Иван Данилович предположительно родился в 1283 г. Имя матери не установлено. Участвовал в междоусобной борьбе с тверскими и рязанскими князьями. Около года находился с посольством в Орде, куда впоследствии неоднократно ездил для получения поддержки в борьбе с политическими противниками. В знак верховенства Москвы над Тверью колокол из тверского Спасского собора был отправлен в Москву. Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших руководителей Русской православной церкви. Петр был причислен к лику святых. Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Руси. В Кремле при Иване I был построен собор Архангела Михаила. Архангельский собор стал усыпальницей московских правителей, начиная с самого Ивана I. Свое прозвище Иван I, внук Александра Невского, получил за умение пользоваться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и посылал в виде подарков в Орду. Калита означает кошелек, мешок с деньгами. Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился.
дани, добился фактической монополии на посещение Сарая. Это привело к тому, что постепенно Иван I и его преемники оставляют только за собой право общения с Ордой и другими странами и Москва превращается и дипломатический центр Северо-Восточной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань в Орду. Объединительная налоговая политика Ивана Калиты заложила основы жесткого подчинения внутри русского общества.
Относительные мир и покой в Московском княжестве привели и тому, что сюда окончательно переносится резиденция митрополита. Княжество становится православным центром Руси. Это тем более важно, если учесть, что в период монголо-татарского ига материальное положение и идеологическое влияние Русской православной церкви значительно укрепилось. Монгольское законодательство («Яса Чингисхана») защищало церковь и освобождало монастыри и духовенство от всех даней и повинностей в обмен на обещание молиться за хана и его семью. Подвижники веры создавали новые монастыри, Используя благоприятную ситуацию. Именно в это время были осно-
ваны крупнейшие русские монастыри: Троице-Сергиевский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий.
Перенос православной резиденции в Москву способствовал привлечению материальных средств, которыми располагала церковь, а следовательно, и экономическому укреплению Московского княжества. Кроме того, идеологическая поддержка, которую получил московский князь, усиливала доверие к нему со стороны населения других русских земель. В свою очередь московские князья способствовали разрастанию церковных богатств. В благодарность за поддержку и помощь их стремлению к единодержавию князья часто и в большом количестве одаривали землей монастыри. Росли монастырские владения и за счет земель, которые дарили бояре, упоминавшие монастыри в своих духовных грамотах.
Таким образом, правление Ивана Калиты, а затем и его сыновей — Симеона Гордою (1340-1353) и Ивана Красного (1353-1359) — сделали Московское княжество самым сильным и богатым в Северо-Восточной Руси. Ко второй половине XIV в. в круг наследственных владений московского князя попадают всё новые уделы: Дмитровский, Галицкий, Углицкий, земли Владимирского и отчасти Ростовского княжеств. Уже при московском князе Дмитрии Ивановиче (1359-1389 гг.) в результате очевидного усиления Москвы ее старшинство признала и Тверь. 70-летняя борьба за политическое лидерство на Руси завершилась победой Москвы. В последней московско-тверской войне 1375 г. тверской князь потерпел поражение и был назван «братом младшим» Дмитрия Ивановича и просто «братом» князя Серпуховского — удельного князя Московского княжества. Определилась тенденция превращения самостоятельных князей в удельные, а их княжеств — в уделы Московской Руси.
Рост и усиление Московского княжества, с одной стороны, постепенное разложение и ослабление Золотой Орды — с другой, делали возможным и неизбежным их открытое военное столкновение. 8 сентября 1380 г. такое столкновение произошло на Куликовом поле. В Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович командовал русским войском, в котором были представлены дружины и народное ополчение многих русских земель. Приведя к победе объединенную русскую армию, московский князь, получивший почетное прозвище Донской, стал военным лидером Руси.
Победа на Куликовом поле не решила проблему освобождения русских земель от монголо-татарского ига. Неоднократно еще совершались разорительные набеги на Русь: в 1382 г. на Русь пошел хан
История в лицах Дмитрий Донской Дмитрий Иванович был внуком Ивана Калиты. Он родился в 1350 г. и уже в 1361 г. при поддержке служилых людей и духовенства отобрал великокняжеский «стол» у суздальско-нижегородского князя. Он принудил к повиновению своих основных соперников из русских князей, сплотил их для Куликовской битвы. В. О. Ключевский считал, что Московское государство «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты». После нашествия Тохтамыша Дмитрию Донскому пришлось укрыться в Костроме, выплатить значительную лань Орле и заняться внутренними делами. К лику святых Дмитрия Донского причислили только в 1988 г. В памяти потомков Дмитрий Донской остался как победитель Мамая. Куликово поле является одним из святых мест русской земли.
Тохтамыш, в 1395 г. — сильный азиатский правитель Тамерлан, в 1408 г. — хан Едигей. Вновь и вновь восстанавливалась выплата дани в Орду. Однако Куликовская битва показала возможность победоносной борьбы с главными силами монголо-татар, и важнейшим условием этого было дальнейшее объединение русских земель. Победа на Куликовом поле имела и еще одно важное значение: выдача ярлыка на великое княжение перестала быть прерогативой монгольских ханов. Дмитрий Донской по завещанию, как свою «отчину», без согласия хана передал Владимирское великое княжение сыну Василию I (1389-1425). Таким образом произошло слияние Владимирского и Московскою княжеств. Москва стала не только главным городом Северо-Восточной Руси, но и признанным политическим центром всех русских земель.
Завещание Дмитрия Донского о передаче власти Василию I положило начало новому принципу престолонаследия: вместо родового принципа «но старшинству» в Московском княжестве устанавливалась практика передачи власти «от отца к старшему сыну». Такой принцип в большей степени способствовал централизации земель. Но именно династические споры стали причиной продолжительной кровопролитной феодальной войны (1425-1453), потрясавшей Московскую Русь после смерти Василия I и вступления на великокняжеский престол его малолетнего сына Василия II Васильевича (1425— 1462). В этой войне за великокняжеский престол между московским и северными — галицкими — князьями победу одержал князь
московский. Так окончательно утвердился «семейный» принцип престолонаследия, существенно укреплявший великокняжескую власть. Василий II уже без видимого сопротивления передал великокняжеский престол в наследство своему сыну Ивану III Васильевичу (1462-1505).
Собирание русских земель московскими князьями
Даниил Александрович (1276-1303) | Коломна, Переяславль-Залесский |
Дмитрий Донской(1359-1389) | Углич, Белоозеро, Калуга, Стародуб, Дмитров, Кострома, Галич |
Василий 1(1389-1425) | Нижний Новгород, Муром, Вологда, Двинская земля. Малая Пермь |
Иван III (1462-1505)
| Ярославль, Ростов, Великая Пермь, Новгород, Тверь, Вятская земля, Чернигов, Новго-род-Северский, Брянск, Мценск, Любутск, Гомель, Рыльск |
Василий 111(1505-1533) | Псков, Рязань, Смоленск |
Победа московского князя в войне с северными князьями стала возможна в том числе и благодаря поддержке, которую Василий II получил от Московского митрополита. В это время Русская православная церковь была заинтересована в укреплении политической власти московских князей. Уже с 1439 г. после окончательного раскола Русской православной и католической церквей высший русский церковный иерарх стал избираться в Москве, а Русская церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. Захват Константинополя в 1453 г. турками означал дальнейшее ослабление константинопольского патриарха. В 1439 г. константинопольский патриарх заключил унию (союз) с папой, пошел на ряд уступок в надежде на помощь европейцев в борьбе с турками. Эти расчеты не оправдались. Европейская помощь оказалась несущественной. Многие православные христиане считали: «Лучше турки, чем папа».
Московский князь становился единственным в мире государем, способным защитить православие и всех православных христиан. Именно поэтому церковь и впоследствии оказывала всемерную поддержку московским князьям в их стремлении раздвинуть границы княжества и укрепить свою самодержавную власть.
Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIV-ХV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства Московская Русь, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зачастую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объединения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. Причем складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были по сути слугами ханов, зачастую подвергались унижениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали мириться с былой вольностью своего населения. Это привело к ослаблению, а затем — в середине XIV в. — и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до их окончательного присоединения к Московскому княжеству.
- 300.Piter.Com
- 300 Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
- Глава I 79
- Глава II 105
- Глава I 118
- Глава II 156
- Глава I 326
- Глава II 406
- Глава I 460
- Глава II 498
- Глава I
- § 1. Народы и древнейшие государства на территории России
- Читаем источник
- § 2. Роль Северо-Запада в возникновении
- § 3. Особенности государственного строя
- § 4. Древняя Русь в системе
- Глава II
- § 1. Формирование системы
- § 2. Значение путей сообщения для
- § 3. Социальное устройство
- Глава I
- § 1. Исторические судьбы территории
- § 2. Развитие политических отношений
- § 3. Иван III и возрождение русской
- Глава II
- § 1. Паразитическая сущность ига
- § 2. Особенности процесса феодализации
- § 3. Развитие путей сообщения,
- Глава I
- § 1. Реформы и контрреформы Ивана IV Грозного
- § 2. Смута как кризис русской государственности
- § 3. Власть и народ в XVII веке
- §4. Внешняя политика России в XVI веке
- Глава II
- § 1. Обновление материально-
- § 2. Основные этапы закрепощения крестьянства
- Глава I
- § 1. Петр Великий и рождение Российской империи
- § 2. Санкт-Петербург — столица
- § 3. «Просвещенный абсолютизм»
- § 4 Проблема реформирования России в первой половине XIX века
- Глава II
- §1. Роль государственного сектора в экономике императорской России
- § 2. Становление транспортной системы России
- Глава I
- §1. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны
- §2. Железнодорожное строительство — ключевое звено российской индустриализации
- § 3. Столыпинская аграрная реформа
- Глава II
- §1. Либеральные реформы Александра II
- § 2. Внешняя политика России
- § 3. Первая российская революция
- §4. Россия в условиях Первой мировой
- § 5. Революция 1917 года в России
- § 6. Духовная культура россиян в XIX — начале XX века
- Глава I
- § 1. От распада старой России к созданию ссср
- § 2. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима
- § 3. Великая Отечественная война —
- § 4. Советская сверхдержава в условиях
- § 5. Политическая система ссср в 1945-
- 1991 Годах
- Глава II
- § 1. Поиски советской модели
- § 2. Попытки экономического реформирования в ссср в 1945-1991 годах
- Глава I
- § 1. Старое и новое в постсоветской России
- § 2. Приоритеты и проблемы
- Глава II
- § 1. Становление рыночных отношений
- 1992 Г. Стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала».
- § 2. Влияние реформ на развитие общества и повседневную жизнь людей
- Отечественная история Учебное пособие для технических вузов