3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
В математике исследования Н.И. Лобачевскогосоздавали в будущем предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.П.Л.Чебышев, А.Н.Ляпунов, А.А.Марков (лидеры Петербургской математической школы)сделали важные открытия по теории машин и механизмов, обусловленные прикладными исследованиями. В частности П.Л. Чебышевым были введены в математическую науку новые понятия.
В физике А.Г.Столетов,исследуя фотоэлектрические явления, вплотную подошел к установлению законов электрических разрядов в газах. Он открыл закон о зависимости силы тока несамостоятельного разряда от давления, получивший название «эффект Столетова».Изобретателем дуговой лампы без регулятора – электрической свечи, прообраза современной осветительной лампы стал известный физик П.Н. Яблочков.А.С. Поповым было изобретено радио.
Сформировалась российская химическая школа. Н.И.Зининым была открыта реакция восстановления нитросоединений в аминосоединениях. Её применение послужило основой создания отрасли химической промышленности по производству синтетических расящих веществ и лекарственных препаратов. А.М.Бутлеров - является создателем теории химического строения. Д. Менделеев в «Основах химии» изложил периодический закон элементов и создал периодическую систему элементов– наивысшее мировое научное достижение X1Xв. в области химии. Установил, что химические свойства элементов изменяются не непрерывно с ростом атомного веса, а периодически. Другими словами, способность элементов к химическому взаимодействию, их валентность не увеличивается плавно с ростом атомного веса, от каждого предыдущего элемента к последующему, а после некоторого увеличения снижается, потом снова растет и т.д.
В астрономии В.Я. Струве ─ основатель и первый директор Пулковской обсерватории, открытой в 1839 г. ─ установил факт поглощения света в межзвёздном пространстве. В «Этюдах звездной астрономии» впервые применил статистические методы для изучения строения звездного мира, и тем самым заложил основы классической звездной статистики. Ф.А. Бредихин основал российскую астрофизическую школу. Им были созданы теория кометных форм и теория происхождения метеорных потоков и образования периодических комет.
Выдающиеся и получившие мировое признания были открытия в области биологии и медицины. Н.И. Пирогов создал школу хирургии, положившую начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, был основоположником военно-полевой хирургии. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвижную гипсовую повязку. Мировую известность получил четырехтомный атлас Н.И.Пирогова «Топографическая анатомия».
И.И. Мечников создал эволюционную эмбриологию, сделал ряд открытий в области микробиологии, основал в России школу микробиологии и сравнительной патологии. В 1908 г. ученый был удостоен Нобелевской премии совместно с П.Эрлихом.
В области физиологии надо отметить труды К.А. Тимирязева ─основателя отечественной школы физиологов растений Основные его исследования посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего были разработаны специальные методики и аппаратура. И.М. Сеченов ─ основатель русской физиологической школы ─ в «Рефлексах головного мозга» обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. И. Павлов создал учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности, которое вскрыло роль нервной системы живых организмов в процессах эволюции и утвердило представления о целостности животного организма. В 1904г. классические труды И.П.Павлова по физиологии кровообращения и пищеварения были отмечены Нобелевской премией.
Географическая наука пополнилась новыми открытиями. В результате научной экспедиции М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена была открыта Антарктида. Русским географическим обществом были организованы экспедиции на острова Тихого и Ледовитого океанов, Аляску, в Сибирь, на Урал, в Центральную Азию, по островам Тихого океана, в Новую Гвинею и др.
Таким образом, научная мысль российских математиков, физиков, химиков и т.д. в ХIХ– начале ХХ вв. сумела занять достойную «нишу» в мировой науке. Развитие научной мысли в России происходило параллельно с европейскими тенденциями развития науки и многие открытия российских физиков, химиков, математиков определили направление исследований в Европе, и даже опередили свое время (Лобачевский).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики