logo

Основные положения общественного и экономического знания

В развитии исторической науки рассматриваемого периода обращает на себя внимание теория О. Шпенглера о том, что каждая культура (автор выделяет девять «органических культур»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя и культура будущего русско-сибирская.) проходит в своем развитии тысячелетний цикл и, «умирая», превращается в цивилизацию. Основные признаки цивилизации: развитие техники и промышленности; упадок государства и литературы; появление крупных городов, населенных безликими массами (то есть переход к массовости, что приводит к череде войн за мировое господство).

В цивилизационной концепции А. Тойнби всемирно-исторический процесс разделен на 21 относительно-замкнутую цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

Основная идея евразийской концепции (основоположниками этой идеологии были Н.Трубецкой, П. Савицкий, В. Ильин, Я. Бромберг, С. Эфрон и др.) в том, что у России есть свой собственный путь, и этот путь не совпадает с основным путем западной цивилизации. Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные модели, у них разные системы ценностей.

В развитии политической мысли либерализм приобретает форму неолиберализма, предполагающего постоянное вмешательство государства в экономические процессы и социальную сферу.

Социология в рассматриваемый период отмечена появлением теорий и концепций, восходящих к человеку, его роли и активности в современном мире. Среди них, структурализм (Т. Парсонс), неоэволюционизм (Т. Парсонс, Э. Шилз), теория социальных изменений (Р. Мертон, 1910), теория социального конфликта, бихевиоризм и др.

Экономическая теория в период 20-30-х гг. ХХ в. представлена рядом самостоятельных направлений:

В основе экономических процессов лежат психология, биология и антропология. Главная роль в экономическом развитии отводится технократии (техническая интеллигенция и менеджеры), а при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов и технических специалистов. Предмет экономической науки Веблен видел в области исследования мотивов поведения потребителей и среди основных инстинктивных склонностей людей он выделял инстинкт праздного любопытства и склонность к приобретательству.

В 30-е гг. ХХ в. английский экономист Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу.