logo

1.2. Особенности промышленного переворота в России

В России промышленный переворот начался в 20-30-е гг. XIX в. Свидетельство начала перехода к машинному фабрично-заводскому производству ─ рост импорта машин и возникновение машиностроения. Между тем, всей совокупности необходимых предпосылок (о которых говорилось выше), среди которых важнейшей является социально-политическая и экономическая либерализация в России, к началу XIX столетия в наличии не было. Промышленный переворот в России затормозила феодально-крепостническая система, и его окончание стало возможным только после отмены крепостного права.

Приспособленность отечественной промышленности к условиям феодализма (крепостная мануфактура, обеспечила её подъем в ХVIII в.) стало причиной ее застоя в первой половине ХIХ в. В крепостнической России технические и технологические новации оказались не нужны. Крепостной труд делал невыгодным применение машин. Используя машину, заменяющую нескольких рабочих, заводчик не мог их уволить, потому что они были его собственностью. В итоге машина не сокращала, а увеличивала производственные затраты, то есть техническая революция лишь повышала стоимость продукции.

Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию отрасли. В целом, втрое возросло за 1825-1860-е гг. число крупных, оснащенных машинами предприятий в обрабатывающей промышленности; в 1860 г. лица вольного найма составляли здесь около 80% ─ и это в то время, когда в казенной промышленности, прежде всего металлургической, использовался еще на 80% крепостной труд.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. только по Волгам и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой. Регулярное морское сообщение между Петербургом и портами Балтийского моря было налажено уже в 40-е гг., правда большая часть морских пароходов принадлежала иностранным предпринимателям.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят талантливыми крепостными горнозаводчиков Демидовых отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз, а в 1835 г.- второй. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. Однако, почин не был поддержан и паровозами вскоре перестали пользоваться.

В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Она наглядно доказала возможность строительства и более крупных магистралей, и от опытной дороги можно было переходить к планомерному строительству так необходимых России железных дорог. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851). В целом, к моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог (в сравнительно небольшой Великобритании – 16,8 тыс. км). Протяженность шоссейных дорог к середине 50-х гг. XIX в. составила 4186 верст.

Вместе с тем, резкий разрыв во времени между техническим обновлением производительных сил и сдвигами в сфере труда (крепостное право в деревне и казенной промышленности, крепостник-сезонник, работавший по найму у станка!) стали основной причиной прогрессирующего отставания от стран Западной Европы. На фоне примерно удвоения производства в России в период 1825-1855 гг. объем английской промышленности увеличился более чем в 30 (!) раз. Страны Запада обгоняли Россию по технике производства, видам и качеству продукции, а главное, по производительности труда и объемам производства. В частности, удельный вес России в совокупной выплавке чугуна пятью странами (Англия, США, Германия, Франция, Россия) упал за 1825-1860-е гг. с 15 до 5%. Удельный вес России в мировом промышленном производстве к 1860-му году уступал Франции в 7,2 раза, Германии в 9 раз, Англии в 18 раз.

Реформы 60-70-х гг. дали мощный импульс промышленному развитию страны. Только за 1860-90- е гг. число машиностроительных заводов выросло в 5,5 раз, а число рабочих на них ─ в 7, 4 раза. Появились Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, паровозостроительный в Коломне, пушечный и механический в Перми и другие крупные заводы. В 1883 г. в Петербурге была пущена первая тепловая электростанция. Во многом завершению в России промышленного переворота способствовало развернувшееся масштабное железнодорожное строительство.

В 80-90 е гг. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к началу ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Темпы роста промышленной продукции по сравнению с мировыми были в России достаточно высокими.