logo

§ 2. Наука и техника в античном мире

До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Греция была малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стало создание триеры – нового типа боевого корабля. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника. Триера позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей. Огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло.

Греки учились ораторскому мастерству в частных школах, в которых преподавали мудрецы-«софисты». Признанным главой софистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что истина – это то, что кажется большинству (то есть большинству судей). От софистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Учеником Сократа был знаменитый философ Платон (427-347). Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств. Аристотелем была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствующей в науке до ХУ1. концепция движения, теория пространства и времени, концепция причинно-следственных связей. Бесспорным достижением Аристотеля стало создание формальной логики. Именно Аристотелю принадлежат труды, в которых изложены начала зоологии, анатомии и физиологии. Среди них – сравнения функционирования живого организма с работой механизма. После его работ научное знание окончательно отделилось от философии, произошла дифференциации: выделились математика, физика, география, основы биологии и медицинской науки (Гиппократ). Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Македонские завоевания были вызваны новым изобретением в военной сфере – созданием македонской фаланги. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей.

Первым великим механиком называют знаменитого строителя военных машин Архимеда, прожившего большую часть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и рычага. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Но Архимед был и великим ученым, заложившим основы математической физики. Причем практическую деятельность Архимед считал второстепенной. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал загон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.

В III веке до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым военным изобретением, созданием легиона. Римляне в основном пользовались орудиями, которые изобрели греки, правда, усовершенствовав их боевые качества. Главным техническим достижением римлян было создание цемента и бетона. В Риме действовало 7 акведуков – водопроводов (самый длинный - 70 км). Самым знаменитым ученым и инженером римского времени был Марк Витрувий, живший I веке до н.э.

Велики были достижения техники античного мира. Как, впрочем, и античной науки, во многих своих положениях и выводах, опровергнутой сегодня, но сыгравшей исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с техникой, было важнейшим шагом в формировании активного, преобразующего отношения человека к миру. Вся дальнейшая история науки и техники была развитием и преобразованием античной науки и техники.

Глава 2. Научная мысль средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Наука и техника эпохи Возрождения

§1 Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии

Начало эпохи средневековья связывают с падением Западной Римской империи в 476 г. (германские племена скиров свергли последнего императора Ромула Августула).

В период Средних веков (5- к.15 вв.) на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации, на Ближнем и Среднем Востоке – китайско-конфуцианская и индийская цивилизации, в Азии – арабо-мусульманская цивилизация.

Доминирующей формой постижения бытия в средние века являлась религия. Однако, и христианство, и ислам создавали согласие в обществе, обеспечивали его стабильность. Религиозное воспитание способствовало формированию высокой нравственности, идеалов добра и справедливости. Церкви и монастыри являлись проводниками грамотности и образования. Важно заметить, что многие ученые того времени Готтфрид Лейбниц, Рене Декарт, Кеплер, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, (они были современниками или последователями Галилея) были глубокими и искренними религиозными мыслителями. Они не находили противоречия между наукой и религией. В своем научном поиске они стремились лучше познать творение Бога.

Характеризуя средневековую науку в целом, можно утверждать, что значительных прорывов в науке не было. Однако (и это очень важно), удалось сохранить письменные памятники древних ученых. Значительное научное наследие создавалось и сохранялось в монастырских библиотеках, а чтение и переписывание ученых книг были обязательным занятием в монастырях. Ученые монахи переводили тексты древних рукописей, обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Монастыри обменивались рукописными книгами.

Монополия церкви на ученость и образование, с одной стороны, формировала научное мышление, закованное в догмы и схоластику. Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций, а Библия и Коран являлись основой для решения политических, правовых, экономических и морально-этических проблем. Но с другой стороны, именно церковные школы и монастыри обеспечивали обучение и сохранение знаний, из церковных школ выросли первые европейские университеты.

В эпоху средних веков происходит соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Развитие механики связано было с эволюцией ремесленного производства и зарождение мануфактур.

Важно также отметить, что очень многие изобретение этого периода (водяной и ветряной двигатель, механические часы, компас, порох, бумага и др.) оказали влияния на развитие науки в дальнейшем.