logo search
История науки и техники

А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;

  • И.Е. Тамм разработал квантовую теорию рассеяния света в кристаллах;

  • К. Вагнер обнаружил существование двух типов полупроводников – электронных и дырочных;

  • К. Янский изобрел первый радиотелескоп и открыл космическое радиоизлучение, чем положил начало радиоастрономии, в 1937 г. построил первый параболический радиотелескоп;

  • Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг открыли селективное рассеяние света;

  • В. Боте и Г. Беккером было открыто излучение большой проникающей способности, возникающее при бомбардировке бериллия альфа-частицами ─ привело к открытию нейтрона;

  • М.А. Еремеевым в 1933 г. в Ленинграде построил первый циклотрон;

  • Иваненко и Гейзенбергом в 1932 г. была создана протонно-нейтронная модель ядра;

  • Э. Ферми в 1934 открыл искусственную радиоактивность, обусловленную нейтронами; в 1942 г. им же был запущен первый атомный реактор в Чикагском университете.

  • Г.Н. Флёров (1913-1990) совместно с К.А. Петржаком в 1940 г. открыли спонтанное деление тяжелых ядер;

  • Стремление и дальше познать мир, космос, жизнь, строение вещества, сформулировать законы, которые управляют природой, обусловили открытия в других отраслях науки (химия, биология, астрономия и др.). Наиболее важными достижениями в этих областях стали:

    Революционные открытия в естественных науках были во многом обусловлены потребностями времени. В индустриальном обществе наука является одним из приоритетных направлений общественного развития, ее предназначение быть практически полезной и изменить в лучшую сторону жизнь и поведение людей. Теоретические достижения науки активно интегрируются в промышленное и сельскохозяйственное производство, оборонную и добывающую промышленность, сферу услуг и развлечений, экономическую сферу.

    Развитие общественных наук также следовало «в ногу со временем». Поиск путей дальнейшего развития общества в условиях экономического кризиса, кризиса либеральных ценностей и роста популярности фашистских идей определили своеобразное развитие исторической и философской мысли, экономической теории, политического и социологического знания.

    Основные положения общественного и экономического знания

    Историческая наука

    Теория О. Шпенглера. Каждая культура (автор выделяет девять «органических культур»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя и культура будущего русско-сибирская.) проходит в своем развитии тысячелетний цикл и, «умирая», превращается в цивилизацию. Основные признаки цивилизации: развитие техники и промышленности; упадок государства и литературы; появление крупных городов, населенных безликими массами (то есть переход к массовости, что приводит к череде войн за мировое господство).

    Цивилизационная концепция А. Тойнби. Всемирно-исторический процесс разделен на 21 относительно-замкнутую цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

    Евразийская концепция. Основоположниками этой идеологии были Н.Трубецкой, П. Савицкий, В. Ильин, Я. Бромберг, С. Эфрон и др. Основная идея в том, что у России есть свой собственный путь, и этот путь не совпадает с основным путем западной цивилизации. Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные модели, у них разные системы ценностей.

    Политическая мысль

    Либерализм приобретает форму неолиберализма, предполагающего постоянное вмешательство государства в экономические процессы и социальную сферу.

    Социологическое знание

    Появление теорий и концепций, восходящих к человеку, его роли и активности в современном мире. Среди них, структурализм (Т. Парсонс), неоэволюционизм (Т. Парсонс, Э. Шилз), теория социальных изменений (Р. Мертон, 1910), теория социального конфликта, бихевиоризм и др.

    Экономическая наука

    Неоклассическое направление. И. Фишер (1867-1947) считал экономику наукой о богатстве. Богатство – есть материальные предметы, принадлежащие человеку. Но, не все материальные предметы входят в состав богатства, а только те, которые могут быть присвоены.

    Институционализм2. По утверждению Т. Веблена (1857-1929) в основе экономических процессов лежат психология, биология и антропология. Главная роль в экономическом развитии отводится технократии (техническая интеллигенция и менеджеры), а при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов и технических специалистов. Предмет экономической науки Веблен видел в области исследования мотивов поведения потребителей и среди основных инстинктивных склонностей людей он выделял инстинкт праздного любопытства и склонность к приобретательству.

    Теория эффективного спроса. В 30-е гг. ХХ в. английский экономист Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу.

    озникновение новых экономических теорий (принципов идейно-политических доктрин ()000000000000000000000000000000000000000000