1.2. Особенности промышленного переворота в России
В России промышленный переворот начался в 20-30-е гг. XIX в. Свидетельство начала перехода к машинному фабрично-заводскому производству ─ рост импорта машин и возникновение машиностроения. Между тем, всей совокупности необходимых предпосылок (о которых говорилось выше), среди которых важнейшей является социально-политическая и экономическая либерализация в России, к началу XIX столетия в наличии не было. Промышленный переворот в России затормозила феодально-крепостническая система, и его окончание стало возможным только после отмены крепостного права.
Приспособленность отечественной промышленности к условиям феодализма (крепостная мануфактура, обеспечила её подъем в ХVIII в.) стало причиной ее застоя в первой половине ХIХ в. В крепостнической России технические и технологические новации оказались не нужны. Крепостной труд делал невыгодным применение машин. Используя машину, заменяющую нескольких рабочих, заводчик не мог их уволить, потому что они были его собственностью. В итоге машина не сокращала, а увеличивала производственные затраты, то есть техническая революция лишь повышала стоимость продукции.
Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию отрасли. В целом, втрое возросло за 1825-1860-е гг. число крупных, оснащенных машинами предприятий в обрабатывающей промышленности; в 1860 г. лица вольного найма составляли здесь около 80% ─ и это в то время, когда в казенной промышленности, прежде всего металлургической, использовался еще на 80% крепостной труд.
Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. только по Волгам и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой. Регулярное морское сообщение между Петербургом и портами Балтийского моря было налажено уже в 40-е гг., правда большая часть морских пароходов принадлежала иностранным предпринимателям.
Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят талантливыми крепостными горнозаводчиков Демидовых отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз, а в 1835 г.- второй. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. Однако, почин не был поддержан и паровозами вскоре перестали пользоваться.
В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Она наглядно доказала возможность строительства и более крупных магистралей, и от опытной дороги можно было переходить к планомерному строительству так необходимых России железных дорог. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851). В целом, к моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог (в сравнительно небольшой Великобритании – 16,8 тыс. км). Протяженность шоссейных дорог к середине 50-х гг. XIX в. составила 4186 верст.
Вместе с тем, резкий разрыв во времени между техническим обновлением производительных сил и сдвигами в сфере труда (крепостное право в деревне и казенной промышленности, крепостник-сезонник, работавший по найму у станка!) стали основной причиной прогрессирующего отставания от стран Западной Европы. На фоне примерно удвоения производства в России в период 1825-1855 гг. объем английской промышленности увеличился более чем в 30 (!) раз. Страны Запада обгоняли Россию по технике производства, видам и качеству продукции, а главное, по производительности труда и объемам производства. В частности, удельный вес России в совокупной выплавке чугуна пятью странами (Англия, США, Германия, Франция, Россия) упал за 1825-1860-е гг. с 15 до 5%. Удельный вес России в мировом промышленном производстве к 1860-му году уступал Франции в 7,2 раза, Германии в 9 раз, Англии в 18 раз.
Реформы 60-70-х гг. дали мощный импульс промышленному развитию страны. Только за 1860-90- е гг. число машиностроительных заводов выросло в 5,5 раз, а число рабочих на них ─ в 7, 4 раза. Появились Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, паровозостроительный в Коломне, пушечный и механический в Перми и другие крупные заводы. В 1883 г. в Петербурге была пущена первая тепловая электростанция. Во многом завершению в России промышленного переворота способствовало развернувшееся масштабное железнодорожное строительство.
В 80-90 е гг. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к началу ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Темпы роста промышленной продукции по сравнению с мировыми были в России достаточно высокими.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики