3.1.Новые формы организации современной науки и техники
Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) - 3-4 года. Это технологии, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии.
В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук.
За последние 15-20 лет развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования: технологическая кооперация, межгосударственный технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы).
Американская модель В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа "научных парков":
«научные парки» в узком смысле слова;
«исследовательские парки», отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
«инкубаторы» (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
«Научные парки» формы интеграции науки с промышленностью относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.
Крупнейший из «научных парков» США Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год «высокотехнологичным» компаниям, взаимодействующим с университетом, в котором преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании («Локхид»), химические, биотехнологические.
Типичный пример «исследовательского парка», в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.
«Идеальный» тип исследовательского парка представляет собой старейший «научный парк» Шотландии Хериот-Уоттский; это единственный «научный парк» в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.
Японская модель Японская модель "научных парков", в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых «технополисов», сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект «Технополис» проект создания технополисов был принят к реализации в 1982 году. В качестве создания «технополисов» избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все «технополисы» должны удовлетворять следующим критериям:
расположение не далее, чем в 30 минутах езды от своих «городов-родителей» (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагой или Осаки;
занимаемая площадь должна быть меньше или равняться 500 квадратным милям;
наличие сбалансированного набора современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;
расположение в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.
Строительство «технополисов» финансируется на региональном уровне за счет местных налогов и взносов корпораций. «Ядром» ряда «технополисов» (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство "научных городков". Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство «технополисов» создают центры "пограничной технологии" инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.
Смешанная модель Примером смешанной модели «научных парков», ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить «научные парки Франции, в частности, крупнейший из них «София Антиполис» (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых - около 6 тысяч человек).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики