§2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
XVIII век ─ век Разума, век Просвещения, философствующий век.
В этот период европейской (западной) истории окончательно сложились ценности нового буржуазного, капиталистического, рыночного общества. Сложились ценности, идеология индустриального общества. По сути, произошла интеллектуальная, идеологическая революция, окончательно утвердившая представления о том, что не только законы природы могут быть осмыслены человеком, но и законы общественного развития.
Характерные черты рассматриваемого периода: господство рационалистического мировоззрения, начало промышленной революции и связанный с ней рост технических изобретений, формирование основ индустриальной цивилизации.
В области естествознания в XVIII в. под влиянием работ И. Ньютона формируется классическая механика, теория движения газов (аэродинамика), теория движения жидкостей. Атомистическая (корпускулярная) теория формирует механистическую картину мира, где природа воспринимается как некий механизм, состоящий из огромного количества обособленных материальных тел, вступающих в элементарные связи и подчиненных однозначным и простым закономерностям; при этом законы механики рассматриваются как всеобщие.
Одним из направлений исследований стали атмосферные электрические явления. Так, американский политик, государственный деятель и ученый Бенджамин Франклин отметил сходство между электрической искрой и молнией. В этой связи в своих письмах Лондонскому Королевскому обществу он сообщил о возможности предохранить здания от молнии устройством громоотвода. Однако, в этой области естествознания трудились и российские ученые М.В. Ломоносов и Г.В. Рихман. М.В. Ломоносов первый показал присутствие электричества в атмосфере, когда нет грозы.
Исследования в области теории электричества отмечены трудами Франца Ульриха Теодора Эпинуса (1721—1802), который обнаружил явление электризации проводника от одного только приближения наэлектризованного тела («электричества через влияние») и открыл явление электризации турмалина при нагревании («пироэлектричество») и Шарля Огюстена Кулона, создавшего основы электростатики. В частности Ш. Кулоном в ходе исследования кручения тонких металлических нитей им был построен тончайший экспериментальный прибор — крутильные весы, служащие для измерения малых сил.
Основное отличие этого периода ─ формирование тенденции математического рассмотрения электрических явлений.
В оптике основными направлениями исследований стали разработка принципов фотометрии (проблема измерения «количества света») и утверждение двух основных гипотез о природе света (волновой и корпускулярной). Происходит утверждение двух основных гипотез о природе света — волновой и корпускулярной. Однако решающих научных аргументов в пользу той или иной теории не было. Авторитетные ученые поддерживали или одну или другую идею. Так, Ньютон, склонялся к корпускулярной идее, а Лейбниц, Ломоносов, Франклин, Эйлер - к волновой теории.
К XVIII в. относится изобретение температурной шкалы (Андерс Цельсий (1701-1744), шведский астроном, предложил стоградусную шкалу с точкой «0», соответствующей кипению воды, и точкой «100», соответствующей её замерзанию). В области тепловых явлений происходит разделение понятий температура и теплота (Г. Рихман, Д. Блэк). Также новым направлением исследований стало измерение теплоты (И. К. Вильке, А. Лавуазье), проведение опытов, подтверждающих появление теплоты при трении.
В XVIII возникла научная химия и в этом огромная заслуга Антуана Лорана Лавуазье (1743-1794) ─ основателя количественного метода исследования. Лавуазье, исследуя атмосферный воздух, воду и другие химические соединения, выяснил их химическую природу.
Астрономическая наука в XVIII в. обогатилась концепциями И. Канта (1724-1804) и П. Лапласа (1749-1827) о возникновении Земли и Солнечной системы в целом из газопылевой туманности и о влиянии фаз Луны на приливы и отливы.
В математике велась дальнейшая разработка теории переменных величин и графического изображения функций (работы немецкого математика К. Гаусса (1777-1855)). Французским математиком П. Лапласом (1749 – 1827) был введен принцип «Железного детерминизма», т.е. то, что равные действия в равных условиях всегда приводят к одинаковым результатам; это означало, что ученые в своих опытах и экспериментах всегда смогут повторить любое явление природы. Леонардом Эйлером (1707-1783) было составлено систематическое изложение математического анализа; положено начало превращению механики из науки геометрической в науку аналитическую. Жан Батист Даламбер (1717-1783) разработал так называемый «принцип Даламбера», который является методом – приёмом для решения задач динамики, характеризующихся состоянием неравновесности сил, приводимым условно к равновесному состоянию. С помощью своего «принципа» Даламбер решил задачу о столкновении и выполнил расчеты прецессии равноденствий и нутации земной оси (прецессия равноденствия ─ это движение точек равноденствия вдоль экватора; нутация ─ движение по долготе или колебание земной оси с периодом в 18 лет). Жозеф Луи Лагранж (1736-1813) пытался свести механику в раздел математического анализа, избегая при изложении геометрической и механической интерпретации рассуждений.
В сфере гуманитарных наук утверждаются идеи Просвещения. Философы-просветители (прежде всего, это Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо) считали, что достаточно установить разумные, рациональные законы и развитие общества сразу изменится в лучшую сторону. Идеология Просвещения страдала умозрительностью рассуждений, стремлением подогнать реальную действительность под готовые теоретические схемы. Тем не менее, философы-просветители сыграли огромную роль в рационализации и модернизации законодательства в большинстве европейских стран; ликвидация феодальных пережитков; создании новой системы образования без сословных ограничений; наконец, построении начал светского государства, основанного на веротерпимости. Кроме того, философия Просвещения с ее упором на логику и теоретические рассуждения способствовала ускорению развития науки в целом.
Развитие юридической науки связано с продолжением формирования концепции правового государства. При этом особо следует отметить вклад таких ученых и политических деятелей как Ч. Беккариа (разработка принципа верховенства закона), Вольтера, Ш. Монтескье (принцип разделения властей), Б. Франклина, Т. Джефферсона.
Экономическая мысль рассматриваемого периода отмечена созданием основ экономической теории в трудах физиократов (Ф. Кенэ, Р. Тюрго) и родоначальников классической политэкономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо).
Таким образом, в Западной Европе в XVIII в. происходит бурное развитие естественных и гуманитарных наук, чему во многом способствовало ускоренное капиталистическое развитие наиболее развитых стран в экономической сфере и господство идеологии Просвещения с ее рационализмом в духовной сфере. В связи с падением влияния церкви препятствий для развития науки больше не было. Развитие научной мысли в XVIII в. связано с математизацией и расширением экспериментальной основы естествознания. Усиливается дифференциация наук, как самостоятельная наука возникает химия, в математике и физике возникают самостоятельные направления исследований. К рассматриваемому периоду относится становление технических наук, в частности прикладной или практической механики, занимающейся непосредственно изучением работы машин, механизмов и сооружений, а также разработкой методов их расчета. Развитию технических знаний во многом способствовал выпуск технической литературы, из которой особенно выделяется труд французских ученых Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», вышедший в 1779 г. В нем описано состояние техники XVIII в., ее материальные и научные основы.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики