§3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
Последние десятилетия ХХ и начало XXI века многие ученые и эксперты называют эпохой «кризисной» и «переходной», констатируя слом прежних тенденций в целом ряде сфер и обращая внимание на то, что процессы глобализации остановить практически невозможно. Глобализацию можно определить как возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов — нового международного разделения труда, международного производства и политических отношений.
Отношение к глобализации как специалистов, так и простых граждан очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, но альтернативы ей нет.
Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. А именно: глобализация вытекает из саморазвития экономики; способствует свободным потокам товаров, капиталов и информации и создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния»; способствует формированию единого мирового социально-экономического строя и «международному распространению культуры». Глобализация это, своего рода, «новая капиталистическая экономика», где информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.
Сторонники иной точки зрения указывают на то, что процессы глобализации, находясь в начальной стадии своего развития, уже привели к вполне конкретным и ощутимым негативным последствиям: обозначился огромный разрыв в уровнях развития различных государств; на мировой арене появились новые самостоятельные «игроки» транснациональные структуры, собственные корпоративные интересы которых далеко не всегда совпадают с интересами государств. Значительная разница в уровне жизни и возможностях постиндустриальных и индустриальных стран, внутренние конфликты, нищета порождают мощные миграционные потоки из бедных стран в богатые и благополучные, увеличение сепаратистских настроений и рост количества внутренних конфликтов. Развитие информационных технологий и систем привело к информационной прозрачности мира, но на этом фоне разрыв в условиях жизни становится все более осязаемым. Это вызывает сильные протестные настроения в «незападном» мире, обостряя и углубляя цивилизационный кризис. Нынешний кризис мировой хозяйственной системы тоже следствие новых тенденций в развитии современного общества.
Даже абстрагируясь от полярных подходов к оценке новых тенденций мирового развития, невозможно не признать, что маховик глобализации уже раскручен и остановить его невозможно. В этом мире надо научиться жить и играть по его правилам.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики