1.2 Наука в странах арабского Востока
Взлет творческой мысли в арабских странах эпохи средневековья определялся религиозными и политическими факторами: созданием и распространением на обширных территориях исламского владычества. Крупнейшим исламским государством эпохи средневековья был Арабский халифат, расцвет которого пришелся на IX в. В состав этого государства входили территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев.
В период с VIII по XII вв. в арабском мире, прежде всего, развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Мировоззрение средневековых арабов проявлялось в распространении своеобразных наук, соединяющих положительные опытные знания с мистикой и суевериями: астрономию у них сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т.д.
Представители стран ислама освоили интеллектуальное наследие Греции и Рима. Такая преемственность была подготовлена предыдущими контактами цивилизаций Востока и Запада во времена империи Александра Македонского и Великого Рима, а затем Византии. Вполне закономерно, что исламские мыслители и ученые ориентировались на авторитеты Аристотеля, Птолемея, Страбона, римских энциклопедистов. Кроме того, использовались достижения индийской науки. Так, в начале IX в. Магомет Ибн Муса аль Хорезми (Альхорезми) переработал математические труды Брамагупты. Затем переводчики и переписчики превратили имя Альхорезми в термин “алгорифм”, или “алгоритм”, означающий систему последовательных операций для решения тех или иных задач. Название труда Ибн Мусы “Алгебра” дало имя целой науке (сначала оно означало “дополнение”). Автор подчеркивал практическую пользу математики (в частности для измерений земли).
Автор около 150 трудов по математике, естествознанию, астрономии, истории, геодезии Бируни высказал свои взгляды на природу и познание: описал круговорот воды в природе, чувства человека (подчеркивая, что его главнейшее качество, отличающее от животных, - разум). Ученый также был сторонником развития опытного естествознания. Бируни допускал возможность движения планет вокруг Солнца, указал причину лунных фаз.
Среди плеяды мыслителей и ученых арабского Востока XI в. особенно выделяется Ибн Сина (Авиценна) - подлинный ученый-энциклопедист, автор сочинений в области философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Однако наиболее он был знаменит своими трудами по медицине. Ибн Сина отмечал три различных состояния человеческого тела: здоровье, болезнь и промежуточное. В процессе лечения больного, по его мнению, были важны три основных момента: режим, лекарственное лечение и различные процедуры (банки, пиявки, кровопускание и пр.). Одним больным он рекомендовал общие хирургические операции, другим - физические методы лечения: гимнастические упражнения. Прославивший Ибн Сину медицинский трактат “Ал-Канун фи-Тибб” (“Канон”) стал научной энциклопедией всех медицинских знаний той эпохи.
Завоевав Пиренейский полуостров (VIII в.), арабы основали здесь Кордовский эмират. Именно отсюда распространялись в Западной Европе сочинения мыслителей античности. В Кордове была создана богатейшая библиотека. А в конце X в. аль-Мансур, или Альманзор, объединил под арабским владычеством всю Испанию, что способствовало расцвету экономики, науки и культуры.
В XII в. Раймонд Толедский основал школу переводчиков. Их деятельность способствовала тому, что ученые Запада смогли лучше ознакомиться с трудами, созданными на Востоке. Идеи арабских мыслителей, творчески воспринявших учение Аристотеля, в Средние века начали распространяться по Европе. Под арабским влиянием распространились в средневековой Европе астрология и алхимия. И если с первой вели постоянную борьбу отцы церкви, то алхимические идеи и навыки применялись в монастырских подвалах, где проводились разнообразные опыты с целью создания философского камня.
В сфере развития гуманитарных наук можно выделить обстоятельное учение о политике, государстве и власти Абуан-Насра аль-Фараби (870–950), которое он изложил в трактатах «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и «Гражданская политика». Аль-Фараби различал две основные разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». «Добродетельный» город-государство – это модель наилучшего и естественного общения, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города: порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей. Правитель в «добродетельном городе» просвещенный и по своим личным качествам должен удовлетворять весьма строгим требованиям. В других же городах власти стремятся только к личной выгоде.
Еще одним известным арабским мыслителем XI в. был аль-Маварди (974–1058), который в своих трудах пытался выявить сущность халифата и понять его природу.
Свидетельством высокого уровня развития техники были процветающие восточные города. Так, в Кордове все городские улицы были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Арабы были прекрасными строителями и архитекторами, умело использовали полученные знания. В кордовской мечети (одной из крупнейших в мире, 22400 м2) была реализована еще придуманная греками акустическая хитрость. Купол михраба был выполнен в форме раковины, которая является мощным резонатором. Когда имам читал Коран в молельном зале, его было слышно даже во дворе.
Арабские алхимики изобрели важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудование: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и др.
Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. В наведении узоров на стальной клинок (дамасскирование), арабам не было равных. А эта технология увеличила ценность оружия во много раз.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики